Шаг. Показывайте детям пример.




Что значит «защищать детей»?

Родители, стремясь защитить детей, стараются находиться постоянно рядом с ними. Но это «срабатывает» лишь до определенного возраста. Некоторые родители стремятся слишком сильно опекать детей, контролировать любой их шаг. Другие, напротив, позволяют детям слишком многое, твердо веря, что с их ребенком ничего дурного не может случиться. Обе эти позиции имеют один результат — формируют повышенную уязвимость детей.

Дети, находящиеся под чрезмерной опекой, не могут выработать собственные инстинкты защиты, у них не формируются навыки для распознавания опасных, угрожающих жизни ситуаций. Гиперопекаемые дети безгранично верят всем взрослым, у них не формируется критичность в восприятии информации, они сомневаются в своих действиях и поступках, слишком полагаются на подсказки взрослых.

Мотивы сверхзаботы родителей о детях связаны с тревожностью и страхами, либо основаны на желании ощущать власть над ребенком. Нередко родительская опека усиливается, когда дети становятся более независимы, переходят в подростковый возраст. Такая позиция родителей формируют чувство беспомощности, у подростка снижается самооценка, появляется неуверенность, все это не поможет ребенку защититься в ситуации опасности, фактически, эти качества повышают для таких детей риск стать жертвой.

Некоторые подростки протестуют и бунтуют против повышенной опеки и контроля родителей, чтобы доказать родителям, что страхи их не обоснованы, они намеренно подвергают себя опасности и риску, порой, даже не осознавая этого.

Попустительский тип родительского воспитания предоставляет детям много свободы, родители возлагают на детей ответственность большую, чем они могут вынести, взрослые переоценивают способность детей учиться методом «проб и ошибок». Подход «один раз и не больше» чреват рисками и трагедиями. Вот, например, чтобы родители смогли спокойно отпускать одного ребенка в школу, ребенок для сохранения собственной безопасности должен владеть следующими навыками: уметь оценивать окружающую обстановку с позиции опасности/безопасности; уметь безопасно общаться с незнакомцами; уметь следовать заданным правилам (переходить улицу на переходах, не срезать путь по безлюдным местам и др.); уметь выдерживать напор старших (не отвечать, не вступать в разговор и др.).

Если у ребенка начальной школы нет этих навыков — отпускать его одного в школу является риском, поэтому необходимо предусмотреть возможные варианты: провожать и встречать ребенка, прививая необходимые навыки в пешей прогулке (дороге до школы), отвозить и забирать ребенка на машине, найти компетентного взрослого (брата, сестру, бабушку, няню) для сопровождения ребенка.

Обучение ребенка личной безопасности.

Обучение ребенка личной безопасности включает три шага.

 

шаг. Показывайте детям пример.

Родители вольно или невольно подают детям пример. Это в полной мере относится к формированию навыков безопасного поведения, и здесь нет мелочей. Дети от рождения очень наблюдательны, а механизм подражания, который заложен всем людям от рождения, помогает на уровне подражания легче осваивать социальные умения. Безопасность поведения на дороге во многом копируется ребенком с модели поведения родителей, поэтому если родители не только говорят о правилах дорожной безопасности, но и сами их выполняют, такое поведение для ребенка становится нормой. Так происходит во всех ситуациях, требующих безопасности. Дети как бы «сканируют» родителей на проявление риска, невнимательности и безответственности. Для них важна каждая ситуация: как взрослые разговаривают с незнакомцем по телефону, как реагируют на визит незнакомого человека, как общаются в социальных сетях, в какой манере водят автомобиль и многое другое.

Еще одним важным аспектом, связанным с демонстрацией примеров безопасного поведения, является отношение родителей к разнообразным ситуациям, в которых оказываются дети, когда родители находятся поблизости. Вот примерные ситуации, в которые чаще всего попадают родители, задавая вопрос: «Разрешать или не разрешать?».

 

1 ситуация.

Незнакомый взрослый доброжелательно смотрит на вашего трехлетнего ребенка, делает комплимент и хочет коснуться малыша.

Действия родителей

Многие взрослые считают, что если находятся рядом, то контролируют ситуацию. Однако, необходимо, чтобы малыш сам научился обеспечивать собственную безопасность, поэтому произнесенные слова: «Я знаю, что вы не хотите обидеть моего ребенка, но, пожалуйста, не трогайте его», - будут уместны.

2 ситуация.

Ваш семилетний сын хочет поиграть во дворе один.

Действия родителей

Разрешить поиграть с другом, которого вы знаете, до тех пор, пока оба соблюдают правила безопасности.

3 ситуация.

Ваша родственница, помогающая приглядывать за малышами четырех и семи лет, сообщила, что не сможет прийти, а вам нужно срочно уйти на встречу. Ваш десятилетний сын предлагает присмотреть за братьями.

Действия родителей

Не нужно говорить сыну, что он еще мал, лучше поискать ему в помощь ответственного взрослого, более старшего приятеля или старшего подростка. Такое решение не обидит вашего старшего сына и обезопасит ситуацию.

4 ситуация.

Ваша восьмилетняя дочь чрезвычайно нервничает из-за предстоящей ночевки в доме родственников (подруги).

Действия родителей

Если обычно ночевка у родственников (в доме подруги) не беспокоит ребенка, разрешить самому выбрать — идти или нет. Поговорить с ребенком о причинах беспокойства.

Основные выводы

1. Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу вашего ребенка.

2. Знайте о возможной реакции вашего ребенка.

3. Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они не выражались.

4. Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности, контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.

5. Определяйте категорично и четко границы дозволенного.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: