Исходные данные.
ma кг | rg м | a | p | Fлоб м2 | kв Нс2/м4 | Тип двиг | Ne кВт | n min Об/мин | n max Об/мин | Ψmax |
0,35 | 0,005 | 2,0 | 0,15 | к | 0,30 |
ma - полная масса автотранспортного средства (АТС), кг,
rg - динамический радиус ведущих колес, м,
p - число передач,
a - эмпирический коэффициент, входящий в формулу для расчета коэффициента учета вращающихся масс δ.
Fлоб - площадь лобовой проекции АТС, м2,
kв - коэффициент аэродинамического сопротивления, Н*с2/м4,
Ne max- величина максимальной мощности двигателя, кВт,
n - частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин
Ψmax - величина максимального дорожного сопротивления,
В табл.1 приведены результаты экспериментального исследования характеристик дизельного двигателя в относительных единицах частот и мощностей.
Таблица 1 карбюраторные двигатели
.
n/nmax | 0.2 | 0.3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Ne/Nemax | 0,214 | 0,478 | 0,648 | 0,76 | 0,891 | 0,942 | 1,0 | 0,985 | 0,956 |
Внешние характеристики двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя N е (п) задается таблично в относительных единицах N е
Ne max вфункции от п, где п текущая частота вращения коленчатого вала, заданной в отношении к п max – максимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала.
1. Расчет и построение внешних характеристик ДВС
Для построения внешней характеристики Ne(п) используются данные таблицы 1.
Для построения внешней характеристики Ме (п) используется зависимость:
Ме = ,где ω=
(1)
Результаты расчета по формуле (1) сводятся в табл. 2
Табл.2
n/n max | n, об/мин | ω, 1/с | Ne / Ne max | Ne max, кВт | Ме , Нм |
0,2 | 62,8 | 0,214 | 14,98 | 238,53 | |
0,3 | 94,2 | 0,478 | 33,46 | 355,2 | |
0,4 | 125,6 | 0,648 | 45,36 | 361,14 | |
0,5 | 0,76 | 53,2 | 338,85 | ||
0,6 | 188,4 | 0,891 | 62,37 | 331,05 | |
0,7 | 219,8 | 0,942 | 65,94 | ||
0,8 | 251,2 | 1,0 | 278,66 | ||
0,9 | 282,6 | 0,985 | 68,95 | 243,98 | |
0,956 | 222,93 |
В табл. 2 приведены результаты расчета внешних характеристик карбюраторного двигателя с параметрами Ne max = 70 кВт, n min = 600 об/мин и n max = 3000 об/мин, в которой выделен рабочий диапазон частот от ώ м = 125,6 соответствующей величине максимального момента М е max = 361,14 Нм. до ώ N = 314 1/с, соответствующей величине максимальной мощности N e max = 70 кВт.
На рис. 1 представлены графические изображения экспериментальных внешних мощностной и моментной характеристик.
А)
Б)
Рис. 1. Внешние характеристики заданного ДВС:
а) – мощностная, б) – моментная
Определение величины максимальной скорости движения АТС.
Расчет максимальной скорости движения автотранспортного средства Vmax, производится на основе графо-аналитического решения уравнения мощностного баланса:
Nт = Nд + Nв , (2)
где
Nт - величина тяговой мощности на ведущих колесах: Nт = Nе
Nд - величина мощности дорожных сопротивлений: Nд = f Gа V,
Nв – величина мощности сопротивления воздуха: Nв = kв Fлоб V 3
f - коэффициент сопротивления качению колес, принимаемой в расчете 0,02,
Gа – вес АТС в ньютонах,
Fлоб – величина площади лобовой проекции АТС в м2,
V - скорость движения АТС в м/с,
kв - коэффициент аэродинамического сопротивления АТС,
η т - коэффициент полезного действия трансмиссии АТС.
Для определения приведенных выше мощностей по соответствующим формулам находятся суммарные затраты мощности на преодоление сопротивлений движению при постоянной скорости.
По формуле для определения Nт выбираем величину к.п.д. АТС, из диапазона 0,85 – 0,95, на графике отмечаем соответствующую ординату и проводим линию, параллельную абсциссе, точку пересечения которой с кривой суммарных мощностей сопротивления движению проектируем на ось абсцисс и получаем величину Vmax.
Таким способом графически находится решение уравнения:
Ne max * ηт = f*Ga*V + kв*Fлоб* V3 (3)
Для графического решения уравнения (3) предварительно рассчитываются коэффициенты при V и V3.
f = 0,02, Ga = ma*g =1500*9,8 Н= 14700 Н, ηт= 0,85 kв=0,15 Н*с2/м4, F лоб = 2,0 м2
В результате получаем следующее уравнение: 294 * V + 0,3* V3 = 59500 (4)
Результаты расчетов сводятся в табл. 4
Таблица 4
V, м/с | N д, Вт | V3, м3 / с3 | Nв, Вт | N д +Nв,Вт |
Графическое решение уравнения (4) привело к результату Vmax = 47 м/с. Рис. 2. Расчет передаточных отношений трансмиссии
Расчет передаточного отношения главной передачи
Для определения передаточного отношения главной передачи используется соотношение:
u гп = ω N * r g / v max , (5)
где r g - динамический радиус ведущего колеса.
r g = 0.35 м. Откуда:
u гп = 314 * 0,35/47 = 2,33
Расчет передаточного отношения 1-й передачи
Для определения передаточного отношения 1-й передачи используется приведенное в табл. 1 значение максимального, задаваемого для каждого варианта коэффициента дорожного сопротивления движению АТС ψ max.
Величина передаточного отношения 1-й передачи рассчитывается по формуле:
u 1 = ψ max * m а * g * r g / Me max * uгп * η т
Ψmax = 0,30. Откуда
(0,30*1500*9,8*0,35)/(361,14*3,22*0,85) = 1,56
u 1 = 1,56
Расчет передаточных отношений промежуточных передач
Принятое передаточное число первой передачи КПП является основой для нахождения передаточных чисел других передач КПП. Для их нахождения необходимо определиться с числом ступеней КПП проектируемого автомобиля. Передаточные числа II, III и других передач КПП определяются по формуле
Принимаю 4-х ступенчатую КПП
где l - число ступеней КПП без учета ускоряющей передачи при её наличии;
i- порядковый номер передачи.
u 2 = 1,34 u 3 = 1,16 и u 4 = 1,0
Расчет и построение тяговой характеристики
Тяговая характеристика АТС, представляющая собой зависимость силы тяги ведущих колес (Рт) от скорости движения V на всех передачах, рассчитывается по формулам:
Р тi = М е i * η т * u i* * u гп / rg
и V i = ω i *rg / u i * u гп (6) где i – номер передачи.
Таблица 5
ω, 1/с | Ме , Нм | Рт 1, Н | V1, м/с | Рт2, Н | V2, м/с | Рт3, Н | V3, м/с | Рт4, Н | V4, м/с |
62,8 | 238,53 | 736,958 | 6,0471 | 1808,65 | 7,03991 | 1565,7 | 8,13231 | 1349,74 | 9,43348 |
94,2 | 355,2 | 1097,42 | 9,07065 | 2693,3 | 10,5599 | 2331,51 | 12,1985 | 2009,92 | 14,1502 |
125,6 | 361,14 | 1115,77 | 12,0942 | 2738,34 | 14,0798 | 2370,5 | 16,2646 | 2043,54 | 18,867 |
338,85 | 1046,9 | 15,1178 | 2569,33 | 17,5998 | 2224,19 | 20,3308 | 1917,41 | 23,5837 | |
188,4 | 331,05 | 1022,81 | 18,1413 | 2510,18 | 21,1197 | 2172,99 | 24,3969 | 1873,27 | 28,3004 |
219,8 | 926,874 | 21,1649 | 2274,75 | 24,6397 | 1969,18 | 28,4631 | 1697,57 | 33,0172 | |
251,2 | 278,66 | 860,942 | 24,1884 | 2112,94 | 28,1596 | 1829,11 | 32,5292 | 1576,82 | 37,7339 |
282,6 | 243,98 | 753,796 | 27,212 | 1849,97 | 31,6796 | 1601,47 | 36,5954 | 1380,58 | 42,4506 |
222,93 | 688,76 | 30,2355 | 1690,36 | 35,1995 | 1463,3 | 40,6615 | 1261,47 | 47,1674 |
Рис.3 Тяговая характеристика АТС
2. Динамические показатели АТС
Расчет и построение динамической характеристики
Динамическая характеристика АТС, представляющая собой зависимость динамического фактора Dψ от скорости движения V и вычисляется по формуле:
D ψik = (Pт ik - Paik) / m a * g, (7)
где Р т ik - величина тяговой силы на i - ой передаче и k - ой частоте вращения коленчатого вала двигателя ωk,
Рв ik - величина силы сопротивления воздуха в тех же режимах движения.
Сила сопротивления воздуха движению автомобиля определяется по формуле-8
(8)
где k и F-коэффициент обтекаемости автомобиля и лобовая площадь автомобиля
Расчет величин динамического фактора и соответствующих скоростей движения АТС целесообразно вести при следующих значениях частот вращения коленчатого вала двигателя:
ω min, ω M, ω cp = (ω M + ω N) / 2, ω N, ω max,
где ω min - минимальная частота вращения коленчатого вала,
ω M - частота вращения вала при максимальном моменте,
ω cp - середина рабочего диапазона частот вращения коленчатого вала,
ω N - частота вращения вала при максимальной мощности двигателя,
ω max - максимальная частота вращения коленчатого вала.
Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 1-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.6
Таблица 6
ω, 1/с | Рт, Н | V, м/с | Р в , Н | (Рт – Р в), Н | Dψ |
62,8 | 736,958 | 6,0471 | 0,8439 | 736,11 | 0,0501 |
125,6 | 1115,77 | 12,0942 | 3,3755 | 1112,4 | 0,0757 |
188,4 | 1022,81 | 18,1413 | 7,5948 | 1015,2 | 0,0691 |
251,2 | 860,942 | 24,1884 | 13,502 | 847,44 | 0,0576 |
688,76 | 30,2355 | 21,097 | 667,66 | 0,0454 |
Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 2-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.7
Таблица 7
ω, 1/с | Рт, Н | V, м/с | Р в , Н | (Рт – Р в), Н | Dψ |
62,8 | 1808,65 | 7,03991 | 1,1437 | 1807,5 | 0,123 |
125,6 | 2738,34 | 14,0798 | 4,5748 | 2733,8 | 0,186 |
188,4 | 2510,18 | 21,1197 | 10,293 | 2499,9 | 0,1701 |
251,2 | 2112,94 | 28,1596 | 18,299 | 2094,6 | 0,1425 |
1690,36 | 35,1995 | 28,592 | 1661,8 | 0,113 |
Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 3-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.8
Таблица 8
ω, 1/с | Рт, Н | V, м/с | Р в , Н | (Рт – Р в), Н | Dψ |
62,8 | 1565,7 | 8,13231 | 1,5262 | 1564,2 | 0,1064 |
125,6 | 2370,5 | 16,2646 | 6,1047 | 2364,4 | 0,1608 |
188,4 | 2172,99 | 24,3969 | 13,736 | 2159,3 | 0,1469 |
251,2 | 1829,11 | 32,5292 | 24,419 | 1804,7 | 0,1228 |
1463,3 | 40,6615 | 38,154 | 1425,1 | 0,0969 |
Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 4-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.9
Таблица 9
ω, 1/с | Рт, Н | V, м/с | Р в , Н | (Рт – Р в), Н | Dψ |
62,8 | 1349,74 | 9,43348 | 2,0536 | 1347,7 | 0,0917 |
125,6 | 2043,54 | 18,867 | 8,2145 | 2035,3 | 0,1385 |
188,4 | 1873,27 | 28,3004 | 18,483 | 1854,8 | 0,1262 |
251,2 | 1576,82 | 37,7339 | 32,858 | 0,105 | |
1261,47 | 47,1674 | 51,341 | 1210,1 | 0,0823 |
Расчет и построение характеристики разгона АТС.
Здесь предлагается упрощенный метод построения характеристики разгона АТС по величинам средних значений ускорений разгона на передачах и без учета потерь скорости движения при переключении передач.
Величина среднего значения ускорения на i -ой передаче рассчитывается по формуле:
j i cp = (Dψ i cp – f)*g / δ i, (9)
j 1cp = ((0,059576-0,02)*9,8)/ 1,042168= 0,372151
j 2cp = ((0,146906-0,02)*9,8)/1,038978= 1,1970213
j 3cp = ((0,126771-0,02)*9,8)/1,036728= 1,00928671
j 4cp =((0,108733-0,02)*9,8)/1,035=0,840177198
где Dψ i cp- величина среднего динамического фактора на i -ой передаче,
Dψ 1 cp = (0,0501+0,0757+0,0691+0,0576+0,0454)/5=0,059576
Dψ 2 cp = (0,123+0,186+0,1701+0,1425+0,113)/5=0,146906
Dψ 3 cp =(0,1064+0,1608+0,1469+0,1228+0,0969)/5=0,126771
Dψ 4 cp =(0,0917+0,1385+0,1262+0,105+0,0823)/5=0,108733
f - коэффициент сопротивления качению колес АТС на асфальте (0,02),
δ - коэффициент учета вращающихся масс, вычисляемый по формуле (2):
δ i = 1,03 + a*u i2
δ 1=1,03+0,005*(1,56)2 = 1,042168
δ 2=1,03+0,005*(1,34)2 = 1,038978
δ 3=1,03+0,005*(1,16)2 =1,036728
δ 4=1,03+0,005*(1)2 =1,035
После определения средних величин ускорений разгона на всех передачах рассчитываются величины времени разгона на каждой передаче по формулам:
t р i = (V i к - V i н) / j i ср,
где V i н и Vi к – начальные и конечные скорости разгона на i -ой передаче.
В табл.10 приведены результаты расчета динамических факторов (DΨ), коэффициентов учета вращающихся масс (δ) и средних величин разгона выбранного варианта АТС (j).
Таблица 10
передача | DΨ | DΨ - f | δ | j, м/с2 | Vн,м/с | Vк ,м/с | tр, с |
0,0596 | 0,03958 | 1,0422 | 0,3722 | 30,2355 | 81,2452472 | ||
0,1469 | 0,12691 | 1,039 | 1,197 | 30,2355 | 35,1995 | 4,14696046 | |
0,1268 | 0,10677 | 1,0367 | 1,0093 | 35,1995 | 40,6615 | 5,41174271 | |
0,1087 | 0,08873 | 1,035 | 0,8402 | 40,6615 | 47,1674 | 7,74348556 |
Рис.4. Характеристика разгона АТС как функция V (t)
Расчет и построение характеристик торможения АТС
Расчет величин времени и тормозного пути при экстренном торможении
Параметры экстренного торможения рассчитываются для легковых автомобилей от скорости 20 м/с, а для грузовых от скорости 15 м/с до полной остановки на трассах с параметрами, приведенными в табл. 11
Таблица 11
|
Время экстренного торможения определяется по формуле /3/:
Тт = V / jзам , где jзам = (φ + ψ)*g - величина замедления.
1) jзам =(0,8+0,02)*9,8=8,036; Тт = 15/ 8,036=1,87
2) jзам =(0,6+0,05)*9,8=6,37; Тт = 15/ 6,37=2,36
3) jзам =(0,4+0,08)*9,8=4,704; Тт = 15/ 4,704=3,19
Величина тормозного пути определяется по приближенной формуле:
S т = V*T/2
1) S т =15*1,87/2=14,025
2) S т =15*2,36/2=17,7
3) S т =15*3,19/2=23,925
Расчет показателей рабочего торможения.
Величина замедления при рабочем торможении рассчитывается по формуле:
j рз = (P кт + Pψ + Р в) / ma, где Р кт - сила торможения колесными тормозами, принимаемая равной 0,25 Ga,
Ga = 14709,97
Р кт = 0,25*14700=3675
Рψ - сила сопротивления качению колес (см. табл.11),
Рв - сила сопротивления воздуха при скорости движения АТС, равной половине скорости начала торможения.
=
, где
= 1,29
1) j рз =(3675+0,02+1,29)/1500=2,450873
2) j рз =(3675+0,05+1,29)/1500= 2,450893
3) j рз =(3675+0,08+1,29)/1500=2,450919
Расчет времени торможения и тормозного пути проводится для трех условий движения.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы мной было расчитано
Тяговый расчет и построение динамической характеристики ТС, результаты расчета внешних характеристик карбюраторного двигателя с параметрами Ne max = 70 кВт, n min = 600 об/мин и n max = 3000 об/мин, в которой выделен рабочий диапазон частот от ώ м = 125,6 соответствующей величине максимального момента М е max = 361,14 Нм. до ώ N = 314 1/с, соответствующей величине максимальной мощности N e max = 70 кВт.
Расчет и построение характеристики разгона ТС, в ходе выполнение работы был сделан Тяговая характеристика АТС, силы тяги ведущих колес составляет 2691,57 при скорости 24,0012 м/с
Построение тормозной характеристики ТС в заданных дорожно-грунтовых условиях.
Величина замедления при рабочем торможении для 3видов трасс составил: 2,450873; 2,450893и для третьей трассы составил2,450919