Стихи
«За окошком так красиво - Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет - Это осени подарок, От неё вам всем привет».
Воспитатель: А теперь хочется проверить кто из вас наблюдательный?
– Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь - запевала осени, октябрь - листопад, ноябрь – ворота зимы).
- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.
Ребёнок читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетает
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).
.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.
Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».
Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.
Я знаю, что вы знаете много песен про осень
Песня «Осень под зонтиком»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку. Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).
|
Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в шубе рыжей летом». (Белка).
- А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.
«Далеко ещё зима,
Но не для потехи.
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
Знает маленький зверёк
Запасы надо делать впрок».
Игра «Какие запасы»
Воспитатель: Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…(осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).
Воспитатель: А сейчас предлагаем посмотреть танец с платками яркими красивыми как осенние листья.
Хоровод с платками (мелодия на мотив Красный сарафан)
Воспитатель:
Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
|
Пригодится дар вам мой.
Посмотрите, сколько всего принесла нам осень.
Воспитатель:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?
Песня «Урожайная»
Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.А мы послушаем рассказы о некоторых из них
Рассказы об овощах (Дети)
Воспитатель: Молодцы! -Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Давайте исполним песню «Эх картошка».
Песня «Эх картошка»
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку
«Круглая да гладкая
Желтая да сладкая
Сижу на грядке крепко
Я называюсь… (Репка)
И сейчас мы посмотрим Сказку, которая так и называется «Репка»
Музыкальная сказка «Репка» Н. Голещанов
(звучит фонограмма)
Воспитатель: Возле двух дорог, у перекрестка,
стояла белая березка.
Раскинула зеленые ветки
Березка над маленькой хаткой,
А в хатке - жил дедка
Со своею старенькой бабкой.
Была у них Маша-внучка,
Была и собачка Жучка,
И кот Васька-мурлышка,
А за печкой
Серая мышка!
Сказала раз дедке
Старая бабка:
Бабка:- Нужна нам дед, репка, а для репки грядка!
Воспитатель: Взял дед лопатку,
Стал ладить грядку.
Бабка рядышком копает,
По душе обоим труд!
Дедка песню запевает,
Бабка деду помогает-
Ладят грядку и поют:
Песня деда и Бабки
Ты звени, моя лопатка,
Землю рыхлую копай.
Вырастай скорее, грядка,
Вше грядка, вырастай.
|
Я лопатой раз.
Я лопатой два.
Убирайся, убирайся
злая сорная трава.
(уходят за дом)
(звучит фонограмма «Утро» Григ)
Воспитатель: Дождик грядку поливает,
Поливает крепко,
Солнце грядку согревает,-
Подрастает репка!
Листья влажные.
Зеленые,
Украшают огород.
Репка,
Влагою напоенная,
Песенку поет:
Песня Репки
Меня солнышко пригрело,
Приласкала мать земля.
Я ботвою зашумела,
Поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку
Свежей чистою водой
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Воспитатель: Дождик больше не идет,-
Вот беда! Вот беда!
Без дождя и огород
Сохнет, как всегда.
Нужно грядку поливать,
Нужно репке пить давать!
Дедка грядку поливает,
Бабка деду помогает,
Носит воду внучка
И собачка Жучка,
А за ней ведро несет
Васька кот- мурлышка,
От кота не отстает
И норушка-мышка!
(Стоят вокруг репки с ведерками, Ставят ведра идут хороводом и поют все вместе)
Песня хоровод
А ну разок, а ну другой,
Была бы лишь охота.
Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.
А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться,
Как хорошо на сете жить, как весело трудиться.
( Уходят в дом )
(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» выходит крот с палочкой с кротихой жаба выбегает)
Воспитатель: В огороде жил-был крот
И жила кротиха,
Жаба тоже там живет-
Страшная жабиха!
Крот: Надо репку погубить…
Мы с кротихой будем рыть
Под землею ход.
К самой репке подползем,
Корни ей перегрызем,
Репка и завянет
И расти не станет!
Воспитатель: Жаба квакает кроту:
Жаба - Ква! И мне невмоготу!
Нужно, нужно погубить
Репку молодую,
Буду воду я мутить,
Воду ключевую!
Пусть водица будет грязной,
Не пригодной для питья,
Станет репка безобразной, Как и я, мои друзья!
Вместе с кротихой
Крот Если только я бы мог,
Я бы вдоль и поперек
Землю рыхлую изрыл, все живое погубил
Вместе Сохнешь, Сохни, сохни…
Срок пройдет и под землею среди вечной темной темноты, погубивши все живой будут жить одни кроты!
(Уходят)
Воспитатель: А ботва над репкой сохнет
И тоскует по воде,
Репка бедная- то охнет
То заплачет на гряде.