Уч. год
ВОПРОСЫК ГЭК ПО ПЕДАГОГИКЕ
(исторический факультет)
дневная, заочная форма обучения
1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции и задачи педагогической науки.
2. Основные предпосылки возникновения и развития педагогической науки.
3. Структура педагогической науки, ее взаимосвязь с практикой.
4. Сущность педагогического исследования. Логика и методы педагогического исследования.
5. Цель воспитания в педагогике и ее социальная обусловленность.
6. Современные подходы к трактовке цели и задач воспитания.
7. Личность как объект и субъект воспитания.
8. Внутренние и внешние факторы развития личности.
9. Педагогическая деятельность: виды и структура.
10. Учитель как субъект педагогической деятельности, профессионально обусловленные требования к личности педагога.
11. Система образования Республики Беларусь и ее характеристики.
12. Основные типы учебных заведений, особенности их функционирования и перспективы развития в соответствии с кодексом Республики Беларусь об образовании.
13. Педагогический процесс как система и целостное явление.
14. Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса.
15. Единство и взаимообусловленность преподавания и учения.
16. Структурные компоненты процесса обучения.
17. Функции обучения.
18. Виды обучения.
19. Содержание образования: понятие, сущность и структурные компоненты.
20. Документы, определяющие содержание школьного образования.
21. Система дидактических закономерностей и принципов, их реализация в педагогической практике.
22. Методы обучения: характеристики, назначение.
23. Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике.
24. Средства обучения: характеристика, назначение, классификация.
25. Проблема оптимального выбора и эффективного применения на уроке методов, приемов и средств обучения.
26. Формы организации обучения, их многообразие. Характеристика классно-урочной системы обучения.
27. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы. Условия успешного проведения урока.
28. Многообразие уроков в теории и практике. Типология и структура.
29. Кодекс Республики Беларусь об образовании: общая характеристика.
30. Комбинированный урок как распространенный тип урока. Дидактические, развивающие, воспитательные, организационные требования к комбинированному уроку.
31. Нестандартный урок в системе форм организации учебных занятий, сотворчество учителя и учащихся в подготовке и проведении нестандартного урока.
32. Технология проблемного обучения, в современной школе.
33. Технология дифференцированного обучения в современной школе.
34. Диагностика в обучении: сущность, функции, процедура.
35. Цели и задачи современной общеобразовательной школы, ее типы в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
36. Сущность воспитания как социального и педагогического явления, его характерные особенности.
37. Основные закономерности и принципы воспитания, их реализация в деятельности учителя.
38. Цель, задачи и содержание воспитания. Различные подходы к определению содержания воспитания в педагогике.
39. Умственное воспитание, его цель, сущность. Формирование научного мировоззрения школьников.
40. Сущность и содержание нравственного воспитания школьников.
41. Сущность и содержание гражданского воспитания школьников.
42. Сущность и содержание эстетического воспитания школьников.
43. Трудовое воспитание – составная часть гармонического развития личности. Задачи трудового воспитания, виды и формы трудовой деятельности школьников.
44. Сущность физической культуры школьников. Основные направления работы общеобразовательных учреждений по овладению школьниками ценностями и навыками здорового образа жизни.
45. Методы и приемы воспитания и самовоспитания, подходы к их классификации.
46. Проблема выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в практической работе учителя.
47. Формы воспитания. Многообразие форм воспитательной работы и их использование в работе со школьниками.
48. Детский коллектив в системе педагогического взаимодействия, его функции. Воспитание личности школьника в коллективе.
49. Динамика и стадии развития коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.
50. Сущность, специфика семейного воспитания.
51. Содержание и формы взаимодействия школы с семьей ученика.
52. Управление и руководство школой. Принципы внутришкольного управления.
53. Содержание управленческой деятельности директора, его заместителей, педагогического совета, предметных комиссий.
54. Методическая работа в школе как условие повышения мастерства и профессионализма учителя.
55. Информационные технологии в современной школе.
56. Педагогическая система Я.А. Коменского.
57. Педагогические взгляды Симеона Полоцкого.
58. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
59. Педагогическая система А.С. Макаренко.
60. Гуманистическая педагогическая концепция В. А. Сухомлинского и ее практическая реализация в Павлышской средней школе.
61. Типология и структура урока.
62. Эстетическое воспитание школьников: содержание, формы.
63. Теоретические основания классно-урочной системы обучения.
64. Гражданское воспитание школьников: содержание, формы.
65. Виды обучения и их использование в современной школе.
66. Нравственное воспитание школьников: содержание, формы.
67. Процесс: обучения: сущность, структурные компоненты.
68. Воспитание физической культуры школьников.
69. Структура педагогического исследования.
70. Трудовое воспитание школьников: содержание, формы.