Тема 6. Территориальные финансы.
1. Региональные финансы.
2. Муниципальные (местные) финансы.
Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
В соответствии с вертикальной системой управления экономикой финансовой распределение осуществляется по трем уровням:
1. Федеральный;
2. Уровень субъектов федерации (территориальный);
3. Местный.
Территориальные финансы охватывают два последних уровня и включают в себя:
- региональные финансы - на уровне субъектов РФ;
- муниципальные финансы – на местном уровне.
Региональные финансы.
Региональные финансы (финансы субъектов РФ) – являются одним из важнейших элементов государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач в субъектах РФ.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территорий зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.
Финансы субъектов РФ включают:
- средства бюджета субъекта РФ;
- государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
- другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
В широком смысле финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:
- самостоятельности;
- бюджетного федерализма;
- государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
- прозрачности;
- гласности.
Состав региональных финансовых ресурсов:
1. Региональный бюджет.
2. Внебюджетные фонды.
3. Средства субъектов хозяйствования.
4. Валютные фонды.
5. Кредитные ресурсы.
Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов.
Региональные бюджеты выполняют следующие функции:
1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.
Сводный региональный финансовый баланс характеризуется системой показателей, аналогичных балансу финансовых ресурсов на федеральном уровне. Однако, есть и отличия:
- в доходной части – отсутствуют поступления от внешнеэкономических связей;
- в расходной части – выделяются перечисления (налоговые и неналоговые) в федеральный бюджет и инвестиции из федерального бюджета;
- в итоговой части – выделяются средства поддержки из федерального бюджета.
Доходы и расходы региональных бюджетов.
Доходная часть региональных бюджетов формируется путем распределения централизованного (общегосударственного) фонда денежных средств, в основе которого лежит принцип территориальности и подведомственности предприятий, учреждений и организаций, за счет закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы – доходы полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы – передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей – дотации, субвенции, трансферты.
К регулирующим доходам относят следующие:
- отчисления от государственных доходов и налогов (более 70%);
- дотации и субвенции;
- трансферты;
- средства, полученные из вышестоящего бюджета.
В состав отчислений от государственных доходов и налогов входят:
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизы и прочие платежи, сборы, пошлины.
3. Отчисления от платежей за природные ресурсы.
4. Отчисления от налога на прибыль предприятий вышестоящего подчинения.
5. Подоходный налог с физических лиц.
Виды регулирующих доходов, как правило, меняются. Состав их ежегодно определяется законом о федеральном бюджете. Там указывается, что в бюджеты субъектов РФ зачисляются поступления от конкретных видов налогов и доходов и в определенных размерах. К примеру, (в 1999г.):
- От платежей за пользование лесным фондом – в размере 60%
доходов;
- Платы за пользование водными объектами – в размере 60%;
- Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории РФ, - в размерах 50% доходов;
- Налога на игорный бизнес – в размерах сверх минимальных ставок, предусмотренных законодательством РФ.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов.
Однако, часто темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), поэтому возникает необходимость в дотациях, субвенциях и субсидиях из вышестоящего бюджета.
В целом роль регулирующих доходов заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами территориальных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет. Т.к., порой регионы получают дотации и субвенции на покрытие своих расходов независимо от поступлений в федеральный бюджет.
Доходы бюджетов РФ значительно отличаются.
Наибольшие доходы приходятся на бюджеты: г. Москвы, Тюменской области, Ханты – Мансийского автономного округа, Республики Татарстан.
Наименьшие доходы – имеют бюджеты Ненецкого автономного округа, Еврейской автономной области, Таймырского автономного округа, республики Алтай, республики Ингушетии, Корякского автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Коми-Пермяцкого автономного округа, Агинского Бурятского автономного округа.
Все субъекты РФ по степени наполняемости доходной части своих бюджетов, в соответствии с принятой налоговой политикой, подразделяются на:
1) регионы – доноры;
2) регионы – реципиенты (дотационные);
3) кризисные регионы.
Регионы – доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом,, который позволяет создавать налоговую базы, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству.
Регионы – реципиенты – это те субъекты РФ, которые не могут собрать на своей территории средства, необходимые для покрытия их расходов.
Средняя дотационность бюджетов субъектов РФ, получающих трансферты, составляет примерно около 20%. Однако, дотационность отдельных регионов колеблется от 1% до 90%.
Количество дотационных регионов (реципиенты), получающих помощь из федерального бюджета в форме трансфертов (ранее – дотаций), составляло:
1994г – 39;
1995 – 66;
1996 – 75;
1997 – 81;
1998, 1999 – 76 территорий.
Наиболее дотационными регионами являются: Республика Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Кабардино-Балкарская республика, Республика Тыва, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Дагестан, Эвенкийский автономный округ, Корякский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Еврейская автономная область (территории расположены по мере убывания дотационности от 90 до 60%).
Наименее дотационные регионы (от 1 до 10% по мере роста дотационности): Вологодская, Челябинская, Нижегородская, Ярославская, Ленинградская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Новосибирская, Тюменская, Тульская, Мурманская, Волгоградская, Томская, Омская, Ульяновская и Смоленская области.
Существующая система регулирования региональных бюджетов имеет ряд достоинств и недостатков.
Достоинства:
1. Позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников.
2. Создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц.
3. Стимулирует региональные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
Недостатки:
1. Наличие субъективности при формировании регулирующих доходов региональных бюджетов, что выражается в необъективности при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава.
2. Отсутствие нормативной научно-обоснованной базы бюджетного планирования по уровню обеспеченности каждого жителя набором социальных услуг с учетом региональных факторов (климатических, исторических, этнических и т.п.).