Наибольшее распространение среди политологов получила модель тоталитаризма, предложенная в 1956 году Карлом Фридрихом и Збигневым Бжезинским. Её исходным пунктом стал перечень шести наиболее существенных признаков тоталитаризма, который впоследствии был дополнен и уточнён как самими авторами, так и другими исследователями:
· Господство в обществе только одной идеологии, претендующей на единственно правильное объяснение всех аспектов природы и социальной действительности.
· Наличие в государстве единственной, централизованной и строжайшим образом дисциплинированной политической партии во главе свождём-диктатором.
· Политическая полиция наделяется необъятными полномочиями и используется для террора и установления всепроникающего контроля над обществом.
· Монополия властей на информацию, жесткая идеологическая цензура. Манипуляция массовым сознанием населения черезподконтрольные государству средства массовой информации.
· Вооружённые силы поставлены на службу правящей партии.
· Всеохватывающее политическое вмешательство в экономическую сферу с применением методов планирования, регулирования ценообразования, контроля политической благонадёжности предпринимателей и работников.
Приведённый выше перечень признаков не следует догматизировать. Надо учитывать, что не все шесть особенностей являются обязательными. Для того чтобы признать какой-либо режим тоталитарным, должно присутствовать по меньшей мере четыре признака. В то же время приведённый перечень не означает, что любой режим, которому присуща хотя бы одна из выделенных черт, следует считать тоталитарным.
Традиционно Т. подразделяли на два типа – «левый» и «правый». Однако в конце двадцатого века стали выделять также ещё один – религиозно-фундаменталистский тип тоталитаризма, который не укладывается в лево-правую схему (см. исламизм). «Левый» Т. установился в результате революции в России в 1917 г. Он отличается от «правого» следующими чертами: 1) идеология провозглашает классовую борьбу, принцип интернационализма и ориентирует на насильственное решение социальных проблем в направлении равенства; 2) государство монополизирует все сферы культурной и хозяйственной жизни, частная собственность уничтожается. «Правый» Т. возник впервые в Италии в результате переворота и прихода к власти фашистов в 1922 году. Затем эта форма тоталитаризма приобрела «классические» черты в Германии, где в 1933 г. была установлена диктатура национал-социалистической рабочей партии Германии. В 1939 г. фашисты (фалангисты) пришли к власти в Испании. «Правый» Т. отличается следующими особенностями: 1) в идеологии центральное место занимают идеи агрессивного национализма, расизма, неравенства и господства одних народов над другими; 2) частная собственность, рынок сохраняется, однако устанавливается жёсткий государственный контроль над экономикой (экономической планирование, регулирование цен и т. п.), социальное неравенство усиливается.
Важно учитывать различия между тоталитаризмом и авторитаризмом. Главное расхождение заключается не в том, применяют ли тоталитарные системы более интенсивный и масштабный террор или нет. Бывают террористические тоталитарные государства (например нацистская Германия или Советское государство при Сталине) и сравнительно безобидные для собственного населения тоталитарные системы (например, Италия времён фашизма). Главное различие заключается в том, что Т. полностью отвергает плюрализм и стремится к уничтожению гражданского общества, в то время как авторитарные режимы практикуют «ограниченный плюрализм» в неполитических сферах.
УСТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – идея, заряженная эмоциями и предрасполагающая к определённым действиям в определённых политических ситуациях. Будучи элементом политического сознания, У. П. выявляется через политическое поведение (включая вербальное) индивида по отношению к вызывающим интерес и озабоченность ситуациям или объектам, таким как война, политика правительства, участие в выборах и т. д.
Понятие «установка» в социологию ввели Томас и Знанецкий в 1920 году. Под ней они понимали состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. В психологии термин «установка» понимается как непроизвольное побуждение. Это – «спусковой механизм» в мотивационном механизме личности. Структура политической установки включает три компонента: 1) аффективный, т.е. связанный с эмоциональной оценкой объекта и переживаниями личности; 2) когнитивный, выражающий осознание человеком объекта, на который направлено внимание и уровень знаний о нём; 3) поведенческий, т. е. реальные действия в какой-либо ситуации.
В теории коммуникации и пропаганды большое значение придаётся установке восприятия – готовности воспринимать политические явления определённым образом, в определённом свете в зависимости от предшествовавшего опыта человека. Установка восприятия составляет психологическую основу стереотипа – аспекта политического сознания и является главным элементом общественного мнения. Установки отличаются устойчивостью.
Для обозначения системы установок, выражающих предрасположенность личности (группы) к заранее определённому отношению-позиции к той или иной части политической реальности, используют понятие «политическая ориентация». Политические ориентации включают ряд установок, а также представления о целях и средствах. Зная политические установки и ориентации можно предсказать политическое поведение и с помощью стимулов контролировать его.
ФАШИЗМ (от итальянского fascismo, от лат. fascis пучок, группа) – в Древнем Риме слово «фасцы» означало пучок прутьев, связанных вокруг секиры – символа власти, который несли впереди высшего должностного лица – магистрата (секира олицетворяла власть, а прутья – народное единство). В итальянском фашизме этот символ ассоциировался с идеей сильного имперского государства.
Под фашизмом имеют в виду во-первых, политическую идеологию; во-вторых, политическое движение и, в-третьих, тип праворадикального политического режима, т. е. тоталитаризм.
Ф. зародился в Италии в 1919 г. и впоследствии получил распространение в ряде государств мира (прежде всего в Европе). В узком смысле термин фашизм используется для обозначения итальянского фашизма времён диктатуры Бенито Муссолини (Benito Mussolini, 1883 – 1945) в отличие от немецкого нацизма. В широком смысле слово Ф. употребляется в качестве родового понятия для обозначения различных движений и режимов: итальянского фашизма (фашисты правили в 1922 – 1943 гг.), немецкого национал-социализма (у власти с 1933 г. до 1945 г.); испанского фалангизма (период господства 1939 – 1975 гг.) и других праворадикальных форм. Часто термин Ф. используется в качестве ярлыка или просто ругательства. Поскольку Ф. не имеет чётко сформулированной идеологии и носит ситуативный характер, возникают трудности с определением его сути. Политическая идеология фашизма (в смысле письменно зафиксированных теорий ведущих фашистов) в интеллектуальном отношении не удовлетворительна. Прагматизм, иррационализм, эклектичность и волюнтаризм – таковы методологические «принципы» фашисткой доктрины. Ф. на первое место ставит не учение, а действие, чувства и принцип "свободной воли" (Муссолини). Теория должна быть подчинена сиюминутной политической практике. Многие ценности Ф. заимствует у правого консерватизма, с которым он соседствует на правой части идейно-политического спектра.
Ф. всегда возникает в качестве отчаянной иррациональной и неадекватной реакции фрустрированных масс на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся структуры общества, на ослабление политических институтов и является попыткой компенсации за низкую эффективность власти, за испытанное национальное унижение. Фашисты приходят к власти, завоёвывая поддержку масс с помощью идеологии и пропаганды, предлагающей простые решения и провозглашающей утопические цели. В связи с этим Ф. непременно нуждается в создании образа врага (чуждые расовые или этнические группы, западные демократии, марксисты и пр.), уничтожение которого откроет путь к решению всех проблем.
Главной родовой чертой, объединяющей все виды фашизма, большинство исследователей считают гипертрофированный, агрессивный национализм. Нация провозглашается в качестве вечной и высшей сущности, которой должны быть подчинены интересы всех входящих в неё компонентов (индивидов, классов, групп). Превыше всего ставится единство, основанное на кровных связях, общности судьбы. Национализм находит выражение в империалистических устремлениях на международной арене где, согласно нацистской доктрине, происходит борьба за жизнь и естественный отбор. Сильнейшие и лучшие нации в ней одерживают верх.
Ф. представляет собой идеологию, занимающую место на правом фланге идейно-политичекого спектра. У фашистской идеологии имеется ряд отличительных свойств. К таковым относятся:
· агрессивный национализм и (или) расизм в отношении других народов;
· проповедь народного единства и осуждение любых форм политической или марксисткой классовой борьбы;
· верховенство государства (в итальянском фашизме) или нации («фолькс» в германском нацизме) и вытекающая отсюда идея самопожертвования личности в пользу общности – государства или нации;
· элитизм – господство избранных в обществе и в мире (так как люди имеют различную ценность, господство «сверхчеловеков» над «слабыми» и «низшими» народами является оправданным);
· антилиберализм и отрицание демократии;
· установление культа лидера (фюрера, дуче, каудильо), который воплощает в себе гениальность, непогрешимость, дух и общую волю нации;
· оправдание насилия и террора против «врагов» и любых форм инакомыслия;
· примитивное истолкование проблем общественной жизни и предложение простейших ответов на сложные вопросы, объяснение кризисов и неудач нации с помощью теории заговора;
· милитаризм и культ войны как средства утверждения имперского могущества и аннексий чужих территорий.
Ф., будучи феноменом XX века, продолжает оставаться фактором политической жизни и в наши дни. Однако он принял новую форму, приспособившись к изменившимся условиям. Поэтому правомерен новый термин – неофашизм. Неофашизм – это обновленческая, отличающаяся отказом от старых доктрин и символов форма фашизма, но сохраняющая некоторые его признаки: крайний национализм, агрессивное отношение к этническим меньшинствам, приверженность к сильной власти и государственному вмешательству в экономику. Неофашизм не выступает открыто против установившихся на Западе демократических форм и не призывает к войнам. Неофашизм в наши дни распространён в Германии, Франции, России, Италии и других странах.
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – область политологии, которая занимается фундаментальными теоретическими проблемами политики, пользуясь главным образом дедуктивными приёмами. Этот исследовательский подход направлен на разъяснение вечных проблем политики с точки зрения смыслов и ценностей. Политическая философия – древнее направление политической мысли, которое начало берёт от Платона и Аристотеля. В ХХ веке политическая философия повлияла на идеологию и мировоззрение нескольких поколений.
Политическая философия принципиально отличается от эмпирической науки, так как является в большей мере теоретической и нормативной, нежели дескриптивной (т. е. описательной). В этом отношении она использует наиболее общие умозаключения и не может перейти на более низкий уровень обобщения. Какнормативная дисциплина, политическая философия предписывает определённые ценности и нормы, т. е. изучает то, что должно быть при различных условиях и каким образом этого можно достичь. Политическую философию не интересуют сбор и систематизация фактов, или такие вопросы как особенности избирательных систем, механизм принятия решений в какой-то конкретной политической системе. Её предмет: какова должна быть высшая цель политического процесса в свете определённого мировоззрения. В англо-саксонских странах аналогом политической философии является политическая теория.
В послевоенный период политическая философия на несколько десятилетий утратила былой статус по сравнению с вошедшим в моду бихевиорализмом. Но начиная с 1971 г., после появления вызвавшей мощный общественный резонанс книги Д. Роулза «Теория справедливости» (в этой работе Роулз продемонстрировал удачный пример связывания высокой теории с реальной и практической повседневной жизнью), началось восстановление позиций политической философии как важнейшего направления политологии.
Ниже приводятся краткие справочные данные о выдающихся политических мыслителях прошлого и начала нынешнего веков (чьи имена приводятся в хронологическом порядке).
· Карл Шмитт (1888 – 1985) немецкий консервативный политический мыслитель, обосновал и ввёл в научный оборот понятие «политическое», сущность которого в степени интенсивности ассоциации и диссоциации людей, в разделении на группы друзей и врагов. («Понятие политического», 1932).
· Фредерик фон Хайек (1899 – 1992) – австрийский экономист и политический философ; в 1974 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Критиковал государственное вмешательство в экономику («Путь к рабству», 1948).
· Ханна Арендт (1906 – 1975) – немецкий политический мыслитель и философ, исследователь «массового общества» и тоталитаризма («Истоки тоталитаризма», 1951).
· Майкл Оукшотт (1901 – 1990) – английский политический мыслитель, идеолог консерватизма, ставил под сомнение возможности рационализма в политике, развивал аргументы в пользу преемственности и традиций («О человеческом поведении», 1975).
· Исайя Берлин (1909 – 2007) – английский историк и философ, представитель классического либерализма, в своих работах ставил достоинства «негативной» свободы выше свободы «позитивной» («Четыре эссе о свободе», 1958).
· Герберт Маркузе (1898 – 1979) – немецко-американский политический философ, пытался соединить фрейдизм и марксизм, критик индустриального общества, идеолог бунтующего студенчества («Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества», 1964).
· Джон Роулз (р. 1921) – американский учёный, социальный либерал; Роулз – автор наиболее значительного со времён Второй мировой войны труда по политической философии «Теория справедливости» (1971), в котором доказывается положение о том, что социальное неравенство оправдано только в том случае, если от него выигрывают наименее привилегированные слои общества.
· Роберт Нозик (1938 – 2002) – американский учёный, либертарист (либертаризм – идеология, проповедующая максимальные свободы индивида при ограничении роли государства), защитник права собственности, малого правительства и минимального же налогообложения; критик теории и практики государства социального благосостояния («Анархия, государство и утопия». М., 2008).
· Юрген Хабермас (р. 1929) – немецкий философ левого толка, разрабатывал трактовку политики как процесса, который всё больше выходит за рамки государства и переходит в сферу общественной жизни. Хабермас связывал развитие демократии с возникновением «публичной сферы» – площадки, на которой общаются государственные институты и граждане для обсуждения общественно значимых проблем. («Структурные трансформации публичной сферы», 1989).
Благодаря трудам Дж. Роулза, Р. Нозика, Б. Бэрри и др. нормативная политическая философия достигла значительных успехов, причём не без влияния эмпирических исследований. В настоящее время широкое распространение получила оценка, согласно которой политическая философия и теория развиваются в направлении всё большей зависимости от достоверных данных. Теоретики политики систематизируют достижения эмпирических исследований и тем самым вносят вклад в развитие политологического знания.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – совокупность признаков, характеризующих конституционную структуру государства, т.е. модель распределения властных полномочий между парламентом, главой государства и правительством, а также между центром и территориями. Ф. Г., будучи совокупностью нормативно-правовых признаков, находится лишь в частичной корреляции с типом политического режима, поскольку не включает такие вопросы, как особенности политической идеологии, характер отношений между государством и обществом, состояние плюрализма и многопартийности, реальное положение дел с политическими правами и свободами. И республика, и монархия могут быть как демократиями, так и автократиями. Демократия, как и другие политические режимы, принимает разные государственные формы. Ф. Г. раскрывается в двух аспектах:
– форма правления (монархия или республика);
– форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация).
При однопартийном режиме форма правления или форма государственного устройства не имеют существенного значения.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (далее – Ф. Г. У.) – принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти, способ распределения властных полномочий в вертикальном измерении. В реальной жизни эти формы выражаются в унитаризме, федерализме, а также конфедерализме и соотносятся с различными типами политических систем и режимов.
Универсальным критерием, позволяющим выделять формы государственного Ф.Г.У. и отличать подлинные федерации от разного рода квазифедераций или квазиунитарных государств (где также могут быть два уровня государственного управления) является принцип суверенитета, который может быть единым и неделимым или разделённым (что обычно закрепляется в конституциях).
Рисунок 6 – Различия между тремя формами государственного устройства
Отличительные признаки трёх форм государственного устройства представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Формы государственного устройства
Конфедерация | Федерация | Унитарное государство |
1. Слабая централизация | 1. Средняя централизация | 1. Высокая централизация |
2. Все государства сохраняют полный суверенитет | 2. Суверенитет разделён между федеральными уровнем и государственными образованиями (субъектами Ф.) | 2. Безусловный суверенитет единого неделимого государства над всеми занимаемыми им территориями |
3. Сохраняется право выхода | 3. Выход исключается | 3. Принцип территориальной целостности |
4. Конституция и законы действуют только после их одобрения входящими в К. государствами | 4. Прямая юрисдикция вместе с распределением полномочий (в том числе законодательных) между различными уровнями власти | 4. На всей территории действуют единые правовые и конституционные нормы |
5. Бюджет центрального правительства формируется за счёт добровольных взносов от нижестоящих правительств | 5. Существует обязательная норма отчисления налогов в федеральный бюджет субъектами Ф. | 5. Действует единая система налогообложения |
6. Фактически один уровень государственной власти, частично делегируемой Центру | 6. Два уровня государственной власти (Центр и территориальные единицы) | 6. Один уровень в Центре государственной власти при наличии территориального самоуправления |
7. Примеры: Швейцария 1291 г., США до 1789 г., Германия 1815 – 1871, Европейский союз (с 1992 года) | 7. Примеры: США, Россия, Канада, Германия, современная Швейцария, Индия и т. д. | 7. Примеры: Великобритания, Китай, Франция, Польша, Украина и т. д. |
В мире в настоящее время насчитывается 24 федеративных государства (см. рисунок 7). Необходимо отметить, что унитарное устройство не обязательно предполагает жёсткую административную централизацию. Такая централизация, как правило, характерна для авторитарных и тоталитарных государств независимо от их территориально-государственного устройства. В последние десятилетия во многих унитарных государствах (Великобритании, Испании,Франции и др.) наметились тенденции к децентрализации путём деволюции, т. е., передачи местным органам ряда властных прерогатив и функций центра и создания автономий. Но при этом в государстве (в отличие от федерации) сохраняется единый и неделимый суверенитет.
Конфедерация – представляет собой нечто среднее между государством и союзом государств. Она является довольно неустойчивой формой объединения и поэтому или перерастает в федерацию, или распадается. Некоторые попытки создать конфедерацию, предпринятые в ХХ веке (ОАР, Сенегамбия и др.) оказались безуспешными. Особым исключением является Европейский союз, в который входят 27 стран. ЕС сегодня – это не просто международная организация, а, возможно, некое квазигосударственное образование, своего рода гибридная форма, соединяющая черты конферации и федерации.
|
Рисунок 7 – Федерации на политической карте мира
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (далее – Ф. П.) политико-правовая характеристика государства, определяющая структуру высших органов государственной власти и прежде всего официальный статус главы государства и способы получения данной должности (в порядке наследования или путём выборов). В основе классификации форм и систем правления лежат два критерия: а) объём полномочий главы государства (президента или монарха) по определению состава правительства; б) способы получения поста главы государства (всеобщие выборы, избрание парламентом или специальной коллегией, наследование по династической линии).
Формы правления в различных странах отличаются друг от друга. Ещё в древности сначала Платон, а позднее Аристотель дали классификацию форм правления, положив в основу два критерия: 1. Число правителей а) один человек, б) немногие, в) все граждане. 2. Является ли правительство «правильным», т. е. ответственным перед законом? (см. таблицу 5).
Таблица 5 – Аристотель (384 – 322 г. до н. э.) о формах правления
Кто правит? | Власть «правильная», законная | «Неправильная», беззаконная власть |
Один человек | 1. Монархия | 4. Тирания |
Немногие | 2. Аристократия (власть благородных) | 5. Олигархия (власть немногих) |
Многие | 3. «Политейя» (соединение демократических, монархических и аристократических признаков, т. е. республика) | 6. Демократия (прямая власть народа, «охлоса» – толпы) |
В дальнейшем установилось разделение государств на две формы: 1) монархии; 2) республики. Республики отличаются выборностью главы государства гражданами. В прошлом республики отождествлялись с демократией, а монархия (по определению, власть одного лица, получившего её в порядке престолонаследия) – с автократией, т. е. самовластием. В настоящее время эта классификация требует уточнений. Дело в том, что в современных государствах за разными формами правления могут скрываться противоположные по характеру политические режимы (демократия, авторитаризм и тоталитаризм). И, наоборот, однотипные режимы часто принимают разные политико-правовые формы (монархические или республиканские). Рассмотрим, в чём особенности каждой из форм.
1. Монархия (греч. монос – один, архос – власть, т. е. единовластие) – в традиционном понимании это Ф. П., при которой источником власти юридически считается одно лицо – монарх (король, император, султан и т. п.), получивший её в установленном порядке престолонаследия. В современном мире насчитывается 44 монархии (см. рис. 7). Однако в их число входят и члены Содружества наций, состоящие в отношениях личной унии с Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии, которые, по сути, являются республиками, сохраняя монархическую форму правления по соображениям, связанным с внешней политикой. Королева Великобритании в этих странах (Канаде, Австралии и др.) является номинальным главой государства и представлена генерал-губернаторами.
Все монархии делятся на три разновидности: 1) абсолютные, 2) конституционные дуалистические, 3) конституционные парламентские (см. рисунок 8).
Рисунок 8 – Виды монархий
В мире остаётся всего лишь шесть абсолютных монархий: Бруней, Ватикан, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Свазиленд, которые характеризуются сосредоточением всей государственной власти в руках монарха. Монарх издаёт законы, назначает правительство при полном бесправии народа, отсутствии парламента и политических партий. Абсолютизм является рудиментом Средневековья и формой авторитаризма.
Конституционные монархии подразделяются на два вида: 1) дуалистическая монархия, которая является переходной от абсолютной к парламентарной и сочетает признаки этих двух форм (власть делят между собой монарх и парламент) и характеризуется, поэтому двойственностью (например, Иордания, Бутан, Марокко, Катар, Кувейт и т. д.); 2) парламентарная монархия – система, при которой монарх осуществляет символические функции главы государства, а реальная власть принадлежит парламенту и формируемому с его согласия правительству (например, все 12 монархий в Западной Европе, такие как Великобритания, Швеция; в восточной Азии – Камбоджа, Малайзия, Таиланд и Япония).
Следует отметить, что само по себе наличие писаной или неписаной конституции вовсе не является гарантией демократии. В прошлом, например, конституционные монархии уживались с авторитарными режимами, например, в таких странах, как фашистская Италия (1922 – 1943 гг.), франкистская Испания (1939 – 1977 гг.).
2. Республика – Ф. П., при которой источником власти официально признаётся народ. Высшие органы власти в республике формируются путём выборов и подотчётны (прямо или косвенно) гражданам. Глава государства в республике –президент, который избирается в ходе либо прямых выборов (как, например, в Ирландии), либо непрямых выборов (в Италии, Германии). Статус главы государства отличен от статуса главы исполнительной власти (хотя при президентской системе правления оба статуса совмещены в лице одного человека – президента, как, например, в США). Глава государства является высшим должностным лицом и исполняет роль лидера нации, выразителя общенациональных интересов.
Все республики делятся на три системы правления (см. рисунок 9).
Рисунок 9 – Три системы правления в республиках
Президентская республика (латинское слово «президент» переводится на русский язык как «председатель») впервые была введена в США на основе Конституции 1787 г. и более всего распространена в странах Латинской Америки (см. рисунок 10).
· Президентская система (в мире насчитывается около 35 стран с такой системой) характеризуется:
– последовательным осуществлением принципа разделения властей между исполнительной властью, возглавляемой избранным народом, президентом, законодательной властью (парламентом) и высшим судебным органом, которые взаимодействуют по принципу «сдержек и противовесов»;
– президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства, которое не нуждается в вотуме доверия со стороны парламента и играет при президенте роль совещательного органа (при этом члены кабинета не могут быть депутатами парламента);
– президент не может распускать законодательный орган власти (парламент);
– политические партии играют в процессе формирования кабинета незначительную роль.
· Президентская система обладает рядом преимуществ:
– прямой мандат на правление (мандат-инструкция или наказ, исходящий от источника власти, в данном случае народа) – избрание народом существенно повышает легитимность президентской власти;
– разделение властей – исполнительная и законодательная ветви власти представлены разными людьми, при этом обе структуры работают параллельно, взаимно предотвращая злоупотребления властью;
– оперативность и решительность – президент, обладая сильными полномочиями, способен быстро вносить изменения в политический курс, принимая ответственные решения в кризисные моменты;
– стабильность – исполнительная власть, которой принадлежит пост главы государства, избирается на фиксированный срок и обеспечивает большую стабильность по сравнению с премьер-министром, которого парламент теоретически может в любое время сместить.