Исполнение вокальной программы и собеседование
Поступающий должен исполнить три разнохарактерные русские народные песни без сопровождения; допускается исполнение не более одной песни на национальном языке, а также исполнение песни в сопровождении народного инструмента.
Примерная программа
Сборник русских народных песен из репертуара А.И.Глинкиной. Сост. Н.Павлова:
«А брат сестру обидел в пиру»;
«Горе мое, горе»;
«Поздно вечером в воротиках стояла»;
«Ой, вишенка».
Хрестоматия для народного хора. Сост. С.Л.Браз:
«Не по погребу бочоночек катается»
«Уж ты Порушка-Параня»
«Да у нас ноня белый день»
«Ой, не будите меня, молодую»
«Ой, по Питерской, Тверской».
Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и представить справку.
Собеседование включает в себя:
ответы на вопросы, связанные с программой, на вопросы, выявляющие образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности, его эрудицию в области смежных видов искусства, проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано).
Критерии оценки знаний абитуриентов
Специальность « Сольное и хоровое народное пение »
1) абитуриент прекрасно владеет певческим аппаратом,
исполнительскими навыками, исполнил весь объем программы;
2) отлично владеет музыкальным анализом своей программы;
3) профессионально отвечает на вопросы собеседования с
использованием различных источников;
4) показывает общую эрудицию, знания в области хорового и сольного народного пения;
5) обладает прекрасными актерскими данными (обаяние, создание образа песни и т.д.)
6) грамотно отвечает на вопросы собеседования с привлечением
дополнительной литературы.
Оценка - «80-100» баллов.
1) абитуриент хорошо владеет певческим аппаратом,
исполнительскими навыками, в целом, исполнил объем программы;
2) хорошо владеет музыкальным анализом своей программы, но допускает не грубые ошибки (неточности);
3) в целом, отвечает на вопросы собеседования с
использованием различных источников;
4) показывает общую эрудицию, общие знания в области хорового и сольного народного пения;
5) обладает актерскими данными (обаяние, создание образа песни и т.д.)
6) грамотно отвечает на вопросы собеседования без привлечения
дополнительной литературы.
Оценка «55-70» баллов.
1) абитуриент не уверенно владеет певческим аппаратом,
исполнительскими навыками, исполнил не весь объем программы;
2) хорошо владеет музыкальным анализом своей программы, но допускает не грубые ошибки (неточности);
3) в целом, поверхностно отвечает на вопросы собеседования с
использованием различных источников;
4) показывает слабую общую эрудицию, знания в области хорового и сольного народного пения не глубокие или отсутствуют;
5) не обладает яркими актерскими данными (обаяние, создание образа песни и т.д.)
6) затрудняется при ответах на вопросы собеседования
Оценка «40-50» баллов.
1) абитуриент не владеет певческим аппаратом, исполнительскими
навыками, программа не исполнена;
2) актерские данные отсутствуют;
3) слабо отвечает на вопросы собеседования.
Оценка «0-39» баллов.
Сольфеджио и музыкальная грамота
Письменное задание предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
· различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляцион-ный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвен-ции тональные и модулирующие;
· пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается на-
стройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-
30 минут.
Пример
Слуховой анализ
· Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:
Интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
· Определение последовательностей интервалов и аккордов в ладу:
Интервалы в ладу: все названные интервалы на ступенях натурального и гармонического ладов – в соответствии с программой ДМШ и ДШИ. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится.
Пример
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия и доминантсептаккорд с обращениями, остальные аккордовые средства – в соответствии с программой ДМШ и ДШИ. Последовательность проигрывается два раза.
Пример
Интонирование
· Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней нату-рального, гармонического мажора, натурального, гармонического, мелодического минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
· Чтение с листа
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№ 245, 247,248,252).
Интонационные и ритмические трудности:
· различные виды мажора и минора;
· ритмические группы с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, пунктирный ритм.
Теоретические сведения
· Задание по музыкальной грамоте содержит вопросы по одной из следующих тем:
- тональности, квинтовый круг тональностей;
- родственные тональности;
- виды мажора и минора;
- интервалы, обращение, классификация;
- аккорды (трезвучия и септаккорды) от звука и в тональности,
- музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция, цезура;
- метр, ритм, размер, классификация размеров;
- отклонение, модуляция, сопоставление;
- темп.
Устный опрос проводится по билетам