Пояснительная записка. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




Введение

Реформы в образовании требуют разработки программ «нового поколения»

- модульных программ.

Модульное построение дополнительной образовательной программы позволяет формировать новые личностно-профессиональные установки по отношению к учащемуся, его личности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов – важнейшее условие характеристики модульных программ.

В отличие от обычных программ дополнительного образования модульные программы рассчитаны на короткие сроки – 3-5 месяцев.

Мной разработана модульная образовательная общеразвивающая программа по художественной направленности «Русская кукла- игрушка».

Декоративно-прикладное творчество имеет многовековую традицию и существует для украшения одежды и интерьера. В настоящее время вновь возвращается интерес к рукоделию и в частности к вышивке одежды и картин (батик, вышивка лентами), созданию кукол, игрушек. В современных условиях ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к смешения стилей в декоративно-прикладном творчестве.

Поэтому для развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и художественном совершенствовании мной в их обучении применяются различные направления и виды декоративно-прикладного творчества: традиционное шитье (дизайн) одежды, вышивка одежды, вышивка картин, в том числе вышивка лентами и батик, создание кукол.

В настоящей модульной программе использовано одно направление ДПТ

- создание кукол.

 

Пояснительная записка

 

История создания куклы насчитывает столетия. В древние века кукла была проста и выполнялась без изготовления иглы (куклы-скатки). Часто куклы были не только игровыми, а выполнялись к традиционным русским праздникам, а также играли роль оберегов. Они являлись выразителями художественной культуры народа. Кукла – это загадочный мир живых и интересных образов, таящих в себе множество скрытых смыслов.

.

Куклы делятся на игровые, салонные и обрядовые. Причем, четкую границу между ними зачастую невозиожно определить.

Мягкая кукла, игрушка – древний вид русского народного творчества. В быту русской деревни она сохранилась до первых десятилетий 20-го века. Русская кукла всегда имела тесную связь с семейным бытом, с обычаями и традициями русской общины и представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с национальной художественной культурой.

 

Возможность сделать куклу из лоскутков ткани, тесьмы, ниток, соломки, пакли, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать.. «Утешница », «Мамушка », «Пеленашка » – тряпичные куклы и пусть у них нет лица, но зато у них добрая душа и богатая история Через эти милые, дорогие сердцу образы, дети начинают вспоминать свои корни, знакомятся с культурой наших предков. А это значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю и передать ее следующим поколениям.

 

Материалом для изготовления миниатюрной куклы может служить хлопчато-бумажная ткань, однотонная или с очень мелким рисунком, кружево, тесьма, ленты, нитки-мулине, пуговицы.

 

 

Актуальность программы:

При разработке данной программы я опиралась:

- на положени я Закона № 273 ФЗ от 29.12.2013г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.12.п.1 «…образовательная программа определяет содержание образования и должна содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, …способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности.»

-на положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2009г., в котором отмечено, что основное предназначение дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства

. При этом основными задачами дополнительного образования являются – обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда, адаптация обучающихся к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

-на приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

-на задачи, поставленные Правительством Самарской области (Постановление Правительства Самарской области №5 от21.01.2010г), Министерством образования и науки Самарской области в письме № МО-16-09-01/826-ТУ от 03.09.2015г. перед учреждениями дополнительного образования:

-организация широкого партнерства с другими образовательными учреждениями;

-интеграция общего и дополнительного образования

-внедрение компетентно-ориентированного подхода в образовательном процессе, что повышает личностно-развивающую, практическую, профессионально- ориентированную значимость этого вила образования,

-реализация социальных заказов разных уровней (родителей, школы) с учетом социально-экономических потребностей территории.

Характерная особенность программы - она помогает учащимся в процессе обучения выбрать приоритетное направление в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества и максимально реализовать себя в нем;

-учащиеся получают навыки работы с разнообразными тканями;

 

 

-программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому учащемуся;

-раскрывает многогранные возможности ДПТ,

 

-позволяет получить знания и навыки в новых техниках ДПТ, которые ранее не преподавались;

-программа адаптирована для детей с особыми образовательными потребностями;

-позволяет организовать досуг учащихся в системе дополнительного образования с пользой для себя.

 

Цель и задачи программы:

Создание комфортной среды для личностного и творческого развития ребенка, укрепление его здоровья, содействие развитию инициативы, выдумки и творчества в процессе совместного творчества ученика и педагога через различные виды ДПТ, способности создават ь творческий КОНТЕНТ (конечный продукт), воспитание и формирование навыков адаптации к жизни в современных условиях, приобщение к культурным ценностям, организация содержательного досуга, профориентация.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

Обучающих:

- знакомство с народными промыслами, русской куклой, русским костюмом и костюмами народов Поволжья;

- овладение навыками работы с различными тканями;

- овладение навыками изготовления кукол;

-обучение правилам оформления своих работ на выставки.

 

Развивающих:

- развитиенавыков сотрудничества с педагогом, сверстниками, решение общих проблем;

- развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, целеустремленности;

- совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического вкуса;

- улучшение сенсорных и моторно-двигательных навыков учащихся (мелкой моторики рук, глазомера).

 

Воспитательных:

-формирование основ патриотизма, солидарности с другими народами России, идентификация себя как частицы великой Родины - России;

- формирование гражданской позиции посредством изучения культурного наследия родного края;

- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающему миру;

- развитие чувства толерантности, коммуникативности, социальной адаптации.

 

Модульная программа «Русская кукла – игрушка. » предназначена для детей в возрасте от 7 до 17 лет. Объем - 48часов, она рассчитана на 4 месяца -

 

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом и 5-10 мин. дополнительным перерывом на релаксацию. Предусмотрена групповая и индивидуальная форма проведения занятия. Количество детей в группе - 5-7 человек.

 

Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными с разноуровневой подготовкой детей. Разный уровень подготовки позволяет разбить коллектив на пары «мастер-подмастерье». Атмосфера доброжелательности, помощь более опытного новичку создает благоприятный климат в коллективе, состояние комфортности для каждого ребенка.

 

Программа имеет следующие особенности

- Программа предусматривает индивидуальную работу с особо увлеченными детьми и их родителями при подготовке к выставкам и конкурсам.

- Отношения педагог-ученик рассматриваются только с объективных позиций.

 

Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся предусмотрены следующие основные методы:

1. Теоретический (словесный): рассказ, беседа.

2. Практический. Декоративно-прикладное творчество (изготовление игрушек и кукол, сувениров, изобразительное творчество (зарисовка несложных рисунков для вышивки, орнаментов и эскизов одежды на куклы).

3. Наглядный. Использование предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, наглядных пособий, иллюстраций, информационных технологий (видео слайды, компьютер и т.д.).

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Повышение активности, рефлексивных способностей и уровня развития индивидуальной сферы учащихся.

2.Повышение общего уровня культуры.

3.укрепление психического и физического здоровья.

4.Приобретение позитивного социального опыта, опыта общения и трудовой деятельности.

5.Развитие способностей учащихся и их творческого потенциала.

6.Духовное и эстетическое развитие личности.

7.Приобретение художественных навыков, целостного восприятия русской культуры.

 

Учебно - тематический план программы

«Русская кукла – игрушка»

N/N п/п Темы занятий Количество часов  
Теория Практика Всего
1. Вводное занятие   -  
2. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и тканями.      
3. Знакомство с пропорциями фигуры человека (упрощенный вариант).      
4.   Технология изготовления свернутой куклы-скатки (Столбушка) без шитья и иголки.        
5. Знакомство с русским костюмом и основными его составляющими.      
6. Технология изготовления куклы скатки «Кувадка».      
7. Технология изготовления куклы-скатки «Пеленашка» и «Веснянка».      
8. Изготовление куклы-скатки «Тульская барыня».      
9. Технология изготовления тряпичной куклы - символа Нового года.      
10. Выставка работ учащихся. Творческие планы на будущее.      

 

 

Содержание программы

1.Вводное занятие. Знакомство с детьми. Выставка кукол. Первичное диагностирование возможностей детей и их интересов.

2.Правила ТБ. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и тканями.

Практика. Подбор тканей согласно представленным образцам кукол (толщина, цветовая гамма, ткани с натуральными волокнами).

3.Знакомство с пропорциями фигуры человека (упрощенный вариант).

Практика.Работа с геометрическими фигурами (прямоугольник, круг), аппликация.

4.Технология изготовления свернутой куклы-скатки (без шитья и иглы) «Столбушка».

Практика. Изготовление куклы.

5.Знакомство с русским костюмом и его основными составляющими. Символика цвета русской национальной одежды, декор. Художественные достоинства.

Практика.Выбор материалов для стилизованного русского костюма.

6. Технология изготовления куклы-скатки «Кувадка».

Практика.Изготовление куклы.

7.Технология изготовления куклы-скатки «Пеленашка» и «Веснянка».

Практика. Изготовление куклы.

8. Технология изготовления куклы-скатки «Тульская барыня».

Практика. Изготовление куклы.

9. Изготовление тряпичной куклы – символа Нового года.

Практика. Изготовление куклы.

10. Выставка работ учащихся. Творческие планы на будущее.

 

Методическое обеспечение

 

Для реализации данной программы использовано следующее методическое обеспечение:

1.Форма занятий:

-фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

 

2.Приемы и методы:

-беседа, показ наглядных пособий и техники выполнения работ, объяснение, демонстрация видео и фотоматериалов, инструктаж практическая работа.

-видеофильмы: «Русское искусство 8 – 9-го веков», «Сокровища народного творчества», «Народные промыслы»;

-диапозитивы-пособия: «Народное творчество», «Изобразительное искусство»,

-фотографии конкурсных изделий Приложение№1кМодульнойпрограмме;

-журналы мод и журналы «Народное творчество»;

-наглядный методический материал по кукле.

4.Техническая оснащенность:

ткани, нитки, ножницы, иглы, утюг, кружево, ленты, кисти;

-компьютер, кинопроектор, фотоаппарат;

-аптечка;

-канцтовары (фломастеры, карандаши, ручки, копировальная бумага, рулонный картон, альбомы для рисования, ватман, калька,

 

 

5.Формы контроля:

-совместная работа по просмотру выполненных работ;

-анализ выполненных работ;

-оценка качества выполненных работ;

-поощрение.

 

 

Заключение

Главное – педагог должен уметь проанализировать свою работу, выявить недостатки и разработать пути их исправления.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен:

-применять методы и приемы, используемые в данной технологии,

-проводить и анализировать учебные занятия, построенные на данной технологии;

-научить детей новым методам работы;

-оценивать результаты внедрения новой технологии в практику.

 

 

Педагог ДО _______________Т.М. Вилисова

 

Список литературы

1.Закон об образовании в РФ от29.12.2012г. №273ФЗ.

2.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановление Правительства РФ от22.02.1997г. №212.

3.Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015г. Постановление Правительства Самарской области от21.01.2010г. №5.

4. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ». Приложение к письму Минобр. Науки СО 03.09.2015.

4.Г,П,Буданова. Л,Н,Буданова. Дополнительное образование детей. Нормативно – правовая база. Вестник образования. 2008г.

5.И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. М.2000г.

 

Русская кукла.

1.Г.М. Дайн. Русская тряпичная кукла. М. 2010г.

2.Е.Берстенева. Н.Догаева. Кукольный сундучок. «Печатная слобода». 2013г.

3.Н.Д.Бартрам. Е.С.Овчинникова. Музей игрушки. АН. 1978г.

4.А.Шпикалов. Русская игрушка. «Прогресс». 1974г.

5. Я. Волкова. Детские кукла и обереги. Изд. Хоббитек. 2016г.

 

Мягкая игрушка.

1.Н.Боттон. Мягкая игрушка своими руками. «Мир книги». 2007г.

2.Т.Городкова. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. М. 2001г.

3.Н.Деревянко. Мягкая игрушка. М. 2001г.

4. И. Зайцева. Мягкая игрушка. Изд. МСП. 2007г

5. Т. Кононович. Мягкая игрушка. М. 2008г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: