Возрастная психология как наука




Возрастная психология является отраслью общей психологии и опирается на её методологический и методический аппарат, дополняя его.

В качестве самостоятельной области знания она оформилась к концу Х1Х века, первоначально возникнув, как детская психология. Первым научным трудом по возрастной психологии считается книга немецкого учёного Вильгельма Прейера "Душа ребёнка", в которой тот описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына.

В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология (психология пожилых людей).

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

 

Предметом возрастной психологии является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

В качестве объекта исследования в возрастной психологии выступают конкретные люди – испытуемые различного возраста.

Возрастные особенности – это специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они не проявляются в "чистом" виде и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов.

 

Возрастная психология тесно связана с такими отраслями психологической науки, как педагогическая, медицинская психология, акмеология и др. Очень тесна также её связь с возрастной физиологией, педагогикой.

 

Основные проблемы возрастной психологии:

Ø проблема органической и средовой обусловленности психического развития человека.

Ø проблема относительного влияния стихийных и организованных факторов воздействия (обучения и воспитания) на развитие детей.

Ø соотношение задатков и способностей.

Ø соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребёнка.

 

Методы возрастной психологии

Наблюдение — (наиболее распространенный метод) – с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение.

Наблюдение бывает:

1. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

§ Научное наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений по определенному плану программы с продуманной фиксацией.

2.

§ Включенное наблюдение - участие исследователя в деятельности, которую он изучает;

§ Невключенное наблюдение — наблюдение со стороны.

3.

Наблюдение может быть сплошным и выборочным.

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребёнка и ведутся в течение длительного времени. Они всегда бывают более или менее избирательными: эксперт фиксирует только то, что представляется ему значимым. Пример протокола сплошного наблюдения – дневники родителей, описывающих развитие своих детей.

Выборочные наблюдения отличаются от сплошных тем, что в них фиксируется какая-то одна сторона поведения ребёнка, либо его поведение в какие-то определённые отрезки времени (во время игры, кормления и т.п.).

 

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

В эксперименте исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность ребёнка. Выделяют эксперименты естественный и лабораторный. Пример естественного эксперимента: старших дошкольников учат делать флажки. Одной группе говорят, что флажки они делают для того, чтобы потом играть в праздник, другой группе – что флажки пойдут в подарок маме, а третьей – что флажки подарят малышам, у которых нет игрушек. Для детей это обычные занятия, а для исследователя – способ определить влияние мотивов на деятельность ребёнка.

Можно отметить, что применительно к детям дошкольного возраста особого различия между естественным и лабораторным экспериментом нет: во всех случаях необходимо, чтобы дети были заняты интересующим их делом.

Выделяют также эксперименты формирующий и констатирующий.

Особенности формирующего эксперимента состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировались или усовершенствовались.

Следует отличать формирующий эксперимент от педагогического эксперимента, несмотря на их внешнюю схожесть: в первом случае задачей исследования является выяснение того, какие особенности психических процессов, качеств, свойств личности складываются в ходе развития, а во втором – как, какими путями можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании детей.

В одном и том же исследовании, как правило, сочетаются различные виды эксперимента. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим), для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствие с имеющими предположениями. В заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как вначале, но на этот раз он называется контрольным. Его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Кроме перечисленных основных методов исследования, в возрастной психологии применяются вспомогательные методы: изучение результатов (продуктов) деятельности детей, метод беседы (опроса), метод тестов, социометрический метод.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: