Этапы организации интервью.




ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Интервьюирование - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Данный метод предусматривает регистрацию и анализ устных ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

В психологии интервью издавна используется в работе представителями различных научных школ и направлений. В то же время, интервьюирование считается одним из наиболее субъективных методов научного познания (цит. по Бурлачук, 2010; Квале, 2004).

 

Причины снижения достоверности получаемой от респондента (опрашиваемого) информации:

· податливость реальному или воображаемому давлению опрашивающего;

· склонность к выражению социально одобряемых мнений;

· влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;

· неотчетливое осознание собственных мнений, позиций и отношений;

· незнание каких-либо фактов или ложная информированность;

· антипатия к исследователю;

· сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения;

· сознательный обман или преднамеренное умолчание;

· невольные ошибки памяти.

Также, ошибки может вносить и сам интервьюер, поэтому обычно предъявляются высокие требования к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, коммуникативной искушенности, добросовестности, уровню морально-этических качеств личности. Особое значение также уделяется его сдержанности и терпению, общей эрудиции, гибкости ума, умению располагать и устойчивость к утомлению.

Практика показывает, что метод устного опроса обеспечивает наилучшие результаты, если применяется в комплексе с другими средствами психологического исследования (например, при сопоставлении с данными наблюдений, экспериментов, официальной или личной документации, материалами опросов других лиц и т.п.).

Основные виды интервью.

В зависимости от условий проведения процедура интервью может быть:


· единичное интервью;

· многократное интервью.

 

· индивидуальное интервью;

· групповое интервью.


 

По цели организации,помимо собственно исследовательского интервью, выделяют:

- диагностическое - используется на ранних этапах психотерапии как средство проникновения во внутренний мир клиента и понимания егопроблем;

- клиническое - является терапевтической беседой, способом оказания психологической помощив осознании человеком внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности.

По форме общения интервью подразделяется на:

- Свободное интервью представляет собой беседу, в которой исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, добиваясь необходимой эффективности процедуры. Данный вид интервью характеризуется гибкостью тактики построения диалога в пределах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей естественностью условий беседы.

Существенным его недостатком является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловленная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Преимущество - предоставление респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубокого выражения своих позиций.

 

- Стандартизированное интервью – проведение беседы по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изменять формулировки или порядок вопросов, а также задавать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы.

Как следствие, обеспечивается высокая степень сопоставимости всех индивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество людей, используя для обработки информации средства статистики.

Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.

 

- Полустандартизированное интервью основано на использовании двух видов вопросов:

· обязательные, основные - должны быть заданы каждому опрашиваемому;

· «подвопросы», уточняющие - применяются в беседе или исключаются из нее интервьюером в зависимости от ответов на основные вопросы.

Тем самым достигается определенная вариативностьопроса, возможность учета индивидуальных особенностейреспондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраняют значительную сопоставимость. Исследователь активно управляет диалогом, при необходимости фокусируя внимание опрашиваемых на каких-либо дополнительных аспектах обсуждаемых проблем. Однако при этом он не выходит за пределы заранее составленного перечня вопросов.

 

Правила составления вопросов для интервью:

1) каждый вопрос должен быть логически однозначным, не содержащим в себе нескольких относительно автономных частей, требующих различных ответов;

2) следует избегать употреблений малораспространенных иностранных слов, специальных терминов, слов с неопределенным значением, затрудняющих работу респондентов;

3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их целиком и ответить только на часть или же вообще отказаться от ответа;

4) предпочтение отдается конкретным вопросам перед абстрактными или обобщенными, так как достоверность информации, касающейся отдельных случаев или позиций, обычно заметно выше, чем информации, запрашиваемой «в целом», т. е. предполагающей пренебрежение частными ситуациями;

5) в случаях необходимости получения сведений дискуссионного характера или не вполне приемлемых для публичного выражения респондентом, целесообразно придавать вопросу маскирующий оттенок. Это достигается введением в обсуждение соответствующей воображаемой ситуации, касающейся самого опрашиваемого или любого неопределенного лица, идентификация с которым не представляла бы для него особых затруднений;

6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком личные, не стоит выносить в начало интервью;

7) если речь заходит о предмете, в котором опрашиваемый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие, пояснив ему на примерах или в других словах излагаемый в вопросе материал;

8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты предлагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента, не означали для него потерю престижа, оскорбление самолюбия;

9)психологическая последовательность вопросов имеет для интервью более существенное значение, чем логическая последовательность. Иногда рекомендуется отступать от логического порядка, чтобы избежать влияния ответов на предшествующие вопросы или в целях предупреждения утомления опрашиваемого, развивающегося при однообразной умственной деятельности.

Этапы организации интервью.

Подготовительный этап:

1.Определение предмета и объекта опроса, постановка исследовательских задач, выбор той или иной разновидности интервью.

2. Проектирование инструментария психологического исследования (в том числе: составление плана интервью, формулирование примерной совокупности вопросов респондентам, выделение категорий анализа собираемой информации, разработка инструкций, подготовка технических средств регистрации и обработки данных).

3. Пилотажное интервьюирование, уточнение программы исследования, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок и несоответствий, возникших в ходе пробного интервью.

4. Составление итогового варианта совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации, текстов, инструкций респондентам.

Коммуникативный этап.

1. Введение в беседу: установление контакта, информирование о целях опроса и условиях его проведения, формирование установки на сотрудничество, ответы на возникающие у респондента вопросы.

2. Основная фаза интервью: подробное исследование, осуществляемое по заранее разработанному плану.

3. Завершение беседы: снятие возникшего напряжения, выражение благодарности и признательности за участие в работе.

Аналитический этап.

1. Производится обработка и интерпретация собранной информации.

2. Анализ и сопоставление результатов устного опроса с данными, полученными при помощи других методов психологического исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: