Лекция 3-4 «Основы экономики отрасли».




Цель: создание теоретических основ подготовки специалистов по экономике по всем видам экономических дисциплин.

Задачи:

Метапредметные: получить теоретические знания экономических закономерностей и экономических законов функционирования экономических субъектов в условиях рыночных отношений на микро- и макро уровне.

Личностные: способствовать формированию у обучающихся культуре экономического мышления.

Предметные: приобретение знаний о научных основах и принципах экономической теории, исторических этапах её развития; о методах изучения экономики; рассмотреть особенности экономических границ рынков и определение отрасли. Строение рынков. Рынки и отрасли, уточнение их экономических границ. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли, Модели структуры отрасли. Прибыльность и измерение концентрации. Влияние концентрации на прибыльность. Концентрация и эффективность функционирования экономики.

Вопросы для обсуждения:

1. Экономические границы рынков и определение отрасли. Функции рынка

2. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли.

3. Прибыльность и измерение концентрации. Влияние концентрации на прибыльность. Концентрация и эффективность функционирования экономики.

 

Название учебного элемента Содержание Деятельность студентов Деятельность преподавателя
1. Орг. момент      
3. Постановка целей и задач лекции 1. Экономические границы рынков и определение отрасли. Функции рынка. 2. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли. 3. Прибыльность и измерение концентрации. Влияние концентрации на прибыльность. Концентрация и эффективность функционирования экономики.     Запись план-конспекта  
4. 1. Экономические границы рынков и определение отрасли. Строение рынков. Под рынком понимается система социально-экономических отношений в сфере обмена, реализации товаров и признание этих товаров обществом. Понятия «рынок» и «отрасль» тесно взаимосвязаны Отрасль представляет собой группу предприятий. Предприятия, входящие в состав отрасли, предлагают свои товары на одном отдельном — единичном рынке. В начале обратимся к определению понятия единичных рынков. Единичный рынок–это рынок определенного единичного товара.   В экономической теории каждый отдельный, единичный рынок рассматривается как возможность исключить всеобщую заменяемость или взаимосвязь всех благ, чтобы сосредоточиться на частичном равновесии на рынке определенного единичного товара вне зависимости от того, что происходит на других рынках. Границы рынка -продуктовые - заменяемость в потреблении -временные - Длительность периода потребления. Наличие барьеров входа -локальные – острота конкуренции, наличие барьеров входа Какие функции выполняет рынок? Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм. Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка. Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы: 1) домашние хозяйства. Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг; 2) бизнес (фирма) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг; 3) правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное регулирование экономики. Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности. Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи. Отрасль – это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. По законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара. По видовому признаку отрасли делятся: А) первичные отрасли (добывающая промышленность, с/х); Б) вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность); В) отрасли инфраструктуры (транспорт, здравоохранение и т.д.); Г) отрасли управления и науки. Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации
5. 2.Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли.   Современный экономический рост обусловлен быстрой самоподдерживающейся эволюцией технологий, используемых в экономике. Изменение технологий, появление новых товаров обусловливают совершение промышленных революций, в ходе которых в начале осуществляется переход к машинному производству, которое усовершенствуется, постепенно обеспечивая возможность массового индустриального производства и развитие промышленности, создание новых отраслей. Дальнейшее развитие производства обеспечивает возможность развития сферы услуг, которая постепенно становится ведущим сектором экономики, что позволяет говорить о переходе в стадию постиндустриального развития. Появляются новые отрасли промышленности и услуг. Жизненный цикл отрасли подразделяют на периоды Обычно для отраслей выделяют следующие четыре основных этапа жизненного цикла: Этап первоначальной разработки. Он начинается с момента вывода на рынок продукта новой отрасли нового вица товара или нового вида услуги. Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться задержками в создании производственных мощностей, техническими проблемами, задержками с доведением товара до потребителей, нежеланием большинства потенциальных клиентов идти на риск и отказываться от привычных схем поведения. На этом этапе отрасль нова, в ней действует небольшое количество предприятий или даже одно предприятие, риски инвесторов велики, но в случае удачи возможен стремительный рост производства. Этап стремительного расширения. Если продукт новой отрасли удовлетворяет интересы рынка, производство и сбыт начнут стремительно расти независимо от общей экономической конъюнктуры. У предприятий отрасли появляется прибыль, но производство расширяется и требует инвестиций. Товары новой отрасли начинают покупать обычные потребители, если они слышали о товаре благоприятные отзывы. В отрасли могут появляться новые предприятия — конкуренты, отрасль становится привлекательна для инвесторов, несмотря на общее положение в экономике, она поглощает большой объем инвестиционньгх ресурсов за счет других отраслей. Этап зрелого роста. В какой-то момент темпы роста сбьпа товаров отрасли замедляются, наступает этап зрелости, производство приносит прибыль и не требует инвестиций. Этот этап нередко протяженнее предыдущих этапов. Замедление темпов роста сбьпа может вести к обострению конкуренции и снижению цен. Прибыль снижается, наиболее слабые конкуренты начинают выбывать из борьбы. Предприятиям отрасли нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и других средств воздействия на рынок. На этом этапе проявляется долгосрочный характер отрасли — будет ли она «оборонительной», как, например, пищевая, швейная промышленность, или «циклической», как автомобилестроение и тяжелое машиностроение. Этап стабильности или упадка. В конце концов, сбыт товаров отрасли пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, что характерно для модных товаров, для шоу-бизнеса. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Падение сбыта объясняется достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции. Производство товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться убыточным — спрос на продукцию снижается, капиталы и инвесторы начинают покидать эту отрасль.   Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации
6. 3. Прибыльность и измерение концентрации. Влияние концентрации на прибыльность. Концентрация и эффективность функционирования экономики.       Концентрация выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении большей части продукции каждой отрасли на специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования современной высокопроизводительной техники и роста производительности общественного труда.   Концентрация отрасли является ведущим фактором прибыльности. Но она может оказывать не только прямое влияние на прибыльность, но и косвенное через рекламу, исследования и разработки, дифференциацию продукта. Эти неценовые формы конкуренции могут быть более интенсивными в отраслях с высокой концентрацией, что делает выгодным ограничение ценовой конкуренции. Возможные последствия высокой концентрации, например интенсивность рекламы, исследований и разработок новых товаров, могут сами действовать как входные барьеры(факторы, препятствующие проникновению в отрасль). Прибыльность в свою очередь может быть ключевым фактором интенсивности рекламы, исследований и разработок, инвестиций, что воздействует на масштабы производства и структуру издержек.      
6. Закрепление материала Фронтальная беседа   Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы
7. Домашнее задание Д.з + лекцию учить!!!   Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: