Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Психологический смысл кризиса | |
Центральное новообразование | Другие важнейшие новообразования | ||||
Новорожденность (1-2 мес.) | Полная биологическая зависимость от матери. | спонтанная двигательная активность,установление эмоциональной связи с матерью | Комплекс оживления, первая улыбка как социальная реакция | Появление человеческого биоритма: сон-бодрствование | Улыбка и оживление проявляются как социальная реакция, зачатки психической жизни |
Младенчество (от 2-х месяцев до 1 года) | Неразрывная связь ребенка со взрослым. | Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками и появлении познавательных действий | Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах | Формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. и развитие активное сенсомоторных навыков. | Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания. |
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) | Сотрудничество со взрослым Познание мира окруж. Вещей. | Предметно-манипулятивная деятельность. Предметно-орудийная деятельность | Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом | Личностное новообразование формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей | Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания |
Дошкольное детство (3 – 7 лет) | Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений. | Сюжетно-ролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер | произвольность (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования); появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям; способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств); в начале этого периода возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу оно изменяется на нагляднообразное; появляется также способность к опосредованному запоминанию. | среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляниякак гипертрофированного подражания взрослым. Аналитико-синтетическая деятельность. Нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию; к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь | Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость». |
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) | Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника. | Учебная деятельность Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности. формирование теоретического мышления; рефлексия как осознание своих собственных изменений;. способность к планированию. | Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов. | "Я сам" в социальном смысле. Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют.Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм. |
Подростковый возраст (11 – 15 лет) | Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование. | Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности. | Основное новообразование этого возраста перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Чувство «взрослости | на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; | Становление человека как субъекта собственного развития стремление быть взрослым, но взрослые не воспринмают его таким |
Юность (от 17 до 20-23 лет) | Первоначальный выбор жизненного пути. | Учебно-профессиональная деятельность. | Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность | нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции, полоролевая дифференциация, формирование системы соц. установок, появление влюбленности | Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. |
Зрелость (от 30 до 60-70 лет) | Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. | Труд. Творческий труд. | Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения. | материнско-отцовские чувства | Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. |
Старость (после 60-70 лет) | Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. | Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. | Принятие своей жизни. Жизненная мудрость. Счастливая старость. Интегрированность, цельность. | Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.(генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни. |