Доходы и расходы региональных бюджетов.




Тема 6. Территориальные финансы.

1. Региональные финансы.

2. Муниципальные (местные) финансы.

 

Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

В соответствии с вертикальной системой управления экономикой финансовой распределение осуществляется по трем уровням:

1. Федеральный;

2. Уровень субъектов федерации (территориальный);

3. Местный.

 

Территориальные финансы охватывают два последних уровня и включают в себя:

- региональные финансы - на уровне субъектов РФ;

- муниципальные финансы – на местном уровне.

 

Региональные финансы.

Региональные финансы (финансы субъектов РФ) – являются одним из важнейших элементов государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.

Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач в субъектах РФ.

Функционирование и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территорий зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.

Финансы субъектов РФ включают:

- средства бюджета субъекта РФ;

- государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

- другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

В широком смысле финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.

Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

- самостоятельности;

- бюджетного федерализма;

- государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

- прозрачности;

- гласности.

Состав региональных финансовых ресурсов:

1. Региональный бюджет.

2. Внебюджетные фонды.

3. Средства субъектов хозяйствования.

4. Валютные фонды.

5. Кредитные ресурсы.

Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов.

Региональные бюджеты выполняют следующие функции:

1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.

Сводный региональный финансовый баланс характеризуется системой показателей, аналогичных балансу финансовых ресурсов на федеральном уровне. Однако, есть и отличия:

- в доходной части – отсутствуют поступления от внешнеэкономических связей;

- в расходной части – выделяются перечисления (налоговые и неналоговые) в федеральный бюджет и инвестиции из федерального бюджета;

- в итоговой части – выделяются средства поддержки из федерального бюджета.

Доходы и расходы региональных бюджетов.

Доходная часть региональных бюджетов формируется путем распределения централизованного (общегосударственного) фонда денежных средств, в основе которого лежит принцип территориальности и подведомственности предприятий, учреждений и организаций, за счет закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы – доходы полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей – дотации, субвенции, трансферты.

К регулирующим доходам относят следующие:

- отчисления от государственных доходов и налогов (более 70%);

- дотации и субвенции;

- трансферты;

- средства, полученные из вышестоящего бюджета.

В состав отчислений от государственных доходов и налогов входят:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы и прочие платежи, сборы, пошлины.

3. Отчисления от платежей за природные ресурсы.

4. Отчисления от налога на прибыль предприятий вышестоящего подчинения.

5. Подоходный налог с физических лиц.

Виды регулирующих доходов, как правило, меняются. Состав их ежегодно определяется законом о федеральном бюджете. Там указывается, что в бюджеты субъектов РФ зачисляются поступления от конкретных видов налогов и доходов и в определенных размерах. К примеру, (в 1999г.):

- От платежей за пользование лесным фондом – в размере 60%

доходов;

- Платы за пользование водными объектами – в размере 60%;

- Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории РФ, - в размерах 50% доходов;

- Налога на игорный бизнес – в размерах сверх минимальных ставок, предусмотренных законодательством РФ.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов.

Однако, часто темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), поэтому возникает необходимость в дотациях, субвенциях и субсидиях из вышестоящего бюджета.

В целом роль регулирующих доходов заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами территориальных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет. Т.к., порой регионы получают дотации и субвенции на покрытие своих расходов независимо от поступлений в федеральный бюджет.

Доходы бюджетов РФ значительно отличаются.

Наибольшие доходы приходятся на бюджеты: г. Москвы, Тюменской области, Ханты – Мансийского автономного округа, Республики Татарстан.

Наименьшие доходы – имеют бюджеты Ненецкого автономного округа, Еврейской автономной области, Таймырского автономного округа, республики Алтай, республики Ингушетии, Корякского автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Коми-Пермяцкого автономного округа, Агинского Бурятского автономного округа.

Все субъекты РФ по степени наполняемости доходной части своих бюджетов, в соответствии с принятой налоговой политикой, подразделяются на:

1) регионы – доноры;

2) регионы – реципиенты (дотационные);

3) кризисные регионы.

Регионы – доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом,, который позволяет создавать налоговую базы, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству.

Регионы – реципиенты – это те субъекты РФ, которые не могут собрать на своей территории средства, необходимые для покрытия их расходов.

Средняя дотационность бюджетов субъектов РФ, получающих трансферты, составляет примерно около 20%. Однако, дотационность отдельных регионов колеблется от 1% до 90%.

Количество дотационных регионов (реципиенты), получающих помощь из федерального бюджета в форме трансфертов (ранее – дотаций), составляло:

1994г – 39;

1995 – 66;

1996 – 75;

1997 – 81;

1998, 1999 – 76 территорий.

Наиболее дотационными регионами являются: Республика Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Кабардино-Балкарская республика, Республика Тыва, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Дагестан, Эвенкийский автономный округ, Корякский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Еврейская автономная область (территории расположены по мере убывания дотационности от 90 до 60%).

Наименее дотационные регионы (от 1 до 10% по мере роста дотационности): Вологодская, Челябинская, Нижегородская, Ярославская, Ленинградская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Новосибирская, Тюменская, Тульская, Мурманская, Волгоградская, Томская, Омская, Ульяновская и Смоленская области.

Существующая система регулирования региональных бюджетов имеет ряд достоинств и недостатков.

Достоинства:

1. Позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников.

2. Создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц.

3. Стимулирует региональные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Недостатки:

1. Наличие субъективности при формировании регулирующих доходов региональных бюджетов, что выражается в необъективности при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава.

2. Отсутствие нормативной научно-обоснованной базы бюджетного планирования по уровню обеспеченности каждого жителя набором социальных услуг с учетом региональных факторов (климатических, исторических, этнических и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: