Формы (построение) музыки в песнях и романсах




Тема 4.2. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

1. Вокальная музыка – синтетическое искусство (соединение музыки и слова, нередко – музыки, слова и движения). Синкретизм (нерасчлененность) музыкального и поэтического начал был характерен еще для искусства Древней Греции (стихи не произносились, а пелись, существовало множество различных музыкально-поэтических жанров). У речи и музыки много общего – осмысленность, эмоциональная сторона, темп, ритм, диапазон, тембр. Осмысленное звучание речи мы называем интонацией. Сливаясь, музыкальная и речевая интонация обогащают и взаимодополняют друг друга.

В области вокальной музыки не может быть полной гармонии. Музыка и слово (речь) – разные художественные стихии с различными возможностями отражения действительности (речь – понятия; музыка – образ). Автор музыки к словам вправе прочитать текст по-своему (это касается расстановки акцентов, выделения той или иной стороны в тексте и даже «дорисовка» событий).

Характер взаимодействия музыки и текста:

1) обобщенный – отражает общее впечатление от смысла текста, может подчеркнуть что-либо в нем;

2) детализированный – стремление как можно точнее отразить понятийный смысл.

Основные способы вокализации: а) слог-нота; б) распев слога;

2. Формы взаимодействия слова и музыки в вокальной мелодии:

1) песенно-распевная (распев) – характерно несовпадение ритма текста и мелодической линии на отдельные слоги приходится несколько музыкальных звуков; слова могут иметь своеобразную «прикладную» функцию.

2) песенно-ариозная - вытекает из распева; более внимательное отношение к тексту, отражение его общего характера, эмоционального тонуса.

3) песенно–танцевальная – свободный подход к тексту, роль ритма, танцевальных ритмоформул. В этих типах музыка подчиняет себе структуру текста.

4) речитатив – род музыки, основанный на стремлении приблизиться к естественной речи. Истоки речитатива – музыкально-речевые жанры народного творчества (рус. – причет, прибаутка, сказ, местный говор), церковная псалмодия.

Закономерности речитатива:

- воспроизведение устойчивых речевых интонаций (вопрос-ответ, восклицание. обращение и др);

- отчетливо-смысловое и эмоционально направленное воспроизведение слова;

- сохранение речевого акцента;

- симметрия и повторность фраз не характерны;

Высшая форма речитатива – музыкальная декламация (стремление к точному воспроизведению в музыке поэтической и прозаической речи при обобщенных мелодических формулах, «интонационный портрет»).

В музыке постоянно встречаются смешанные типы вокальной мелодии (тип зависит от цели и стремления автора в передаче того или иного содержания).

Метрический способ соединения музыки и текста – в основе метр, ритмические закономерности. В напеве воспроизводится поэтическая стопа.

ПЕСНЯ И РОМАНС

Песня – произведение для голоса с инструментальным сопровождением или без него (a  capella). Жанр, широко распространенный в народной, бытовой и профессиональной музыке.

Романс – сольное камерно-вокальное произведение для голоса с сопровождением. Жанр распространен также в бытовой и профессиональной музыке и может иметь различный уровень сложности содержания.

Песня и романс – родственные жанры, но имеют различия. Романс – более развитый и утонченный жанр с индивидуально-личным содержанием. Песня же формировалась в народной музыке (где характерна устная культура и импровизационность), по форме и по содержанию она, как правило, проще.

И песня, и романс существуют во множестве разновидностей.

 

Формы (построение) музыки в песнях и романсах

В основе любых форм действуют принципы повтора, симметрии и контраста (это может быть контраст темпа, лада, тональности, метра, типа изложения, тематический контраст). Формы вокальной музыки так или иначе связаны с поэтической строфой (строфа – сочетание двух или нескольких стихов, объединенных системой рифм). В монодической культуре европейского Средневековья закономерности стиха были ведущими для структуры мелодии, но мелодия могла переноситься на другие стихи. Таким образом, форма стиха и форма музыки могут образовывать два взаимосвязанных, но параллельных и взаимодополняющих ряда.

 

- куплетная (А) - одночастная повторяемая простая форма; - куплет с припевом – простая 2-х частная (АВ) повторность мелодики и сопровождения при разных словах; эта форма характерна прежде всего для песни (повторение куплета-напева сложилось прежде всего в народной песне). В куплете с припевом припев часто каким-то образом контрастен запеву.
- куплетно – вариационная (А1 А2 А3 и тд.) В каждом куплете что-либо изменяется (варьируется) в сопровождении при общем узнавании.
- куплетно -вариантная В куплетах происходит видоизменение мелодии вокальной партии и аккомпанемента.
- 3-х частная простая репризная (АВА) повторение музыки первого раздела в третьем при разных (иногда таких же) словах, средняя часть более или менее контрастирует крайним разделам.
- сквозная, свободная форма (сложная форма) Несколько (контрастных) эпизодов, каждый представляет собой построение либо простую форму. Для таких произведений характерны названия монолог, фантазия, баллада.
Рондообразная форма Несколько более или менее контрастных друг другу разделов между которыми проходит повторяющийся раздел – рефрен (обозначается А или R, с него произведение и начинается).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: