Общетеоретические свойства формирования и реализации иллюзий в отечественном и зарубежном праве




 

 

В отечественном и зарубежном праве, многое является не тем, чем представляется на первый взгляд. Субъективность, технико-юридическое несовершенство, интерполяция (подмена) права иными социальными и несоциальными регуляторами, гипертрофированная вера в нормы законодательства, все это обусловливает возникновение определенных иллюзий в отечественном и зарубежном праве.

Прежде всего, данная ситуация может возникнуть из неверных представлений о сущности правового регулирования, которое исходя из теории права, выступает как процесс, включающий в себя две крупные стадии: первая – подведение под право общественных отношений (правотворчество) и претворение правовых предписаний в жизнь в реальное поведение субъектов правоотношений (действие права)[1].

Тем не менее, даже в законодательстве правовое регулирование в контексте изложения некоторых текстов законов и подзаконных нормативных правовых актов правовое регулирование фактически ограничивается лишь первой его стадией (правотворчество), т.е.,фактически, ограничивается наличием самого правового акта.

В качестве иллюстрации высказанной мысли можно привести некоторые федеральные законы. Здесь можно отметить: Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Статьи 156,768 гражданского кодекса Россий Федерации и другие правовые акты[2]. Все эти акты объединяет ограниченная трактовка правового регулирования, сводимого к нормам, имеющим юридическую силу и предназначенным для упорядочения определенного круга общественных отношений.

Следовательно, говорить о правовом регулировании при наличии только нормы, имеющей юридическую силу преждевременно, так же преждевременной говорить и о действии права.

Использование термина «действие права», как и термина «правовое регулирование», так же, достаточно часто однобоко и ограниченно. Например, при официальном толковании конституционной категории «действующее право» Конституционный совет Республики Казахстан определяет как систему норм, содержащихся в принятых в установленном порядке правомочными субъектами нормативных правовых актах [3].

Иными словами, фактически, действующее право отождествляется с системой источников права.

Подобная позиция прослеживается и у составителей сборника «Действующее Международное право»[4]. Эта инкорпорация систематизирует некоторые акты международного права, отражающие его существенные свойства и особенности на современном этапе развития общества. В этом сборнике описываются лишь сами акты этап их реализации и действия в целом не отражен.

Надо отметить и тот факт, что не только в доктрине, но и в издаваемом законодательстве, например, в России присутствует подмена понятия действия права первым этапом правового регулирования – формирование и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов.

Так, в статье 20 Федерального закона «О государственном материальном резерве»[5], говорится об изменениях действующего законодательства, хотя, на самом деле в тексте статьи речь идет о корректировке системы законодательства.

Или, например, в рассматриваемом контексте можно отметить распоряжение правительства от 15 февраля 1994 г. N 199-р, в котором явно просматривается отождествление действия права и его юридической силы. В п.1 этого распоряжения фиксируется, что в связи с участившимися случаями нарушений действующего законодательства при решении вопросов пользования охотничьими и рыболовными угодьями и земельными участками, недопустимо необоснованное изъятие в нарушение действующего законодательства охотничьих и рыболовных угодий [6].

В ст. 99 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вроде бы формально и разводятся понятия «действие нормативного правового акта» и его юридическая сила. Данный вывод напрашивается из того обстоятельства, что в норме статьи 99 закрепляются два юридических факта, с одной стороны, факт признания не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР, с другой стороны, это - факт утраты юридической силы отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации[7].

Тем не менее, анализ смыслов текста статьи свидетельствует лишь об одном юридическом факте – об утрате юридической силы определенных актов на территории Российской Федерации.

В целом, правовая доктрина, отечественное и зарубежное законодательство, закрепляющее формулировки о действующем праве, основываются лишь на факте издания и вступления нормативного правового акта в юридическую силу, подменяя этот факт фактом действия права, тем самым, порождают иллюзию действия права и иллюзию правового регулирования в целом.

В пользу иллюзорности правового регулирования свидетельствует и огромная масса нормативных правовых актов имеющих юридическую силу в настоящее время. Так,например,согласно справочной литературе, на сегодняшний день в России имеют юридическую силу 187892 федеральных нормативных правовых актов. Кроме того, в дополнение к федеральным актам имеется множество региональных законов и подзаконных актов, например, во Владимирской области имеют юридическую силу 92413 нормативных правовых актов, и это не считая правовых актов других регионов и муниципальных образований[8].

Ели представить, что человек в день изучает по пять нормативных правовых актов, то ему и жизни не хвати познать федеральное законодательство и, данная ситуация существует даже без учета региональных и муниципальных актов. В связи с данным обстоятельством, представляется дискуссионным, отнесение всех названных актов к действующим, т.к. сложно представить людей, которым известны все они. Дело в том, что право действует через правосознание. Субъект правоотношений, для того, чтобы оценить свое поведение и поведение других лиц с точки зрения правовой нормы должен, по меньшей мере, ее хотя бы немного знать. В противном случае эта норма не может быть реализована сознательно. Внешне, указанная ситуация может произойти, если правовая норма совпадает с другим социальным или несоциальным регулятором. Например, среднестатистический нормальный человек, в норме не ворует и не убивает, не потому, что знает статьи уголовного кодекса, а потому, что соответствующим образом воспитан и реализует в своем поведении нормы морали. Иными словами, если норму не знают участники общественных отношений, то она и не действует, а подменяется (интерполируется) другими регуляторами, которые ей известны (мораль, обычаи, традиции и т.д.)

Отсюда, наличие такого большого количества законов и подзаконных актов свидетельствует, не столько о действии, а сколько о наличии этих актов и наличии у них юридической силы.

В целом проведенный анализ позволяет сделать вывод о существовании иллюзий в отечественном и зарубежном правовом регулировании, особенно в действии права которые, не смотря определенный негатив, выполняют и позитивную роль в деле упорядочения поведения с помощью правовых норм, формируя целевые установки на упорядоченность общественных отношений и стабильность в обществе.

В целом, проведенное исследование позволяет различать несколько близких, но не тождественных понятий, связанных с иллюзиями и правом, это: иллюзии в праве; иллюзии правового регулирования; иллюзиидействия права; юридические иллюзии.

Исходя из проведенного исследования, предлагаю интерпретировать указанные понятия следующим образом.

1) Иллюзии в правеэто наиболее общее понятие, характеризующее все проявления иллюзий связанных с правом и его воздействием на общественные отношения.

2) Иллюзии правового регулирования этосовокупность не отвечающих действительности представлений о сущности и свойствах правового регулирования, переоценка его силы в деле упорядочения общественных отношений, по сравнению с другими социальными и несоциальными регуляторами.

3) Иллюзии действия права это– это разновидность иллюзий правового регулирования в виде заблуждений о реальном воздействии права на общественные отношения, как правило, основанные на фактическом наличии нормативного правового акта.

4) Юридическая (правовая) иллюзия - это прием юридической техники в виде совокупности заведомо, или предположительно недействительных явлений и обстоятельств, закрепляемых в юридических нормах как действительные и направленных на расширение объема правового регулирования и стабилизации общественных отношений.

Следует обратить внимание, на тот факт, что иллюзии правового регулирования и действия права, как правило, формируется нецеленаправленно, случайно, а юридические иллюзии (иллюзии права) целенаправленны, объективируются в качестве приема юридической техники.

С учетом технико-юридических особенностей правовых иллюзий их можно подразделить на статические юридические иллюзии (юридические симулякры) и вариативные юридические иллюзии (юридическая дисперсия).

4.1) Юридический симулякр – форма статической юридической иллюзии, предусмотренная юридическими нормами в виде относительно стабильного конкретного субъективного локализованного образа мыслимой как реальной, но реально не реализованной действительности, в ее понятийном выражении, признаваемой как самим субъектом сформировавшим иллюзию, так и другими участниками правоотношений..

Можно сказать, что симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет[9].

В.В. Лазарев выводит понятие «симулякр» от латинского термина «simulo», (делать вид, притворяться) и определяет его в виде «копии», не имеющей оригинала в реальности или знака, не имеющего означаемого объекта в реальности[10].

В качестве примера одного из правовых симулякров В.В. Лазарев приводит правовое государство, наличие которого закреплено в Конституции РФ. На самом деле наше общество только формирует правовое государство, а так же само государство и право[11].

От статических юридических иллюзий следует отграничивать динамические формы иллюзии, которые проявляются в виде сменяемых, либо неопределенных образов мыслимой или реальной действительности, сменяемость, и неопределенность которых связана с субъектом и объектом восприятия. Условно эти динамические иллюзии можно обозначить как юридическую дисперсию.

В справочной литературе дисперсия обычно трактуется, как мера рассеивания (отклонения от среднего). В статистике дисперсия есть среднее арифметическое из квадратов отклонений наблюденных значений (x1, x2,...,xn) случайной величины от их среднего арифметического. В теории вероятностей дисперсия случайной величины - математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины от ее математического ожидания[12].

4.2) Юридическая дисперсия представляет собой разновидность правовой иллюзии в виде установленной законодательством меры возможных вариантов заведомой неопределенности и фиктивности, необходимых для расширения и совершенствования правового регулирования общественных отношений.

Таким образом, иллюзии в праве играют не только негативную роль, вводя в заблуждении о регулятивных свойствах законодательства, но и приносят ощутимую пользу, выступая в виде специфического приема юридической техники. В целом, имеет смысл выявлять и бороться с негативными последствиями иллюзий в праве, систематизировать и развивать случаи проявления позитивных иллюзий в праве с целью повышения качества и эффективности правового регулирования.

 

Литература:

1. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции. Пер. с фр. А Качалова. М.,: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015.

2. Большой энциклопедический словарь. М: Энциклопедия, 2000.

3. Лазарев, В. В. Естественно-правовые пределы свободы выражения и самовыражения [Текст] / В. В. Лазарев. //Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции: к 60-летию Андрея Васильевича Полякова: в 2 т. Том 1. -СПб.: Алеф-Пресс, 2014.

Literature:

1. Baudrillard, J. Simulacra and simulation. TRANS. with FR. AndKachalov. M.: Publishing house "POSTUM", 2015.

2. Great encyclopedic dictionary. M: Encyclopedia, 2000.

3. Lazarev, V. V. Natural law limits freedom of expression and expression] [Text] / V. V. Lazarev. //Communicative theory of law and contemporary problems law: the 60th anniversary of Andrey Vasilyevich Polyakov: in 2 V. Vol. 1. -SPb.:Alef-Press, 2014.

 


[1]Теория права/ под ред. Р.Б. Головкина С.А. Софоновой.,- М.:Юрлитинформ, 2012. С.82-83; 106-107.

[2] Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.06.2015 N 161-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Ст.156 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015); Статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015., и др. правовые акты.Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.12.2015).

[3] Послание Конституционного совета Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике». 1997. 4 марта. С.19.Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.12.2015).

[4] Действующее Международное право /Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова М., 2007. 768 с. ISBN: 978-5-7133-1287.

[5] Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственном материальном резерве" Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.11.2015).

[6] Распоряжение Правительства РФ от 15.02.1994 N 199-р <О мерах по недопущению нарушений действующего законодательства при решении вопросов пользования охотничьими и рыболовными угодьями и земельными участками>Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.12.2015).

[7] Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации...

Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.11.2015

[8] По состоянию на 25.11.2015. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.11.2015).

 

[9]Эклезиаст. Цит. По Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции. Пер. с фр. А Качалова. М.,: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015, с. 5

[10] Лазарев В.В. Поиск науки о праве и государстве(Научно-публицистическое эссе), «LexRussica».М., 2013, №4.

[11] Лазарев, В. В. Естественно-правовые пределы свободы выражения и самовыражения [Текст] / В. В. Лазарев. //Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции: к 60-летию Андрея Васильевича Полякова: в 2 т. Том 1. -СПб.: Алеф-Пресс, 2014. -С. 101 – 115.

[12] Большой энциклопедический словарь. М: Энциклопедия, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: