Английские просветители.




Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм политика ряда европейских абсолютистских государств во 2-й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве во главе с «просвещённым монархом», способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 в. широкое распространение среди части просветителей Вольтер и др.). С другой стороны, и сами европейские монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В ряде стран были уничтожены некоторые сословные привилегии и феодальные монополии, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.; иногда в государственной практике отражались идеи физиократов. Реформы в духе П. а. проводились в Пруссии — в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии — отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании — при Карле III (просветители и государственные деятели — П. Аранда, П. Кампоманес, Х. Флоридабланка), в Португалии — при министре С. Помбале, в Дании — при министрах Ю. Х. Э. Бернсторфе, И. Ф. Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции — при короле Густаве III, в России — при Екатерине II (в 60-е гг. 18 в.). Хотя объективно некоторые реформы П. а. способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А. Р. Ж. Тюрго в 1774—76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период П. а. оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе П. а., сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции [в России такой поворот был связан с подавлением Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775)].

 

Английские просветители.

В XVII–XVIII вв. Англия была передовой страной с точки зрения экономики, что обусловило и развитие общественного сознания в целом. Англия становится центром европейской философии, литературы и культуры. Здесь же зародились основные идеи эстетики Просвещения.

Для Франции и Германии XVIII в. буржуазные революции были еще впереди, для Англии – пройденным этапом. Перед английскими просветителями не стояла проблема подготовки смены политического режима. Поэтому в своих настроениях и предпочтениях они были умеренны, несколько консервативны и стремились, скорее, к согласию, чем к радикальным акциям. Экономика доминировала над всеми остальными социальными структурами, потому английские просветители были очень реалистичны и трезвы в оценке имущественных отношений и несклонны к политическому идеализму, что и определило характер эстетики того времени.

Основная особенность эстетики английского Просвещения состоит в том, что она исходит из реального человека того времени. Английские эстетики отстаивают сенсуалистические, эмпирические принципы и частично материалистические. Это эстетика антипуританской направленности. Известно, что пуританское движение отрицательно относилось к искусству, которое, как считалось, отвлекает от молитвы, порождает лень и разврат, нарушает дисциплину и способствует разорению людей. Английские теоретики и моралисты искусства стремились преодолеть примитивный аскетизм пуритан. Под их покровительством искусство стремительно развивалось: именно в Англии впервые появился реалистический роман и зародился сентиментализм (от франц. sentiment – чувство) – течение в европейском искусстве конца XVIII – начала XIX вв., возникшее как реакция на рационалистическое искусство классицизма и утверждавшее самоценность личности, мира ее чувств. Английские просветители рассматривали искусство как путеводитель к подлинной нравственности. Проблема взаимоотношения искусства и нравственности была центральной для английской эстетики XVIII в., что определило ее этическую направленность.

Эстетические идеи английского Просвещения были подготовлены еще до революции теориями Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса.

Джон Локк (1682–1704) был идеологом компромисса между буржуазией и дворянством, достигнутого после буржуазной революции. Специально вопросами эстетики он не занимался, а к искусству относился пренебрежительно. Однако именно он положил начало ряду важнейших эстетических идей английского Просвещения. Для дальнейшего развития английской эстетики решающую роль сыграли следующие теоретико-познавательные положения Локка:

– нет врожденных идей, процесс познания возникает в опыте ина основе опыта;

– разум человека с самого начала представляет собой “tabula rasa” – “чистую доску”;

– нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах (эти гносеологические принципы положены в основу анализа ряда эстетических категорий: прекрасное, вкус и др.).

Интересна теория эстетического воспитания Локка, она вытекает из его концепции человека. Идеальный человек, в представлении Локка, характеризуется явно “прозаическими” качествами: рассудительностью, самообладанием, расчетливостью, бережливостью, стремлением к накоплению богатства. Воспитание такого человека не предусматривает влияния искусства. Разве что танцы дают детям “пристойную уверенность” и “умение держаться” и подготавливают к вступлению в общество старших. Другие же виды искусства приносят больше вреда, чем пользы. Особенно резко Локк говорит о поэзии. В ней нет никакого смысла, она отвлекает от дела, ведь мало кто видел, чтобы на Парнасе обнаружились золотые или серебряные рудники. В отношении искусства Локк приближается к пуританству. Очевидно, что его теория представляет интерес для эстетики не своими непосредственными высказываниями о педагогической роли искусства, а философской методологией и теорией познания.

Локк стал родоначальником идей Просвещения, но это не значит, что они были восприняты последователями в таком виде, в каком он их сформулировал. Иногда их интерпретация была очень своеобразной. Эмпирические и сенсуалистские идеи Локка наталкивались на классицистические традиции, которые в Англии имели большой вес почти всю первую половину XVIII в. В частности, Поп, а позже и Рейнольдс отстаивали рационалистические принципы классицизма.

Александр Поп (1688–1744) – выдающийся представитель поэзии классицизма – опубликовал поэму “Опыт о критике”, в которой изложил основные принципы поэтики классицизма. Вслед за Буало Поп считал, что художники античности дали высшие образцы творчества. Задача поэзии – подражать природе, но природа должна быть облагорожена. Уродливому и дисгармоничному нет места в поэзии. Поп просил художников избегать смешения жанров, особенно “высоких” с “низкими”. Однако он, вопреки принципам классицизма, охотно культивируют низкие жанры. Он также считает, что новые авторы могут превосходить древних.

Классицизм Попа тесно связан с идеями английского Просвещения. В философских поэмах “Опыт о морали” и “Опыт о человеке” он изложил свои поэтические, философские и этические воззрения, развивая оптимистическую концепцию, согласно которой, наш мир является “наилучшим из возможных миров”, а имеющиеся в нем противоречия и диссонансы разрешаются в общую гармонию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: