ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1. БЫТИЕ И ЕГО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
1.1. Понятие бытия. Основные формы бытия
1.1.1. Категория бытия.
Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.
«Бытие» традиционно мыслится, по крайней мере, в двух значениях:
во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как «наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь «бытие» однозначно таким понятиям, как «Мир в целом» или «Универсум»;
во-вторых, под «бытием» понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы «бытие» в таком понимании обычно называют «абсолютным бытием» - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала. В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.
Античные философы также были озабочены истоками сущего. Первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее - это нечто реальное, оно «Есть»; ему противостоит небытие, несущее, «Не есть». Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.
|
Для ученых древности естественные начала нашего мира выступают в форме неких абстрактно-образных рациональных конструкций, или стихий, названных «земля», «вода», «огонь», «воздух». В Китае помимо первых трех упоминаются еще «дерево» и «металл»; причем одна из стихий могла - особенно в науке Древней Греции - приниматься за исходную, фундаментальную. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются и наполняются особым энергетическим началом: греки называли его «пневмой», индийцы – «праной», китайцы – «уи».
Дидактический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 - 483 гг. до н.э.), который, рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» - «мир объективно существующих идей», которое противопоставлял «чувственному бытию». Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.
В средневековой христианской философии выделяется «истинное, бытие» - бытие Бога и «неистинное», сотворенное Богом бытие. Философы-материалисты XVII - XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила «натурализация» бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я»», «объективно развивающаяся идея» и т.д.
|
XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что прежняя наука о бытии - есть предмет частных наук, но не философии.
Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством - качеством быть, существовать, занимается особая наука - онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин «онтология» означает «учение о сущем». В философии он употребляется с XVII века. У рационалистов XVII - XVIII вв. онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще. И. Кант считал онтологию бессодержательной метафизикой и заменил ее своей трансцендентальной философией. У Г. Гегеля онтология является только учением об абстрактных определениях сущности. После Гегеля онтологические учения встречаются очень редко. В XX в. в процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике онтология вновь возрождается: у Г. Якоби и Н. Гартмана - как строго предметная философия бытия, а у М. Хайдеггера и К. Ясперса - в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов - как приспособленные к человеку. Человек благодаря этому становится конечной целью мирового порядка. Она ограничивала сферу реального лишь материальным, вневременное всеобщее считалось бытием высшего порядка, даже единственно истинным бытием. Новая онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к активному бытию остального мира. Большое место в новой онтологии занимает категориальный анализ.
|
Все другие разделы философского знания, имеющие важное философское содержание, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретацию других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем.
1.2. Проблема субстанции в философии
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было, влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего.
В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, «физическое» основание бытия, и как его сверхприродное, «метафизическое» начало.
Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху или мысленным конструкциям, первопричинам - алейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя; несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости оттого, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом.
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.
Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей.
Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея») и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).
Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя.
Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике «материя» - обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии «материя» является краеугольным понятием; в разных школах материализма она, принимает различные значения.
1.3. Понятие движения
Движение - это способ существования материи, оно абсолютна и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения.
В истории философии постоянно поднимался вопрос, является ли движение атрибутом, т.е. всеобщим, неотъемлемым, универсальным свойством материи или только ее модусом, т.е. частным свойством, которое может быть, а может и не быть. Истоки диалектического понимания движения восходят к Гераклиту, который в образной форме выразил мысль о том, что материальная первооснова постоянно тождественна себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Античная философия в лице Гераклита и Эпикура обнаружила источник всякого движения в противоречивости внутренних процессов.
В то же время трудности постижения процесса движения в логике понятий посредством логического доказательства привели античного философа и математика Зенона к формулированию апорий, трудноразрешимых проблем, которые, в противовес чувственным впечатлениям, заставляли усомниться в движении как в атрибуте материи.
Мыслители эпохи Возрождения были уверены, что всякое бытие, от Вселенной до мельчайших частиц, приводится в движение присущей ему душой. Преимущественное развитие механики в XVII - XVIII вв. привело к тому, что движение стали рассматривать только как механическое движение, т.е. простое пространственное перемещение. Ограниченность метафизических представлений была связана с отношением к движению как модусу с убеждением в необходимости первотолчка.
Философы-материалисты XVIII в., такие как Д. Толанд и Д. Дидро признавали движение атрибутом материи и понимали его как всеобщую внутреннюю активность.
В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле как представление о любом изменении.
Движение характеризуется такими признаками, как всеобщность, универсальность, противоречивость, атрибутивность, абсолютность и непрерывность. Одни видят основное противоречие в возникновении и уничтожении, другие - в противоречии пространства и времени, третьи - в противоречии устойчивости и изменчивости.
Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. «Понятие развития, - отмечал Вл. Соловьев, - с начала настоящего (т.е. XVIII) столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление».
Выделяются две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного вида ее организации. Вторая разновидность - это процессы перехода от одного уровня к другому.
Развитие также подразделяется на прогресс, при котором имеет место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, и регресс, когда движение происходит в обратном направлении, от более совершенных и развитых форм к менее совершенным.
1.4. Пространство и время как философские категории
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство - это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время являются формами, которые его организуют. Материя не существует вне этих форм, но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Отделение их от материального мира возможно лишь в процессе абстрагирования.
В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники субстанциональной концепции - Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища совокупности атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены такой возможности. Пространство, согласно учению Демокрита, Эпикура и Лукреция, объективно, однородно, бесконечно. Оно есть вместилище совокупности атомов. Время отождествимо с вечностью - это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему, оно есть вместилище событий.
Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю, пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами.
Аристотель утверждал, что как в движении, так и во времени всегда есть некоторое «прежде» и некоторое отличное от него «после». Именно в силу движения мы распознаем различные, не совпадающие друг с другом «теперь». Время оказывается ни чем иным, как последовательностью этих «теперь», их сменой, перечислением, счетом, числом движения в связи предыдущего и последующего.
Эти две тенденции в истолковании пространства и времени либо как самостоятельных, объективных и не зависимых от вещественного наполнения начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи получили развитие в дальнейшем. Первая субстанциональная концепция просуществовала более двух тысячелетий, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям. Понимание И. Ньютоном пространства как неподвижного, непрерывного, однородного трехмерного вместилища материи совпадало, по сути, с пониманием его Демокритом. Время, согласно Ньютону, - это однородная, равномерная, вечная и неизменная «чистая» длительность. В классической механике Ньютона пространство и время - это объективные данности, которые все в себя вмещают и ни от чего не зависят.
Представления, аналогичные взглядам Аристотеля на пространство и время, развивали в Новое время Г. Лейбниц и Р. Декарт. По их утверждениям, не существует ни однородной пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия. Пространство понималось ими как порядок взаиморасположения тел, а время - как порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и длительность процессов, согласно Лейбницу и Декарту, не являются первичными свойствами, они обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением.
На протяжении XVIII - XIX вв. субстанциональная концепция - концепция абсолютного пространства и времени стала ведущей как в философии, так и в естествознании. По своему существу эта концепция была метафизична, так как разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Получалось, что могло существовать чистое пространство вне материи и времени, абсолютно не связанное с материальными процессами. Пространство и время выступали как пустые вместилища вещей и событий. Против этих утверждений энергично выступил Г. Гегель, который полагал, что чистого пространства и времени не существует, есть только «наполненное пространство», а время есть становление, возникновение и прохождение всех предметов, процессов и явлений.
Естественнонаучные аргументы, опровергающие метафизические представления о природе пространства и времени, стали складываться лишь к концу XIX в. с возникновением в физике электромагнитной теории. Ее развитие привело к необходимости отбросить представления опустом пространстве. Первоначально его заменили эфиром, который выполнял роль представителя «всюду заполненного», но все же абсолютного и ни от чего не зависимого пространства. Позднее эти представления также были отвергнуты.
Однако субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени, в рамках объективного идеализма Гегеля не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. С точки зрения представителей субъективно-идеалистической линии в философии, пространство и время - это способ расположения впечатлений, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. И. Кант трактует пространство и время как формы человеческой чувственности, т.е. формы созерцания, согласно которым именно познающий субъект организует данный ему мир в определенный пространственно-временной образ. Для Дж. Беркли и Э. Маха пространство и время - это формы упорядоченных рядов ощущений. Английский махист К. Пирсон утверждает, что пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещи; пространство - это порядок или категория восприятия предметов, а время - это категория восприятия событий. Русский ученый А.А. Богданов считал пространство и время продуктами организующей и гармонизирующей человеческой мысли.
Метафизическая субстанциональная концепция пространства и времени была преодолена в ходе развития науки в ХIХ - ХХ вв. Н. Лобачевский, Г. Риман высказали предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. В специальной теории относительности А. Эйнштейна было установлено, что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов, геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Общая теория относительности Эйнштейна показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем.
В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита: «Все течет, все изменяется». Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции, подлинным бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое существует в воспоминаниях, события будущего - неизвестно, будут ли еще существовать. Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем.
Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью.
Другая концепция - статическая - не отрицая наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное отношение «раньше – позже».
Основными свойствами пространства и времени являются бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума. Выделяются специфические проявления пространства и времени как в микромире, макромире и мегамире, так и в живой и социально организованной материи. Специально анализируются биологическое время, психологическое время, социальное пространство и время. Объективность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума, независимо от возможности их восприятия или отсутствия таковой.
Свою специфику имеет и социальное время, которое, в отличие от биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. Начав свой отсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетий пребывало в мало заметных изменениях и лишь с первыми ощутимыми признаками научно-технического прогресса в XVII - XVIII вв. стало заметно набирать свои обороты. В XX столетии научно-техническая революция «спрессовала» социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого; а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо еще в прошлом столетии.
В сложной структуре социального времени выделяется временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества. Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.
1.5. Проблема единства мира
Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики.
С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.
Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.
Начиная с XVIII века, когда наука окончательно оформилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности, появилась возможность с ее помощью более аргументировано отстаивать единство мира, не прибегая к потусторонним силам. Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический закон Д.И. Менделеева связал воедино все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом. Данная теория характеризуется переходом от изучения отдельных вещей к изучению процессов и состояний, от разъединения природы к объединению ее в единую систему, что позволило затем лучше понять генезис человека и его сознания, определить их реальное место в мире и, в конечном счете, показать единство человека и природы.
Создание теории относительности и квантовой механики в XX столетии существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.
2 ПОЗНАНИЕ
2.1. Проблема познаваемости мира
Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его - постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку - гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme - знание); принципиальной разницы между двумя названиями нет. Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно - реалистический и агностический. Агностицизм - это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть», разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делал вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки зрения, прибегая даже к логическим передержкам и парадоксам-софизмам.
Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности. Согласно Пиррону, всякому утверждению о предмете, его сущности может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. Такой ход мысли привел Пиррона к позиции воздержания от окончательных суждений.
Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.
И. Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных «вещей самих по себе», считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. «Вещи в себе» познанием не достигаются, они неуловимы. К позиции Канта примыкают концепция «физиологического идеализма» И.П. Мюллера, «теория символов», или «теория иероглифов» Г. Гельмгольца, взгляды К. Пирсона.
На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.
Виднейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А. Пуанкаре. Он утверждал, что геометрические аксиомы есть лишь условные положения; одна геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей и считал, что познаваемы только отношения. Предложенный им прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем и законов природной действительности. Научные законы, согласно Пуанкаре, суть условности, символы.
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия XX в. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы.
Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются юмовский, кантовский и т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации - этический, физиологический, кибернетический, иероглифический агностицизм, а также материалистический и. идеалистический, сенсуалистический и рационалистический агностицизм.
Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.
Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует, и в современной теории познания.
2.2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек - это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.
Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.
Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.
Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.
В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые авторы выделяют еще оди