Библиографический список 16 глава




Наибольшее распространение среди политологов получила модель тоталитаризма, предложенная в 1956 году Карлом Фридрихом и Збигневым Бжезинским. Её исходным пунктом стал перечень шести наиболее существенных признаков тоталитаризма, который впоследствии был дополнен и уточнён как самими авторами, так и другими исследователями:

· Господство в обществе только одной идеологии, претендующей на единственно правильное объяснение всех аспектов природы и социальной действительности.

· Наличие в государстве единственной, централизованной и строжайшим образом дисциплинированной политической партии во главе свождём-диктатором.

· Политическая полиция наделяется необъятными полномочиями и используется для террора и установления всепроникающего контроля над обществом.

· Монополия властей на информацию, жесткая идеологическая цензура. Манипуляция массовым сознанием населения черезподконтрольные государству средства массовой информации.

· Вооружённые силы поставлены на службу правящей партии.

· Всеохватывающее политическое вмешательство в экономическую сферу с применением методов планирования, регулирования ценообразования, контроля политической благонадёжности предпринимателей и работников.

Приведённый выше перечень признаков не следует догматизировать. Надо учитывать, что не все шесть особенностей являются обязательными. Для того чтобы признать какой-либо режим тоталитарным, должно присутствовать по меньшей мере четыре признака. В то же время приведённый перечень не означает, что любой режим, которому присуща хотя бы одна из выделенных черт, следует считать тоталитарным.

Традиционно Т. подразделяли на два типа – «левый» и «правый». Однако в конце двадцатого века стали выделять также ещё один – религиозно-фундаменталистский тип тоталитаризма, который не укладывается в лево-правую схему (см. исламизм). «Левый» Т. установился в результате революции в России в 1917 г. Он отличается от «правого» следующими чертами: 1) идеология провозглашает классовую борьбу, принцип интернационализма и ориентирует на насильственное решение социальных проблем в направлении равенства; 2) государство монополизирует все сферы культурной и хозяйственной жизни, частная собственность уничтожается. «Правый» Т. возник впервые в Италии в результате переворота и прихода к власти фашистов в 1922 году. Затем эта форма тоталитаризма приобрела «классические» черты в Германии, где в 1933 г. была установлена диктатура национал-социалистической рабочей партии Германии. В 1939 г. фашисты (фалангисты) пришли к власти в Испании. «Правый» Т. отличается следующими особенностями: 1) в идеологии центральное место занимают идеи агрессивного национализма, расизма, неравенства и господства одних народов над другими; 2) частная собственность, рынок сохраняется, однако устанавливается жёсткий государственный контроль над экономикой (экономической планирование, регулирование цен и т. п.), социальное неравенство усиливается.

Важно учитывать различия между тоталитаризмом и авторитаризмом. Главное расхождение заключается не в том, применяют ли тоталитарные системы более интенсивный и масштабный террор или нет. Бывают террористические тоталитарные государства (например нацистская Германия или Советское государство при Сталине) и сравнительно безобидные для собственного населения тоталитарные системы (например, Италия времён фашизма). Главное различие заключается в том, что Т. полностью отвергает плюрализм и стремится к уничтожению гражданского общества, в то время как авторитарные режимы практикуют «ограниченный плюрализм» в неполитических сферах.

УСТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – идея, заряженная эмоциями и предрасполагающая к определённым действиям в определённых политических ситуациях. Будучи элементом политического сознания, У. П. выявляется через политическое поведение (включая вербальное) индивида по отношению к вызывающим интерес и озабоченность ситуациям или объектам, таким как война, политика правительства, участие в выборах и т. д.

Понятие «установка» в социологию ввели Томас и Знанецкий в 1920 году. Под ней они понимали состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. В психологии термин «установка» понимается как непроизвольное побуждение. Это – «спусковой механизм» в мотивационном механизме личности. Структура политической установки включает три компонента: 1) аффективный, т.е. связанный с эмоциональной оценкой объекта и переживаниями личности; 2) когнитивный, выражающий осознание человеком объекта, на который направлено внимание и уровень знаний о нём; 3) поведенческий, т. е. реальные действия в какой-либо ситуации.

В теории коммуникации и пропаганды большое значение придаётся установке восприятия – готовности воспринимать политические явления определённым образом, в определённом свете в зависимости от предшествовавшего опыта человека. Установка восприятия составляет психологическую основу стереотипа – аспекта политического сознания и является главным элементом общественного мнения. Установки отличаются устойчивостью.

Для обозначения системы установок, выражающих предрасположенность личности (группы) к заранее определённому отношению-позиции к той или иной части политической реальности, используют понятие «политическая ориентация». Политические ориентации включают ряд установок, а также представления о целях и средствах. Зная политические установки и ориентации можно предсказать политическое поведение и с помощью стимулов контролировать его.

ФАШИЗМ (от итальянского fascismo, от лат. fascis пучок, группа) – в Древнем Риме слово «фасцы» означало пучок прутьев, связанных вокруг секиры – символа власти, который несли впереди высшего должностного лица – магистрата (секира олицетворяла власть, а прутья – народное единство). В итальянском фашизме этот символ ассоциировался с идеей сильного имперского государства.

Под фашизмом имеют в виду во-первых, политическую идеологию; во-вторых, политическое движение и, в-третьих, тип праворадикального политического режима, т. е. тоталитаризм.

Ф. зародился в Италии в 1919 г. и впоследствии получил распространение в ряде государств мира (прежде всего в Европе). В узком смысле термин фашизм используется для обозначения итальянского фашизма времён диктатуры Бенито Муссолини (Benito Mussolini, 1883 – 1945) в отличие от немецкого нацизма. В широком смысле слово Ф. употребляется в качестве родового понятия для обозначения различных движений и режимов: итальянского фашизма (фашисты правили в 1922 – 1943 гг.), немецкого национал-социализма (у власти с 1933 г. до 1945 г.); испанского фалангизма (период господства 1939 – 1975 гг.) и других праворадикальных форм. Часто термин Ф. используется в качестве ярлыка или просто ругательства. Поскольку Ф. не имеет чётко сформулированной идеологии и носит ситуативный характер, возникают трудности с определением его сути. Политическая идеология фашизма (в смысле письменно зафиксированных теорий ведущих фашистов) в интеллектуальном отношении не удовлетворительна. Прагматизм, иррационализм, эклектичность и волюнтаризм – таковы методологические «принципы» фашисткой доктрины. Ф. на первое место ставит не учение, а действие, чувства и принцип "свободной воли" (Муссолини). Теория должна быть подчинена сиюминутной политической практике. Многие ценности Ф. заимствует у правого консерватизма, с которым он соседствует на правой части идейно-политического спектра.

Ф. всегда возникает в качестве отчаянной иррациональной и неадекватной реакции фрустрированных масс на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся структуры общества, на ослабление политических институтов и является попыткой компенсации за низкую эффективность власти, за испытанное национальное унижение. Фашисты приходят к власти, завоёвывая поддержку масс с помощью идеологии и пропаганды, предлагающей простые решения и провозглашающей утопические цели. В связи с этим Ф. непременно нуждается в создании образа врага (чуждые расовые или этнические группы, западные демократии, марксисты и пр.), уничтожение которого откроет путь к решению всех проблем.

Главной родовой чертой, объединяющей все виды фашизма, большинство исследователей считают гипертрофированный, агрессивный национализм. Нация провозглашается в качестве вечной и высшей сущности, которой должны быть подчинены интересы всех входящих в неё компонентов (индивидов, классов, групп). Превыше всего ставится единство, основанное на кровных связях, общности судьбы. Национализм находит выражение в империалистических устремлениях на международной арене где, согласно нацистской доктрине, происходит борьба за жизнь и естественный отбор. Сильнейшие и лучшие нации в ней одерживают верх.

Ф. представляет собой идеологию, занимающую место на правом фланге идейно-политичекого спектра. У фашистской идеологии имеется ряд отличительных свойств. К таковым относятся:

· агрессивный национализм и (или) расизм в отношении других народов;

· проповедь народного единства и осуждение любых форм политической или марксисткой классовой борьбы;

· верховенство государства (в итальянском фашизме) или нации («фолькс» в германском нацизме) и вытекающая отсюда идея самопожертвования личности в пользу общности – государства или нации;

· элитизм – господство избранных в обществе и в мире (так как люди имеют различную ценность, господство «сверхчеловеков» над «слабыми» и «низшими» народами является оправданным);

· антилиберализм и отрицание демократии;

· установление культа лидера (фюрера, дуче, каудильо), который воплощает в себе гениальность, непогрешимость, дух и общую волю нации;

· оправдание насилия и террора против «врагов» и любых форм инакомыслия;

· примитивное истолкование проблем общественной жизни и предложение простейших ответов на сложные вопросы, объяснение кризисов и неудач нации с помощью теории заговора;

· милитаризм и культ войны как средства утверждения имперского могущества и аннексий чужих территорий.

Ф., будучи феноменом XX века, продолжает оставаться фактором политической жизни и в наши дни. Однако он принял новую форму, приспособившись к изменившимся условиям. Поэтому правомерен новый термин – неофашизм. Неофашизм – это обновленческая, отличающаяся отказом от старых доктрин и символов форма фашизма, но сохраняющая некоторые его признаки: крайний национализм, агрессивное отношение к этническим меньшинствам, приверженность к сильной власти и государственному вмешательству в экономику. Неофашизм не выступает открыто против установившихся на Западе демократических форм и не призывает к войнам. Неофашизм в наши дни распространён в Германии, Франции, России, Италии и других странах.

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – область политологии, которая занимается фундаментальными теоретическими проблемами политики, пользуясь главным образом дедуктивными приёмами. Этот исследовательский подход направлен на разъяснение вечных проблем политики с точки зрения смыслов и ценностей. Политическая философия – древнее направление политической мысли, которое начало берёт от Платона и Аристотеля. В ХХ веке политическая философия повлияла на идеологию и мировоззрение нескольких поколений.

Политическая философия принципиально отличается от эмпирической науки, так как является в большей мере теоретической и нормативной, нежели дескриптивной (т. е. описательной). В этом отношении она использует наиболее общие умозаключения и не может перейти на более низкий уровень обобщения. Какнормативная дисциплина, политическая философия предписывает определённые ценности и нормы, т. е. изучает то, что должно быть при различных условиях и каким образом этого можно достичь. Политическую философию не интересуют сбор и систематизация фактов, или такие вопросы как особенности избирательных систем, механизм принятия решений в какой-то конкретной политической системе. Её предмет: какова должна быть высшая цель политического процесса в свете определённого мировоззрения. В англо-саксонских странах аналогом политической философии является политическая теория.

В послевоенный период политическая философия на несколько десятилетий утратила былой статус по сравнению с вошедшим в моду бихевиорализмом. Но начиная с 1971 г., после появления вызвавшей мощный общественный резонанс книги Д. Роулза «Теория справедливости» (в этой работе Роулз продемонстрировал удачный пример связывания высокой теории с реальной и практической повседневной жизнью), началось восстановление позиций политической философии как важнейшего направления политологии.

Ниже приводятся краткие справочные данные о выдающихся политических мыслителях прошлого и начала нынешнего веков (чьи имена приводятся в хронологическом порядке).

· Карл Шмитт (1888 – 1985) немецкий консервативный политический мыслитель, обосновал и ввёл в научный оборот понятие «политическое», сущность которого в степени интенсивности ассоциации и диссоциации людей, в разделении на группы друзей и врагов. («Понятие политического», 1932).

· Фредерик фон Хайек (1899 – 1992) – австрийский экономист и политический философ; в 1974 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Критиковал государственное вмешательство в экономику («Путь к рабству», 1948).

· Ханна Арендт (1906 – 1975) – немецкий политический мыслитель и философ, исследователь «массового общества» и тоталитаризма («Истоки тоталитаризма», 1951).

· Майкл Оукшотт (1901 – 1990) – английский политический мыслитель, идеолог консерватизма, ставил под сомнение возможности рационализма в политике, развивал аргументы в пользу преемственности и традиций («О человеческом поведении», 1975).

· Исайя Берлин (1909 – 2007) – английский историк и философ, представитель классического либерализма, в своих работах ставил достоинства «негативной» свободы выше свободы «позитивной» («Четыре эссе о свободе», 1958).

· Герберт Маркузе (1898 – 1979) – немецко-американский политический философ, пытался соединить фрейдизм и марксизм, критик индустриального общества, идеолог бунтующего студенчества («Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества», 1964).

· Джон Роулз (р. 1921) – американский учёный, социальный либерал; Роулз – автор наиболее значительного со времён Второй мировой войны труда по политической философии «Теория справедливости» (1971), в котором доказывается положение о том, что социальное неравенство оправдано только в том случае, если от него выигрывают наименее привилегированные слои общества.

· Роберт Нозик (1938 – 2002) – американский учёный, либертарист (либертаризм – идеология, проповедующая максимальные свободы индивида при ограничении роли государства), защитник права собственности, малого правительства и минимального же налогообложения; критик теории и практики государства социального благосостояния («Анархия, государство и утопия». М., 2008).

· Юрген Хабермас (р. 1929) – немецкий философ левого толка, разрабатывал трактовку политики как процесса, который всё больше выходит за рамки государства и переходит в сферу общественной жизни. Хабермас связывал развитие демократии с возникновением «публичной сферы» – площадки, на которой общаются государственные институты и граждане для обсуждения общественно значимых проблем. («Структурные трансформации публичной сферы», 1989).

Благодаря трудам Дж. Роулза, Р. Нозика, Б. Бэрри и др. нормативная политическая философия достигла значительных успехов, причём не без влияния эмпирических исследований. В настоящее время широкое распространение получила оценка, согласно которой политическая философия и теория развиваются в направлении всё большей зависимости от достоверных данных. Теоретики политики систематизируют достижения эмпирических исследований и тем самым вносят вклад в развитие политологического знания.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – совокупность признаков, характеризующих конституционную структуру государства, т.е. модель распределения властных полномочий между парламентом, главой государства и правительством, а также между центром и территориями. Ф. Г., будучи совокупностью нормативно-правовых признаков, находится лишь в частичной корреляции с типом политического режима, поскольку не включает такие вопросы, как особенности политической идеологии, характер отношений между государством и обществом, состояние плюрализма и многопартийности, реальное положение дел с политическими правами и свободами. И республика, и монархия могут быть как демократиями, так и автократиями. Демократия, как и другие политические режимы, принимает разные государственные формы. Ф. Г. раскрывается в двух аспектах:

форма правления (монархия или республика);

форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация).

При однопартийном режиме форма правления или форма государственного устройства не имеют существенного значения.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (далее – Ф. Г. У.) – принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти, способ распределения властных полномочий в вертикальном измерении. В реальной жизни эти формы выражаются в унитаризме, федерализме, а также конфедерализме и соотносятся с различными типами политических систем и режимов.

Универсальным критерием, позволяющим выделять формы государственного Ф.Г.У. и отличать подлинные федерации от разного рода квазифедераций или квазиунитарных государств (где также могут быть два уровня государственного управления) является принцип суверенитета, который может быть единым и неделимым или разделённым (что обычно закрепляется в конституциях).

 
 

 

 


Рисунок 6 – Различия между тремя формами государственного устройства

 

Отличительные признаки трёх форм государственного устройства представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Формы государственного устройства

 

Конфедерация Федерация Унитарное государство
1. Слабая централизация 1. Средняя централизация 1. Высокая централизация
2. Все государства сохраняют полный суверенитет 2. Суверенитет разделён между федеральными уровнем и государственными образованиями (субъектами Ф.) 2. Безусловный суверенитет единого неделимого государства над всеми занимаемыми им территориями
3. Сохраняется право выхода 3. Выход исключается 3. Принцип территориальной целостности
4. Конституция и законы действуют только после их одобрения входящими в К. государствами 4. Прямая юрисдикция вместе с распределением полномочий (в том числе законодательных) между различными уровнями власти 4. На всей территории действуют единые правовые и конституционные нормы
5. Бюджет центрального правительства формируется за счёт добровольных взносов от нижестоящих правительств 5. Существует обязательная норма отчисления налогов в федеральный бюджет субъектами Ф. 5. Действует единая система налогообложения
6. Фактически один уровень государственной власти, частично делегируемой Центру 6. Два уровня государственной власти (Центр и территориальные единицы) 6. Один уровень в Центре государственной власти при наличии территориального самоуправления
7. Примеры: Швейцария 1291 г., США до 1789 г., Германия 1815 – 1871, Европейский союз (с 1992 года) 7. Примеры: США, Россия, Канада, Германия, современная Швейцария, Индия и т. д. 7. Примеры: Великобритания, Китай, Франция, Польша, Украина и т. д.

В мире в настоящее время насчитывается 24 федеративных государства (см. рисунок 7). Необходимо отметить, что унитарное устройство не обязательно предполагает жёсткую административную централизацию. Такая централизация, как правило, характерна для авторитарных и тоталитарных государств независимо от их территориально-государственного устройства. В последние десятилетия во многих унитарных государствах (Великобритании, Испании,Франции и др.) наметились тенденции к децентрализации путём деволюции, т. е., передачи местным органам ряда властных прерогатив и функций центра и создания автономий. Но при этом в государстве (в отличие от федерации) сохраняется единый и неделимый суверенитет.

Конфедерация – представляет собой нечто среднее между государством и союзом государств. Она является довольно неустойчивой формой объединения и поэтому или перерастает в федерацию, или распадается. Некоторые попытки создать конфедерацию, предпринятые в ХХ веке (ОАР, Сенегамбия и др.) оказались безуспешными. Особым исключением является Европейский союз, в который входят 27 стран. ЕС сегодня – это не просто международная организация, а, возможно, некое квазигосударственное образование, своего рода гибридная форма, соединяющая черты конферации и федерации.

– федеративные государства

 

Рисунок 7 – Федерации на политической карте мира

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (далее – Ф. П.) политико-правовая характеристика государства, определяющая структуру высших органов государственной власти и прежде всего официальный статус главы государства и способы получения данной должности (в порядке наследования или путём выборов). В основе классификации форм и систем правления лежат два критерия: а) объём полномочий главы государства (президента или монарха) по определению состава правительства; б) способы получения поста главы государства (всеобщие выборы, избрание парламентом или специальной коллегией, наследование по династической линии).

Формы правления в различных странах отличаются друг от друга. Ещё в древности сначала Платон, а позднее Аристотель дали классификацию форм правления, положив в основу два критерия: 1. Число правителей а) один человек, б) немногие, в) все граждане. 2. Является ли правительство «правильным», т. е. ответственным перед законом? (см. таблицу 5).

Таблица 5 – Аристотель (384 – 322 г. до н. э.) о формах правления

 

Кто правит? Власть «правильная», законная «Неправильная», беззаконная власть
Один человек 1. Монархия 4. Тирания
Немногие 2. Аристократия (власть благородных) 5. Олигархия (власть немногих)
Многие 3. «Политейя» (соединение демократических, монархических и аристократических признаков, т. е. республика) 6. Демократия (прямая власть народа, «охлоса» – толпы)

 

В дальнейшем установилось разделение государств на две формы: 1) монархии; 2) республики. Республики отличаются выборностью главы государства гражданами. В прошлом республики отождествлялись с демократией, а монархия (по определению, власть одного лица, получившего её в порядке престолонаследия) – с автократией, т. е. самовластием. В настоящее время эта классификация требует уточнений. Дело в том, что в современных государствах за разными формами правления могут скрываться противоположные по характеру политические режимы (демократия, авторитаризм и тоталитаризм). И, наоборот, однотипные режимы часто принимают разные политико-правовые формы (монархические или республиканские). Рассмотрим, в чём особенности каждой из форм.

1. Монархия (греч. монос – один, архос – власть, т. е. единовластие) – в традиционном понимании это Ф. П., при которой источником власти юридически считается одно лицо – монарх (король, император, султан и т. п.), получивший её в установленном порядке престолонаследия. В современном мире насчитывается 44 монархии (см. рис. 7). Однако в их число входят и члены Содружества наций, состоящие в отношениях личной унии с Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии, которые, по сути, являются республиками, сохраняя монархическую форму правления по соображениям, связанным с внешней политикой. Королева Великобритании в этих странах (Канаде, Австралии и др.) является номинальным главой государства и представлена генерал-губернаторами.

Все монархии делятся на три разновидности: 1) абсолютные, 2) конституционные дуалистические, 3) конституционные парламентские (см. рисунок 8).

 

 
 


Рисунок 8 – Виды монархий

В мире остаётся всего лишь шесть абсолютных монархий: Бруней, Ватикан, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Свазиленд, которые характеризуются сосредоточением всей государственной власти в руках монарха. Монарх издаёт законы, назначает правительство при полном бесправии народа, отсутствии парламента и политических партий. Абсолютизм является рудиментом Средневековья и формой авторитаризма.

Конституционные монархии подразделяются на два вида: 1) дуалистическая монархия, которая является переходной от абсолютной к парламентарной и сочетает признаки этих двух форм (власть делят между собой монарх и парламент) и характеризуется, поэтому двойственностью (например, Иордания, Бутан, Марокко, Катар, Кувейт и т. д.); 2) парламентарная монархия – система, при которой монарх осуществляет символические функции главы государства, а реальная власть принадлежит парламенту и формируемому с его согласия правительству (например, все 12 монархий в Западной Европе, такие как Великобритания, Швеция; в восточной Азии – Камбоджа, Малайзия, Таиланд и Япония).

Следует отметить, что само по себе наличие писаной или неписаной конституции вовсе не является гарантией демократии. В прошлом, например, конституционные монархии уживались с авторитарными режимами, например, в таких странах, как фашистская Италия (1922 – 1943 гг.), франкистская Испания (1939 – 1977 гг.).

2. Республика – Ф. П., при которой источником власти официально признаётся народ. Высшие органы власти в республике формируются путём выборов и подотчётны (прямо или косвенно) гражданам. Глава государства в республике –президент, который избирается в ходе либо прямых выборов (как, например, в Ирландии), либо непрямых выборов (в Италии, Германии). Статус главы государства отличен от статуса главы исполнительной власти (хотя при президентской системе правления оба статуса совмещены в лице одного человека – президента, как, например, в США). Глава государства является высшим должностным лицом и исполняет роль лидера нации, выразителя общенациональных интересов.

Все республики делятся на три системы правления (см. рисунок 9).

 

Рисунок 9 – Три системы правления в республиках

 

Президентская республика (латинское слово «президент» переводится на русский язык как «председатель») впервые была введена в США на основе Конституции 1787 г. и более всего распространена в странах Латинской Америки (см. рисунок 10).

· Президентская система (в мире насчитывается около 35 стран с такой системой) характеризуется:

– последовательным осуществлением принципа разделения властей между исполнительной властью, возглавляемой избранным народом, президентом, законодательной властью (парламентом) и высшим судебным органом, которые взаимодействуют по принципу «сдержек и противовесов»;

– президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства, которое не нуждается в вотуме доверия со стороны парламента и играет при президенте роль совещательного органа (при этом члены кабинета не могут быть депутатами парламента);

– президент не может распускать законодательный орган власти (парламент);

политические партии играют в процессе формирования кабинета незначительную роль.

· Президентская система обладает рядом преимуществ:

– прямой мандат на правление (мандат-инструкция или наказ, исходящий от источника власти, в данном случае народа) – избрание народом существенно повышает легитимность президентской власти;

– разделение властей – исполнительная и законодательная ветви власти представлены разными людьми, при этом обе структуры работают параллельно, взаимно предотвращая злоупотребления властью;

– оперативность и решительность – президент, обладая сильными полномочиями, способен быстро вносить изменения в политический курс, принимая ответственные решения в кризисные моменты;

– стабильность – исполнительная власть, которой принадлежит пост главы государства, избирается на фиксированный срок и обеспечивает большую стабильность по сравнению с премьер-министром, которого парламент теоретически может в любое время сместить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: