- Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами тема, которая называется «Роль правильного речевого дыхания в формировании речи ».
Начнём урок, как обычно, с проведения музыкальной разминки.
1 упражнение
Вдох через нос. Закрепить мышцы живота. Звук «М» направить в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком.
2 упражнение
3 упражнение
4 упражнение
Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком. От речевого дыхания зависит плавность звучания речи.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.
Как проверяется правильный речевой выдох?
• сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Подвижность дыхания зависит от эмоционального посыла, интонации голоса. Свобода дыхательных мышц достигается через пластическую раскрепощенность и двигательную активность.
А теперь перейдем к дыхательной гимнастике:
1 упражнение
Стойка ноги врозь, руки на поясе (большой палец вперед, четыре пальца назад – это необходимо, чтобы постоянно сохранять правильную осанку во время выполнения упражнений), подбородок и грудь слегка приподняты, лопатки сведены. 1-2 - медленный глубокий вдох; 3-4 – медленный полный выдох. Выполнить 2-4 раза.
2 упражнение
1-2-3 – медленный глубокий вдох; 4 – быстрый полный выдох ртом. 1-4 – свободное дыхание. Выполнить 2-4 раза.
3 упражнение
На 1 - быстрый полный вдох ртом; 2-3-4 – медленный глубокий выдох. 1-4 свободное дыхания. Выполнить 2-4 раза.
4 упражнение
Стать прямо, держа руки по сторонам тела.
• Сделать полный глубокий вдох через нос.
• Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
• Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.
• Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.
5 упражнение
Стать прямо, руки вытянуть перед собой.
• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.
• Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.
• С силой выдохнуть воздух через рот.
- Молодцы! Также сегодня мы с вами разберем небольшой вокализ. Вокализ – это пение без слов на какой-либо гласный звук или слог.
Франц Абт — немецкий композитор. Он написал около 3000 отдельных произведений, в основном в области вокальной музыки. Некоторые из его песен когда-то исполнялись повсеместно и заняли более или менее постоянное место в популярном репертуаре.
Ф. Абт. Вокализ #15. Караоке. - YouTube (для разучивания)
Дз: работать над дыханием, ознакомится с вокализом.
Вокальный кружок «Улыбка»
Старшая группа Ср. – Пт. (01.10)