Возрастная психология является отраслью общей психологии и опирается на её методологический и методический аппарат, дополняя его.
В качестве самостоятельной области знания она оформилась к концу Х1Х века, первоначально возникнув, как детская психология. Первым научным трудом по возрастной психологии считается книга немецкого учёного Вильгельма Прейера "Душа ребёнка", в которой тот описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына.
В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология (психология пожилых людей).
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
Предметом возрастной психологии является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
В качестве объекта исследования в возрастной психологии выступают конкретные люди – испытуемые различного возраста.
Возрастные особенности – это специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они не проявляются в "чистом" виде и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.
Возрастная психология тесно связана с такими отраслями психологической науки, как педагогическая, медицинская психология, акмеология и др. Очень тесна также её связь с возрастной физиологией, педагогикой.
|
Основные проблемы возрастной психологии:
Ø проблема органической и средовой обусловленности психического развития человека.
Ø проблема относительного влияния стихийных и организованных факторов воздействия (обучения и воспитания) на развитие детей.
Ø соотношение задатков и способностей.
Ø соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребёнка.
Методы возрастной психологии
Наблюдение — (наиболее распространенный метод) – с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение.
Наблюдение бывает:
1. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.
§ Научное наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений по определенному плану программы с продуманной фиксацией.
2.
§ Включенное наблюдение - участие исследователя в деятельности, которую он изучает;
§ Невключенное наблюдение — наблюдение со стороны.
3.
Наблюдение может быть сплошным и выборочным.
Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребёнка и ведутся в течение длительного времени. Они всегда бывают более или менее избирательными: эксперт фиксирует только то, что представляется ему значимым. Пример протокола сплошного наблюдения – дневники родителей, описывающих развитие своих детей.
Выборочные наблюдения отличаются от сплошных тем, что в них фиксируется какая-то одна сторона поведения ребёнка, либо его поведение в какие-то определённые отрезки времени (во время игры, кормления и т.п.).
|
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
В эксперименте исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность ребёнка. Выделяют эксперименты естественный и лабораторный. Пример естественного эксперимента: старших дошкольников учат делать флажки. Одной группе говорят, что флажки они делают для того, чтобы потом играть в праздник, другой группе – что флажки пойдут в подарок маме, а третьей – что флажки подарят малышам, у которых нет игрушек. Для детей это обычные занятия, а для исследователя – способ определить влияние мотивов на деятельность ребёнка.
Можно отметить, что применительно к детям дошкольного возраста особого различия между естественным и лабораторным экспериментом нет: во всех случаях необходимо, чтобы дети были заняты интересующим их делом.
Выделяют также эксперименты формирующий и констатирующий.
Особенности формирующего эксперимента состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировались или усовершенствовались.
Следует отличать формирующий эксперимент от педагогического эксперимента, несмотря на их внешнюю схожесть: в первом случае задачей исследования является выяснение того, какие особенности психических процессов, качеств, свойств личности складываются в ходе развития, а во втором – как, какими путями можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании детей.
|
В одном и том же исследовании, как правило, сочетаются различные виды эксперимента. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим), для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствие с имеющими предположениями. В заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как вначале, но на этот раз он называется контрольным. Его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.
Кроме перечисленных основных методов исследования, в возрастной психологии применяются вспомогательные методы: изучение результатов (продуктов) деятельности детей, метод беседы (опроса), метод тестов, социометрический метод.