Задание:
1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.
2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.
3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.
4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?
План занятия:
Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:
1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;
2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):
а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?
б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?
в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.
|
г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.
Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?
3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.
Литература:
1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.
2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.
3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.
4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.
5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).
6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.
7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.
8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.
Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.
Тема: Народный театр. Народная драма
Задание:
1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.
2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.
|
3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.
План занятия
Подготовьтесь к выступлению в аудитории:
1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?
2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;
3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:
а) скоморошьи представления на Руси;
б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;
4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:
а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);
б) судьбы народной драмы.
Литература:
1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.
2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.
3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.
4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.
5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.
6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.