Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?
Г.В. Плеханов доказывает, что в жизни человеческого общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. Игра возникла в первобытно - общинном обществе и связана с искусством. Иногда играм приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного индивида наблюдается обратное: ребенок вначале подражает труду взрослыхв игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.
В связи с усложнением орудий труда, когда ребенок уже не мог участвовать в процессе труда, игра перешла к детям.
Игра возникает как деятельность в ответ на активность ребенка. В игре ему хватает возможности воплотить свои активные желания. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, но в свернутом виде (домино, лото, карты, спортивные игры, деловые игры и т.д.).
В дошкольном периоде игра является ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка, в игре, в большей степени, формируется психическое развитие ребенка.
СУЩНОСТЬ ИГРЫ- это образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовитмолодое поколение к жизни и труду.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ИГРЫзаключается в том, что на ее сюжеты решающее влияниеоказывает окружающая ребенка действительность, которую можно условно разделить на сферы:
· сфера предметов и деятельности;
· сфера отношений между людьми в процессе деятельности.
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизнь - отражение отрывочное, порой странное.
Почему появляется игра?
Игру вызывает к жизни, наличие противоречий и их борьба: положительное противоречие - желание ребенка участвовать в жизни взрослых членов общества; отрицательное - невозможность этого участия в силу сложности процессов труда и использование взрослых орудии.
В каком возрасте начинается игра?
Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего рассвета в середине дошкольного детства.
Почему игра является ведущим видом деятельности?
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, т.к. в ходе ее развития развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой высшей ступени развития.
А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»
Даниил Борисович Эльконин написал книгу «Психология игры», в которой отразил все свои идеи, убеждения по поводу возникновения, развития игровой деятельности, на основе наблюдений за своими детьми.
Игра отражает не предмет, а существующие между людьми отношения, поэтому игра социальна по своему происхождению и содержанию.
2. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме”).
В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.
З.М.Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припоминать и запоминать, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.
В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и больше запоминают.Сознательная цепь (т.е. сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игра способствует развитию умственной деятельности (в игре появляется предмет- заместитель, он и становится опорой для мышления) на основе действий с предметами заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Игра способствует развитию воображения (создание новых ситуаций, игра протекает во внутреннем плане) В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится на основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы - заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображение. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.
Г.Трошин указывал, чем ниже уровень интеллектуального развития детей, тем на более низком уровне находится и их игра. Так, И.А. Яскульская подвергла этот вопрос специальному исследованию и убедилась в том, что дело не только в низком уровне интеллектуального развития, но ив общем уровне развития личности ребенка.
З.В.Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, доказал, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Так же существует тесная связь игры с продуктивными видами деятельности, т.е. интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции с игровым замыслом.
Игра способствует развитию речи (ее функция особо знаковая), ведь игровая ситуация требует от ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не понимает инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам.
А.В.Запорожцем и Я.З.Неверович велись исследования по развитию движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.
Развитие рефлексивного мышления, ребенок, выполняя роль, выстраивает определенное игровое поведение, способствует умению осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания по отношению игровой ситуации.
Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ: ИГРЫС ПРАВИЛАМИ:
1.Сюжетно - ролевые игры: 1. Дидактические:
- производственные; - с игрушками;
- бытовые; - словесные;
- военные; - настольно - печатные;
- общественно - политические. 2. Подвижные:
2. Строительные: - сюжетные;
По материалу: -бессюжетные.
- с природным материалом; По подвижности:
- бросовым материалом; - большой подвижности;
- со строительным материалом. - средней подвижности;
3. Игры - драматизации: - малой подвижности.
- режиссерские; 3. Игры - забавы.
- актерские.
4. Структура игры по Д.Б.Эльконину
Любая сюжетно-ролевая игра имеет структуру:
Сюжет обязанности реальные
роль взаимоотношения
содержание права игровые
Сюжет - это область действительности, которое воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка.
Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях.
Роль - это выработанное обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.
Обязанность - это то, что ребенок чувствует необходимым выполнить исходя из роли.
Права - это то, как ребенок может действовать исходя их роли.
Взаимоотношения - это взаимодействие индивидов, эти связи возникают между детьми в процессе игры.
Игровые - это отношения по сюжету игры.
Реальные - это отношение партнеров делающих общее дело, это могут бытьотношения вне игры как партнеры, товарищи.
5. КРИЗИС ИГРЫНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
- Прекратилась передача игры от больших детей к маленьким.
- Если воспитатель не внесет игру (предварительная работа, создание атрибутов, какая – наглядность и т.д.), детям трудно самим что - то придумать или найти.
- Появилась горизонтальная иерархия вместо вертикальной.
- Маленькие семьи.
- Большие дома и нет двора, где дети могли бы играть.
- Криминогенная обстановка в обществе.
6. Развитие игры в дошкольном возрасте.