Мастер-класс «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»




Анна Диттер
Мастер-класс «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение теоретического и практического уровня педагогов в вопросах обучения грамоте

Разработала:

Диттер

Анна

Александровна,

воспитатель МБДОУ№98 г. Чита

I. Подготовительно - организационная

Участники образуют круг.

Пауза настроения «Давайте поздороваемся»

Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определённым образом:

*на хлопок- здороваетесь за руку, называете своё имя, отчество;

*на свисток- здороваетесь плечиками и произносите: «Добрый день!»

II.Основная часть

Мастер: Я представляю рабочую программу «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста ». Вашему вниманию будут предложены основные методы и приёмы, которые используются при освоении детьми данной программы.

Мастер:

Как вы понимаете слово «Грамота »?

Что значит понятие «грамотный человек »?

Вопрос: Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским садом?

Ответ: Различать понятия «звук». «слог», «слово», «предложение».

Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Я считаю, что обучение грамоте в детском в саду преследует две цели:

*Сформировать у детей готовность к обучению грамоте

*Подготовить детей к механическому чтению и письму.

Руководствуясь исследованиями таких учёных, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фурсек, изучив методику Л. Е. Журовой, Дуровой, Л. Ч. Невских, я составила программу по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Распределить программный материал можно так:

- в течение сентября и октября научить детей составлять предложения из двух слов, делить предложения на слова, познакомить с терминами «предложение», «слово»;

- в течение ноября и декабря закрепить умение составлять предложение из двух слов и перейти к составлению предложений из трех слов, научить делить эти предложения на слова, членить двухсложные слова на слоги (для детей -части); учить выделять последовательность звуков в простых словах (звуковой анализ слова);

- в течение января – февраля закрепить полученные знания, добиваясь того, чтобы дети не путали термины «слово», «предложение», уделять больше внимания делению двухсложных слов на слоги, устанавливать последовательность слогов в слове; учить выделять последовательность звуков в простых словах (звуковой анализ слова);

-в течение апреля и мая повторить и закрепить эти знания, уделяя особое внимание делению трехсложных слов на слоги и установлению последовательности слогов в слове; учить выделять последовательность звуков в простых словах (звуковой анализ слова);

III Практическая часть.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребёнка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поёт синичка»

Ознакомление со словом, предложением.

Первое занятие я всегда посвящаю родному языку. Используя опыт работы с шестилетними детьми Ш. А. Амонашвили, я на занятиях использую прием нашептывания на ушко, и именно первое занятие посвящаю ознакомлению со звучащим словом. Спрашиваю у детей:

Вы знаете, какой наш родной язык?

Дети: Русский.

Воспитатель: Каждый из вас знает много русских слов. Давайте мы соберем их в этой коробке!

У меня в руках красочная коробка. У детей – подносы с фишками. Эти фишки и будут обозначать слова.

Воспитатель: Разрешите мне бросить в коробку первые слова?

Отчеканиваю каждое слово и бросаю в коробку фишки: Родина, счастье, доброта.

Прохожу между столами и в коробку сыплются фишки первых слов: ручка, карандаш, стол, мяч, солнце…

Воспитатель: «Ручка» - это слово, «карандаш» - это слово, т. е. заостряю внимание на понятии «слово»

Воспитатель: А можно я еще назову несколько слов? Красивый, мягкий, летит.

Даю детям понять, что есть и другие слова, а не только, слова, обозначающие предмет.

Воспитатель: Вы назвали слово «мяч».

А что можно сказать про мяч? Какой он?

Дети: резиновый, прыгучий, красный.

Воспитатель: А что может делать мяч?

Дети: прыгать, катиться…

Этим самым учу детей обозначать признаки, действия предметов.

На следующих занятиях уже подвожу детей к понятию, что такое «предложение». Объясняю, что мы в коробку собрали много слов. Из этих слов будем учиться составлять предложения. Например, со словом «солнце». Даю пример предложения: «Ярко светит солнце». На слух определяем, сколько слов в предложении (можно использовать хлопки, паузы, выясняем, какое 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово. Затем показываю, что это предложение можно изобразить схематично, получается запись: _ _ _.

Объясняю, что начало предложения пишется с заглавной буквы, которую обозначает палочка, положенная поперек. Слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точку. Изображаю предложение полосками на доске, которые обозначают слова. Читаю это предложение, ведя указкой под каждым «словом». Этим самым я даю образец, как можно записать и даже прочитать предложение. Дети изображают это предложение счетными палочками; одна палочка отличается от других, которая выполняет роль указки.

Нужно заметить, что обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов. Далее, для анализа предложений использую наглядно – действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин. Позже, когда начинаем составлять предложения с союзами, предлогами, то полоску – слово заменяю квадратиком. Например: «Ветка стоит в вазе».

Получается схематичное изображение: _ _ _..

Закрепляются понятия, что есть короткие, средние, длинные слова. В данном случае предлог «в» - короткое слово и оно тоже считается. В этом предложении четыре слова.

В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложение, что предложение состоит из слов; предложение – это законченная мысль.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Ознакомление со звуковым анализом слова

Рассмотрим на примере слова «лиса». На доске – таблица с рисунком лисы.

В-ль: Кто изображён на картинке?

Дети: Лиса.

В-ль: Под картинкой нарисованы клеточки, они обозначают количество звуков в слове. Сколько клеточек?

Дети: Четыре

В-ль: Правильно. Клеточки – наши помощники: сколько клеточек, столько звуков.

У детей карточки – схемы с четырьмя клеточками, указка (счётная палочка, пенал с фишками синего, зелёного, красного цветов.

В-ль: Давайте попробуем слово «лиса» произнести вместе с моей указкой. Посмотрите, я сначала сама вам произнесу слово «лиса» (одновременно веду указкой по схеме звукового состава слова). Теперь все вместе с моей указкой хором будем произносить слово «лиса».

Теперь первый ряд скажет тихо, но чётко «лиса».

Второй ряд скажет громко это слово, но не торопитесь. Точно с моей указкой.

А теперь возьмите карточки- схемы, свою указку и давайте попробуем все вместе произнести это, вы у себя ставите указку на первую клеточку, я – у себя. Читаем «лиса».

А теперь послушайте, я скажу слово «лиса» так, чтобы в нём был слышен первый звук: «ль-ль-ль-лиса».

В-ль: Какой звук я выделяю голосом?

Дети: Звук «ль»

В-ль: Давайте проверим: звук «ль» твёрдый или мягкий»

Произносим вместе: «ль»

Дети: звук «ль» мягкий

В-ль: Докажите

Приём: Мы улыбаемся (при произнесении губы как бы растягиваются в улыбку, у него маленький ласковый братец

В-ль: Гласный или согласный звук?

Приём: Согласный. Потому что нам мешает язычок, а если что- то во рту мешает, значит звук согласный

В-ль: Глухой или звонкий?

Дети: Звонкий

В-ль: Докажите

Приём: Указательными пальчиками затыкаем уши- если чувствуем вибрацию в ушах, значит, звонкий; если –нет, то глухой; другой приё м: к горлышку приставляем ладошку: если есть вибрация – звонкий, если нет – глухой.

В-ль: Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишкой какого цвета?

Дети: Зелёного

В-ль: Давайте заселим звук «ль» в клеточку. В какую клеточку заселим?

Дети: В первую («заселяем звук «ль»)

В-ль: А теперь я буду выделять голосом второй звук: «ли-и-и-иса» Какой звук я выделила?

Дети: Звук «И»

В-ль: Правильно. Давайте все вместе произнесём этот звук. Нам что- то во рту мешает?

Дети: Нет

Прём: Если во рту ничего не мешает, если мы долго можем звук тянуть, петь этот звук, то звук- гласный.

Заселяем его в свой «домик- клеточку», обозначаем красной фишкой.

Когда будут заселены все звуки, проводится следующая работа:

В-ль показывает приём «чтения» слова «лиса»

-Ставим указку на первый звук, читаем это слово-сначала показ воспитателя, затем –хором все вместе.

Я почти в каждое занятие включаю игры:

- «Назови слово с нужным звуком»

- «Назови слова»

- «Живые звуки»

- «Сколько звуков услышали»

- «Кто внимательный»

- «Назови пару»

- «Телеграф».

Одновременно с работой по знакомству детей с предложением, словом, слогом. умением проводить звуковой анализ слова, провожу работу по подготовке детей к письму. Хотя этот материал в программу детского сада не включен. Но наблюдения показывают, что это полезно ребенку. Для работы я использую образец из тетради Н. А. Федосовой. На каждом занятии дети пишут две строчки, при этом я учу их видеть верхнюю и нижнюю рабочие строки. При этом, на каждом занятии закрепляем гигиенические навыки письма, вырабатываем правильную посадку при письме.

Работа в тетради

Объясняю, гигиенические навыки письма:

*посадка при письме

*как научить ребёнка правильно держать ручку

Заключительное слово.

Какие результаты дает такая работа в конце учебного года?

Во – первых, часть детей умеют читать: у некоторых вырабатывается слоговое чтение.

Во – вторых, дети умеют:

- составлять предложения из слов, слова делить на слоги, находить ударный слог;

- изображать предложение графически;

- провести звуковой анализ любого предложенного слова;

- различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки;

- подбирать слова по предложенным моделям.

- подбирать слова с заданным звуком;

- находить место звука в слове.

Считаю, что при правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий, можно хорошо подготовить детей к школе по обучению грамоте в детском саду.

IV Моделирование

Предлагаю участникам составить модель занятия по обучению грамоте, т. е. выстроить структуру проведения занятия.

Структура занятия:

I Организационный момент

II Основная часть:

1. Звуковой анализ слова

2. Игра со звуками

3. Физкультминутка

4. Работа над предложением

5. Деление слов на слоги (для детей- части)

6. Пальчиковая гимнастика

7. Работа в тетради

III Итог: что интересного было на занятии?

V Рефлексия

У вас лежат карточки- мордашки: грустные и весёлые. Поднимите карточки: доступно ли я вам преподнесла методы и приёмы по обучению детей грамоте?

Встаём, образуем круг и говорим слова: «Всем – всем доброго дня!»

Благодарю участников за сотрудничество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: