Цель работы:
· изучить устройство узлов системы питания инжекторных двигателей на примере двигателя ЗМЗ 406
· изучить последовательность снятия и установки узлов системы питания инжекторных двигателей на примере двигателя ЗМЗ 406
· научиться составлять инструкционную карту сборки и разборки узлов
Оборудование и инструмент: двигатель ЗМЗ 406, набор гаечных ключей, набор отверток, плоскогубцы
Задание: 1. Изучите устройство системы питания по конспекту и учебнику 2. Демонтируйте узлы системы питания с двигателя 3. Установите узлы системы питания на двигатель 4. Составьте технологическую карту снятия – установки узлов системы питания на двигатель по указанной форме 5. Оформите отчет 6. Ответьте на контрольные вопросы
Система питания.
Система питания двигателя предназначена для подачи топлива и воздуха в двигатель. В систему питания двигателя входят топливный бак, топливный насос, топливный и воздушный фильтры, топливопроводы, топливная рампа с регулятором давления, форсунки, дроссельный узел с приводом, регулятор холостого хода, ресивер, впускной трубопровод и воздуховоды.
Топливный модуль — топливный насос, совмещенный с датчиком указателя уровня топлива и топливозаборником в едином корпусе. Топливный модуль установлен в топливном баке. Топливо, забираемое из топливного бака, проходит через сетчатый фильтр, установленный на заборном патрубке топливного насоса.
![]() | Рисунок 1 - Топливный модуль: 1 — корпус топливного модуля; 2 — трубка слива топлива; 3 — трубка подачи топлива; 4 — крышка топливного модуля; 5 — датчик указателя уровня топлива |
Топливный фильтр — неразборный с металлическим корпусом. Направление движения топлива через фильтр указано стрелкой, нанесенной на его корпус.
Топливная рампа предназначена для подачи топлива к форсункам. Топливная рампа изготовлена из алюминиевого сплава и крепится двумя болтами к впускному трубопроводу.
Топливный бак — стальной, емкостью 55, 65 или 70 л. Заливная горловина резиновым шлангом соединена с топливным баком. Для связи топливного бака с атмосферой пробка оборудована впускным и выпускным клапанами. Впускной клапан пропускает в бак воздух по мере расходования топлива, а выпускной сбрасывает избыточное давление из бака при повышении температуры окружающего воздуха. В топливном баке установлены датчик указателя уровня топлива и топливозаборник со съемным сетчатым фильтром.
Топливозаборник соединен с топливным насосом медной трубкой с резиновыми шлангами на концах. Часть автомобилей ГАЗ 31105 с конца 2005 года оборудуют системой улавливания паров топлива и погружным топливным насосом.
Система улавливания паров топлива предназначена для снижения токсичности. Надтопливное пространство топливного бака с системой улавливания паров топлива связано с атмосферой через адсорбер.
Адсорбер — фильтр с наполнителем из активированного угля. При неработающем двигателе пары топлива, поступающие из бака в адсорбер, поглощаются и удерживаются активированным углем.
После пуска двигателя ЭБУ системы управления двигателем подает сигналы на электромагнитный клапан продувки адсорбера. Клапан сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом, и начинается продувка полости адсорбера.
Пары топлива смешиваются с воздухом и засасываются через дроссельный узел в ресивер и далее по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя. Для этого в заднем торце топливной рампы установлен регулятор давления топлива.
![]() | Регулятор давления представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины топливный клапан закрыт. Диафрагма делит полость топливного клапана на две изолированные камеры — топливную и воздушную. Воздушная соединена шлангом с ресивером, а топливная непосредственно с полостью топливной рампы. При работе двигателя разрежение в ресивере, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму и тем самым открыть топливный клапан. С другой стороны на диафрагму давит топливо, также стремясь сжать пружину. В результате топливный клапан открывается, и часть топлива стравливается через сливной трубопровод обратно в топливный бак. Если дроссельная заслонка закрыта, разрежение в ресивере максимально и топливный клапан полностью открыт. При нажатии педали «газа» дроссельная заслонка открывается, и разрежение в ресивере уменьшается. Диафрагма под действием пружины прикрывает топливный клапан, и давление топлива возрастает. |
Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче напряжения на его обмотку. Состоит форсунка из корпуса 7, обмотки 9, электромагнита, сердечника электромагнита 16, иглы 4 запорного клапана, корпуса клапана - распылителя 17, насадки распылителя 1, и фильтра 12. Топливо под давлением поступает в фильтр 12 и далее через систему каналов проходит к запорному клапану. Пружина 15 поджимает иглу клапана к конусному отверстию корпуса клапана - распылителя 17, и удерживает клапан в закрытом состоянии.При подаче на обмотку катушки электромагнита электрического импульса создается магнитное поле, которое притягивает сердечник 16, а вместе с ним иглу запорного клапана форсунки. Отверстие в корпусе распылителя открывается и топливо под давлением в распыленном состоянии поступает в цилиндр двигателя. После прекращения электрического импульса пружина 16 п возвращает сердечник 16 в исходное положение, а вместе с ним и запорную иглу канала. При этом подача топлива прекращается. Клапан форсунки должен быть герметичным. Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке на кронштейне правого брызговика кузова. Корпус воздушного фильтра — металлический, состоит из двух частей. Фильтрующий элемент — бумажный, сменный.
Количество воздуха, поступающего в двигатель, регулируется, проходя через дроссельный узел и регулятор холостого хода.
Дроссельный узел установлен на ресивере. В корпусе дроссельного узла на поворотной оси установлена дроссельная заслонка, которая соединена тросом привода с педалью «газа». Угол поворота оси дроссельной заслонки отслеживает датчик положения дроссельной заслонки.
Регулятор холостого хода представляет собой клапан с электроприводом, регулирующим подачу воздуха в обход дроссельной заслонки на различных режимах работы двигателя (пуск, прогрев, холостой ход, торможение двигателем).
![]() | Рисунок 2 – Электромагнитная форсунка: 1 - насадка распылителя; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - шайба; 4 - игла клапана; 5 - уплотнитель; 6 - ограничительная шайба; 7 - корпус; 8 - изолятор; 9 - обмотка электромагнита; 10 - штекер; 11 - колодка; 12 - фильтр; 13 - трубка; 14 - крышка; 15 - пружина; 16 - сердечник электромагнита; 17 - корпус клапана-распылителя |
Регулятор холостого хода установлен на ресивере и шлангами соединен с дроссельным узлом и впускным трубопроводом. Направление воздушного потока показано стрелкой, нанесенной на корпусе регулятора холостого хода.
С неисправным регулятором холостого хода, двигатель на холостом ходу может глохнуть, работать нестабильно или с повышенной частотой вращения коленчатого вала. Клапан неразборный. При выходе из строя его заменяют.
Отработавшие газы отводятся в атмосферу через выпускной коллектор, приемную трубу, глушитель и дополнительные резонаторы.
Содержание отчета:
1. Название, цель лабораторной работы, применяемое оборудование
2. Краткое описание назначения и состава системы питания 3. Инструкционная карта снятия и установки узлов системы питания
Форма для заполнения инструкционной карты
№ | Содержание операции | Оборудование | Приспособление, инструмент |
Контрольные вопросы:
1. Опишите устройство инжекторных систем питания ДВС с центральным впрыском, их достоинства и недостатки;
2. Опишите устройство инжекторных систем питания ДВС с распределенным впрыском, их достоинства и
недостатки;
3. Опишите устройство инжекторных систем питания ДВС с непосредственным впрыском, их достоинства и
недостатки;
4. Опишите устройство системы питания двигателя ЗМЗ 406;
5. Опишите устройство электромагнитной форсунки двигателя ЗМЗ 406;
6. Опишите назначение и устройство регулятора давления;