Теоретическое занятие «Технология изготовления бумаги»




 

Историческая справка: Самым универсальным материалом для письма, печати, и даже различных дизайнерских работ является обычная бумага. Бумага была изобретена в Китае около двух тысяч лет тому назад. Естественно поначалу она изготавливалась ручным способом. Для этого растительные волокна измельчали, замачивали в воде, процеживали, прессовали полученную массу, а далее сушили ее и использовали для различных целей. И только после появления специализированных приспособлений, производство бумаги стало механизированным. Но до сих пор самые дорогие эксклюзивные листы делаются ручным способом.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название «васи». Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794-1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии — один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже использованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась «усудзумигами» — из-за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2-3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована… египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги — «Manuel de papeterie» Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все-таки отличает бумагу от других писчих материалов?

Что такое бумага?

Известно, что человек изобрел пригодный для письма материал задолго до того, как появилась собственно бумага. Так, древние египтяне около 4 тыс. лет назад брали стебли папируса, снимали с них кожицу и распрямляли. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали. Высушенные папирусные пластины представляли собой неплохой материал для письма. Однако этот материал бумагой не являлся. Что же делает бумагу бумагой?

Чтобы материал можно было назвать бумагой, должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, волокна сырья должны быть обработаны таким образом, чтобы они полностью отделялись друг от друга (этого можно добиться разными способами). А во-вторых, полученная масса размешивается в воде, а затем вычерпывается из нее с помощью сита. При этом вода вытекает через отверстия в сетке, а лист из переплетенных волокон остается на ее поверхности. Этот тонкий слой переплетенных волокон и есть бумажный лист.

«Дизайнерская бумага» — этот термин, сравнительно недавно вошедший в лексикон российских полиграфистов и дизайнеров, означает нечто оригинальное, своеобразное. Тем не менее рынок дизайнерских бумаг постепенно переходит из стадии становления в фазу активного развития, и российские бумажные оптовики стараются стимулировать этот процесс, представляя всё новые серии дизайнерских бумаг. Постепенно происходит метаморфоза: если до сих пор дизайнерская бумага подчеркивала эксклюзивность представленной посредством ее информации или продукта, выделяла владельца из ряда конкурентов, то постепенно ее использование становится обычным явлением. Люди начинают узнавать полюбившиеся коллекции элитных бумаг. В связи с этим, видимо, можно говорить о серьезных перспективах бумаги ручного изготовления — уникального по своей сути продукта.

Перечислим предметы, для изготовления которых подходит ручная бумага: блокноты, записные и памятные книжки, поздравительные открытки, пакетики для подарков, приглашения, упаковочная бумага, подставки и держатели для книг, чехлы для мобильных телефонов, светильники, абажуры и бумажные фонари, шары, папье-маше, папки, занавески и жалюзи на окна, различные перегородки, коробки для элитной косметики, шкатулки, материал для создания рамочек и паспарту, рамок для фотографий и фотокартин, для коллекции цветов и растений (например, ароматизированные), основа для печати фотографий при создании различных художественных эффектов, коробочки для ювелирных украшений (подобранные из бумаги, подчеркивающей природную красоту драгоценных камней), основа для различных тиснений, обложки для книг и ресторанных меню, различные художественные коллажи, материал для ведения фирменной документации (папки, отчеты, буклеты, каталоги, визитные карточки), материал для рисования акварелью или акриловый краской, фоновые страницы для портфолио художников, фотографов, дизайнеров, материал для бумажных змеев, декоративные скатерти, салфетки, коврики под посуду, материал для каширования коробок и их внутренней обивки, материал для упаковки дорогой и хрупкой посуды, обои, альбомы для наклеивания вырезок, предметы мультимедийного искусства... и многое другое — полет фантазии не ограничен...

 

Технология изготовления бумаги ручным способом. Перед тем, как начать изготовление бумаги ручной работы, необходимо представить себе какой формы, размеров вам необходим бумажный лист, какой декор вы хотите привнести, и в каких целях будет использоваться ваше произведение. По фактуре бумага может быть гладкой и структурной, по технологии изготовления – простая и декорированная лепестками цветов, семенами, обрезками ткани, фольгой, перьями, листочками.

 


Для того чтобы получить самодельную бумагу, нам потребуется ненужная бумага (исписанные листы, старые газеты), салфетки, туалетная бумага, клей ПВА, крахмал. Еще не забудьте приготовить глубокий поднос с сеткой, махровое полотенце, кухонное полотенце, различный декор (сухие лепестки цветов, ракушки, семена, перья). Еще нужна ваша неугасаемая фантазия.

Существует множество различных способов изготовления самодельной бумаги. Они различаются методом изготовления и сушки, видом использованного декора.

 

Самые главные этапы для изготовления бумаги:

- Мелко рвем, или режем бумажные листы, кладем их в миску и заливаем теплой водой. Все это хорошо перемешиваем, даем постоять некоторое время (от нескольких часов до суток, в зависимости от плотности бумаги) или же ставим на огонь и кипятим минут 10.

- Добавляем крахмал(льняной отвар, желатин, сливовую камедь, т.е. что-то связующее), чтобы бумажные волокна скрепились между собой, а лист стал прочным и гибким. Вместо крахмала можно использовать отвар картофеля. Еще добавляют различные клеи. Они снижают влаговпитывающие качества бумаги, чтобы на ней не растекались чернила или краски при печати, письме или рисовании. Первые клеи имели в своем составе желатин, и сохнущая бумага вдавливалась в них. В XVIII веке начали использовать внутренние проклеивающие соединения, которые во много раз ускорили производственный процесс. Для этого стали ­применять квасцовые смолы. К сожалению, клей, в состав которого они входят, будучи экономичнее и эргономичнее, чем желатин, повышает кислотность бумаги. Замечено, что многие книги начала XIX века очень быстро состарились и истерлись: нарушение кислотно-щелочного состава стало причиной повышенной хрупкости и ломкости бумаги. Современные «бумагоделы» используют более щадящие клеи и сочетают их с другими веществами, которые нейтрализуют кислотность квасцовых смол.

- После этого можно смешать все миксером, либо размять руками, чтобы получилась гомогенная масса. Отжимаем комок от воды.

- Если использованная бумага была серой или исписанной, ее можно отбелить, применив средство для отбеливания волос.

- Теперь полученный комок бумажных волокон необходимо вновь развести в небольшом количестве воды, можно добавить еще немного клея ПВА или крахмала, чтобы бумага была эластичная, гнулась и складывалась)

- Самое важное и главное в производстве бумаги: рамка

деревянная рама, сверху натянута полимерная сетка (белая), под сеткой - проволока, что бы сетка не прогибалась,

кусок черной сетки (покупается в магазине тканей)

деревянная рама (верхнюю и нижнюю рамы соединяют,

- Берем таз, пластиковый лоток, или глубокий поднос, раму с металлической сеткой, либо пластиковую сетку и выливаем на нее полученную массу. Следует следить за тем, чтобы слой получился равномерным.

- После всего проделанного необходимо подумать и о декорировании вашей бумаги. Для этого можно посыпать ее сверху семенами, применить лепестки цветов, потолченные ракушки, перья, кусочки фольги. Главное здесь – ваша фантазия. Чтобы бумага получилась рельефной, можно скомкать фольгу и прижать к поверхности вашего шедевра, но только после того, как вы отожмете его от воды.

- Теперь приготовьте стопку из газетных листов, сверху положите махровое полотенце, на него приготовленную нами массу из бумаги, сверху еще одно полотенце, и все это зафиксируйте прессом. Сушить необходимо несколько дней, меняя мокрые полотенца на сухие. Подобную операцию можно сделать быстрее, если вы, удалив излишки воды с массы и накрыв сверху тонким полотенцем (например, кухонным), прогладите все ваше творение утюгом, а потом высушите феном. Можно также применить для этих целей электрический духовой шкаф, только бумага в этом случае может покоробиться. Поэтому сверху притрусите ваше творение горохом или фасолью.

- Если вы хотите сделать цветную бумагу, то можно использовать разноцветные обрезки, либо просто добавить в массу краситель, например гуашь, акварель, или другую краску, которая растворяется в воде.

-Используются в различные методы сушки, в зависимости от желаемой фактуры. Бумага каландрированная, повышенной гладкости, высушенная на специальной гладкой пластине очень хороша для конгрева, тиснения золотом. Но можно изготовить и гладкую бумагу с небольшими вмятинами — это будет точная имитация известняка. Если сушить бумагу на тканевой подложке, то она получается более рыхлой и мягкой, хорошо тиснится. Есть и оригинальная гофрированная бумага, подвергнутая многократной сушке и специальной деформации — она очень хороша для упаковки.

-Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна. Эта бумага, благодаря своему составу, очень любима художниками, так как имеет нейтральный рН. можно получить красивый оригинальный подарок, который надолго запомниться вашим друзьям. Вещи, сделанные своими руками, ценятся, прежде всего, за свою уникальность и вложенную в них душу.

 



При создании бумаги ручным способом обязательно соблюдаем правила техники безопасности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: