Профессионального самоопределения детей дошкольного возраста




Экспериментальная площадка ФГАО «ФИРО»

Разработка и апробация региональной модели

Научно-методического, организационно-педагогического сопровождения

Муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи

Социальный проект

«Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в сельской местности на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у дошкольников»

 

Программа

Сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

«Мир профессий»

 

 

2014 год

 

 

Паспорт программы

профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

«Мир профессий»

 

Организация, осуществляющая экспериментальную деятельность Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад села Новогромово Черемховского района Иркутской области.
Нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность экспериментальной площадки Распоряжение № 374-мр Министерства образования Иркутской области «О присвоении статуса региональной инновационной площадки» от 18.04.2014г.
Научный руководитель экспериментальной площадки Научный руководитель экспериментальной площадки: Рогалева Елена Владимировна, доцент кафедры профессионального образования, технологии и предпринимательства, кандидат педагогических наук.
Организация-координатор эксперимента Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»
Наименование программы Программа сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий»
Разработчики программы Желонкина Т.А.-заведующая МКДОУ д/с с. Новогромово Мезенцева Т.А.,ст. воспитатель МКДОУ д/с с. Новогромово Соболева И.В.,воспитатель МКДОУ д/с с. Новогромово Сурикова Л.Б.-воспитатель МКДОУ д/с с. Новогромово
Составители программы - Мезенцева Татьяна Алексеевна – старший воспитатель МКДОУ д/с с. Новогромово  
  Цель программы Создание комплекса психолого – педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста при осуществлении преемственности между детским садом и школой в условиях сельской местности.
    Задачи программы 1.Изучение основных положений ФГОС ДО и ФГОС НОО; выявление их общих и особенных черт взаимосвязи; изучение литературы и опыта лучших педагогических практик по вопросу профессиональной ориентации ребенка на всех уровнях его образования: дошкольного, начального общего образования. 2. Создание целостного педагогического процесса по организации преемственности в профессиональной ориентации ребенка: конструирование модели социально-образовательного пространства в системе «Детский сад – Начальная школа». 3. Разработка Программы преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС. 4. Мониторинг нововведений и оценка их эффективности.  
  Сроки и этапы реализации программы    
Этап реализации программы Наименование этапа реализации программы Сроки реализации
1 этап Диагностическо-прогностический этап Февраль 2014года-сентябрь 2014года
2 этап Организационный этап Сентябрь 2015 года-май 2016 года
3 этап Практический этап Июль 2014года–июнь 2015 года.
4 этап Коррекционно-обобщающий Май 2016 года-май 2017 года

 

Ожидаемые результаты реализации программы 1. Изучить базовые основополагающие документы ФГОС ДО и ФГОС НОО; выявить общие и особенные черты взаимосвязи дошкольного и начального общего образования; изучить литературу по вопросу профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования. 2. Отобрать и адаптировать к условиям общеобразовательных организаций лучший опыт педагогических практик в части профессиональной ориентации и самореализации ребенка. 3. Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста в условиях сельской местности. 4. Создать целостный педагогический процесс по организации преемственности в профессиональной ориентации ребенка. 5. Разработать диагностический инструментарий для определения степени профессиональной ориентации ребенка дошкольного и школьного возраста. 6. Разработать и реализовать на практике Программу преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС. 7. Создать методические рекомендации по теме «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС: практика, проблемы, перспективы».

 

 

Пояснительная записка

 

 

Детский сад является важной ступенью в образовании детей. Одним из основных направлений деятельности детских садов является работа по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

Проблема организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста зависит от методического, материально-технического обеспечения, кадрового потенциала ДОУ.

Результаты тестирования, которое проводилось в среднем, старшем возрасте в апреле-мае 2014г старшим воспитателем и воспитателями средней, старшей, подготовительной группы показали, что 18% из 37 детей, участвующих в тестировании знают профессии: врач, продавец, пожарник; 6% -шофер, комбайнер.

По итогам проведения исследования по изучению затруднений среди педагогов по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, было установлено, что данная работа проводится по направлениям:

Работа с воспитанниками:

- Проведение тематических занятий (непосредственно-образовательная деятельности) с воспитанниками, направленных на

знакомство с миром профессий.

- Проведение праздников (утренников) с детьми: день шофера, Праздник урожая с приглашением представителей разных профессий (строитель, шофер, почтальон, врач, учитель, повар и др.).

- Оформление игровых зон в группе, направленных на знакомство с разными профессиями (уголок конструирования, парикмахерская, магазин, больница, бабушкин двор и др).

- Экскурсии с целью знакомства с миром профессий (в автогараж, зерноток, мельницу, в библиотеку, школу, почту)

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний по проблеме профессионального самоопределения

детей дошкольного возраста.

- Привлечение родителей к организации и проведению утренников и праздников

- Привлечение родителей к выполнению совместных творческих работ с детьми по

направлениям: лепка, изобразительное искусство, изготовление поделок из природного, бросового материала и др. Цель такого сотрудничества: приобретение определенных знаний и навыков, которые могут пригодиться в будущей профессии.

- Анкетирование родителей по проблеме профессионального самоопределения детей

По итогам проведенных исследований было установлено, что работа по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста проводится на недостаточном уровне, отсутствует:

- система преемственности данной работы с общеобразовательными организациями;

- нет системы межведомственного взаимодействия при организации работы по

профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.

Сегодня детский сад не располагает целостной научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью раннего профессионального самоопределения

Данные обстоятельства определили необходимость разработки программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий».

Актуальность программы «Мир профессий» определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

- научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с

профессиональной деятельностью взрослых;

- потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной

педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и

преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных

ориентировок детей;

- необходимость более эффективного использования возможностей образовательного

процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника в условиях сельской местности.

Работа с детьми дошкольного возраста по профессиональному самоопределению обусловлена следующими факторами:

- В дошкольном возрасте дети любознательны и поэтому необходимо формировать у них

активный интерес к различным профессиям.

- У детей дошкольного возраста проявляется интерес к работе родителей.

В детском саду методической основой по формированию у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях являются: образовательная, учебная программа дошкольного образования, учебные и учебно-методические пособия, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида издания Министерством образования для образовательных организаций дошкольного образования.

Актуальными направлениями такой работы являются:

- расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в

том числе мире людей;

- формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной

профессии;

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к

продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются:

- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, музыкальная, общение, двигательная (выполнение физических упражнений);

- в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники,

развлечения.

Цель программы: Создание комплекса психолого – педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста при осуществлении преемственности между детским садом школой.

 

Задачи программы:

1.Изучение основных положений ФГОС ДО и ФГОС НОО; выявление их общих и особенных черт взаимосвязи; изучение литературы и опыта лучших педагогических практик по вопросу профессиональной ориентации ребенка на всех уровнях его образования: дошкольного, начального общего образования.

2. Создание целостного педагогического процесса по организации преемственности в профессиональной ориентации ребенка: конструирование модели социально-образовательного пространства в системе «Детский сад – Начальная школа».

3. Разработка Программы преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС.

4. Мониторинг нововведений и оценка их эффективности.

Объект исследования: Процесс развития ранних представлений о мире современных профессий у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: Психолого – педагогические условия развития ранних представлений о мире современных профессий у детей дошкольного возраста

Научная новизна программы состоит в разработке системы ранней профессиональной

ориентации дошкольников.

Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации,

определении условий, способов и средств формирования

представлений о мире профессий у дошкольников, развития

профессиональных устремлений ребенка.

Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по

организации работы по профессиональному самоопределению

детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования; обработкой результатов.

Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.

Программа «Мир профессий» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Реализация программы планируется через проведение занятий с дошкольниками по разным возрастным группам:

- Средняя группа – 10 занятий

- Старшая группа – 13 занятий

- Подготовительная группа - 17 занятий

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Все занятия носят интегрированный характер.

В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель (домашние задания, педагогические проекты), экскурсии, встречи с представителями разных профессий муниципального рынка труда, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников в условиях сельской местности.

В ходе реализации программы «Мир профессий» планируется проведение мониторинга:

- по изучению затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в

сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

- по изучению затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных

организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей

дошкольного возраста;

- по изучению затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;

-по изучению эффективности реализации программы.
Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:

- обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание

взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к

профессиям взрослых;

- позиционирование ребенка в различных профессиях

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Изучить базовые основополагающие документы ФГОС ДО и ФГОС НОО; выявить общие и особенные черты взаимосвязи дошкольного и начального общего образования; изучить литературу по вопросу профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования.

2. Отобрать и адаптировать к условиям общеобразовательных организаций лучший опыт педагогических практик в части профессиональной ориентации и самореализации ребенка.

3. Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных

образовательных организаций по организации работы по

профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.

4. Создать целостный педагогический процесс по организации преемственности в профессиональной ориентации ребенка.

5. Разработать диагностический инструментарий для определения степени профессиональной ориентации ребенка дошкольного и школьного возраста.

6. Разработать и реализовать на практике Программу преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС.

7. Создать методические рекомендации по теме «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС: практика, проблемы, перспективы».

Тематический план занятий для детей дошкольного возраста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: