Урок русского языка в 6 классе
Тема: Наклонение глагола.
Цель урока:
1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.
2) научить различать наклонения глагола.
3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.
Задачи:
Образовательные: дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.
Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.
Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Выявление и усвоение знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос.
- Какую большую тему изучаем? (Глагол)
- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
- Какие виды глагола вы знаете? Чем они отличаются? (Совершенный и несовершенный вид, глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже завершившееся действие, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают продолжительное действие.)
- Что вам известно о чередующихся гласных е и и в корнях глаголов? (Если в глаголе после корня стоит суффикс –а-, то в корне пишем и, в остальных случаях в корне глагола пишется –е-. замирАло, замерло)
Самостоятельная работа в тетради.
-Давайте выполним самостоятельную работу и проверим, насколько хорошо вы запомнили эти правила.
|
1. соб..рать,зап..рать, раст..рать
2. бл..стать,пост..лить, забл..стеть
3. Заст..лать, зам..реть,ст..реть
4. подб..рать,приж..гать, выт..рать
5. Бл..снуть, оп..реться,разб..рать
6. Выт..реть, выб..ру,подп..рать
7. Заж..гал,зад..раться, бл..стать
Объяснение нового материала.
- Прежде чем назвать сегодняшнюю тему, я хочу зачитать вам одну сказку. Слушайте меня внимательно.
Грамматическая сказка
В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.
- Ребята, о ком идет речь в этой сказке? (об изъявительном, повелительном и условном наклонении). Кто является главным героем сказки? (Изъявительное наклонение)
|
- Откройте тетради, запишите число и тему: Наклонение глагола.
А теперь сделайте схему в ваших тетрадях:
Наклонение глагола.
Изъявительное Условное Повелительное
изменяется по временам употр. в прош. вр. употр. в форме буд.вр.
наст.,прош., буд. + част. Бы 2-л.ед. и мн. ч. +
част. пусть, пускай
Первичное закрепление.
Устное задание
Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям. (образец: участвую, участвовал, буду участвовать, участвовал бы, участвуйте)
Письменное задание
Вставить глаголы в нужной форме.
Из-под камня (течь) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежать) на восток. Ручей брызжет, (звенеть), (журчать) и потом стремительно (скатываться) вниз. По склону горы он (литься) дальше. Несколько таких ручейков (сливаться) в один большой ручей, и он спокойно (течь) по равнине. А вот он с шумом (низвергаться) в пропасть. К.Г.Паустовский.
4. Физкультминутка.
Учитель. Я буду называть глаголы, а вы:
─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;
─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;
─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:
· бегут, торопятся ручьи (тянутся)
· я решил бы, если б не устал (прыгают)
· садись напротив меня (вниз)
· люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
· если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
· появляется травка (тянутся)
· потянитесь к солнцу (вниз)
|
Актуализация знаний.
1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:
скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, прилягу, ляг.
2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?
ходите, держите, носите, остановите.
3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:
вылезать, ехать, лечь.
4. Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.
1. Дело мастера… | Сидит(ь)ся |
2. Кто любит трудиться, тому без дела не… | Катат(ь)ся |
3.Тот труда не боится, кто умеет… | Познают(ь)ся |
4.С песней и труд… | Боит(ь)ся |
5.Любишь…, люби и саночки возить. | Кончает(ь)ся |
6.Друзья… в беде. | Трудит(ь)ся |
7.Всё хорошо, что хорошо… | Ладит(ь)ся |
Итог урока.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения есть у глагола?
- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
Домашнее задание.
- Я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшое сочинение на тему: «Я – волшебник», употребляя глаголы в изъявительном наклонении.