Прошлое – настоящее-будущее




Упражнения

1. «Колесо баланса».

Назначение:

Уточнение ситуации тьюторанта

Проявление актуальных задач развития

Проявление запроса на работу с тьютором

Попросите автора нарисовать круг, разделив его на 6-7 частей. Количество частей может быть уменьшено, если есть ограничения по времени для работы или это количество может быть увеличено, для детализации некоторых вопросов. Обычно предлагается выделять следующие части круга – области жизни:

1. Школа (освоение школьной программы)

2. Развитие (освоение навыков и способностей, не связанных со школьной программой)

3. Дом, жизненное пространство

4. Хобби и увлечения

5. Здоровье и забота о себе

6. Друзья

7. Семья

 

Дополнительно (особенно в работе со взрослыми) можно выделять следующие области жизни:

• Путешествия

• Духовное развитие

• Вклад в мир

• Работа

• Финансы.

Предложите автору в каждой области жизни заштриховать уровень удовлетворенности тем как там обстоят в дела. Чем больше автор доволен положением дел в каждой области тем большую площадь от центра к периферии заштриховывается. Попросите также обозначить уровень успешности в этой области цифрой по шкале от 0 до 10, где 10 – идеально, а 0 недопустимо плохо. Пусть на следующем шаге автор выделит одну или две области, в которых в ближайшем году хочется ситуацию поменять. Уточните как сильно хочется улучшить положение дел? Как это графически может выглядеть, какая оценка (цифра) должна там появиться? Про что конкретно может быть это изменение, каким способом это может быть сделано?

Дальнейшая работа с колесом может быть построена через составление нескольких списков:

1. Какие мои действия/бездействия привели меня к такому результату. Если оценка положения дел стоит 3, то важно написать 7 пунктов (10-3=7)

2. Что в ближайшее время я могу сделать чтобы ситуацию изменить. Количество идей также считается вычитанием из 10 цифры, оценивающей состояние сферы. Если стоит 4, пишем 6 пунктов (10-4=6) Также можно обсудить какие области жизни, несмотря на то, что в них могут быть и невысокие отметки, стоит в ближайшем году оставить как есть, удерживая существующее положение дел.

В работе со школьниками уместно бывает спросить:

1. Какое ты чувствуешь пожелание окружающих? Что значимые для тебя люди думают о том, что и как тебе стоит поменять? Какие области и как, по их мнению, нужно изменить в первую очередь?

2. Если бы про тебя это колесо заполняла мама, то как она оценила бы твою успешность в каждой из областей, что она думает о том, как у тебя обстоят дела в разных сферах жизни? А папа? Где есть у вас расхождение в понимании ситуации и том как ее лучше менять?

3. Насколько изменения, которые ты наметил реалистичны? Насколько они тебя вдохновляют, или они скорее кажутся тяжелыми, выглядят как нерешаемая задача?

 

Прошлое – настоящее-будущее

Поиск идей для жизненного проекта, можно «запустить» через размышления учащихся о своем прошлом, настоящем или будущем. Причем, для разных детей «запускающими» могут быть разные ситуации.

Ø Для кого-то проще выйти на идею жизненного проекта, через размышления о своем прошлом. Например, в прошлом у ребенка были успехи, обстоятельства, ситуации, которые ему нравятся, он ми гордится. Сейчас – это не так. Переход к идее жизненного проекта через желание вернуть, восстановить то лучшее, что было в прошлом. Основной педагогический «инструмент» - беседа. Задавая вопросы, наставник помогает увидеть ресурс прошлого.

Например: Были ли в прошлом успехи, достижения, которыми ты до сих пор гордишься? Что из этого было самым важным? Почему именно это было самым важным? Возможно ли достичь подобного успеха сейчас? Что из прошлого (какие элементы прошлого) возможно перенести в настоящее? При каких условиях? Что это даст тебе сейчас? Как можно достичь того же, но с учетом изменившихся условий? Какие твои качества являются ресурсом для достижения этих результатов? Что еще нужно в себе развить?

Ø Для кого-то переход к идее проекта возможен через настоящее. Ученика что-то не устраивает сейчас. Он хочет что-то изменить, исправить. Инструментом, помогающим увидеть проблемы в настоящем, является «Колесо баланса».

Переход к идее проекта через будущее. Сейчас ученика может все устраивать. Но, заглядывая в будущее, он предвидит определенные сложности, возможные проблемы. Для того, чтобы минимизировать проблемы в будущем, нужно менять что-то в настоящей жизни. Основной инструмент – беседа. Примерные вопросы: Когда ты смотришь вперед в свое будущее, чего ты хочешь достичь? Почему для тебя это важно? Что тебе это даст? Что ты делаешь уже сейчас для того, чтобы все получилось так, как ты задумал? Есть ли в твоей сегодняшней жизни дела, обстоятельства, которые могут помешать достичь того, что ты хочешь? Как можно минимизировать риски сегодняшней жизни? Какие твои качества помогают тебе прийти к такому результату? Какие твои качества мешают? Что нужно в себе развить (или с чем справиться), чтобы был такой результат?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: