ПРОГРАММА
ПодготовкИ обучающихся ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К участию в РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: английский язык
Донецк
Программа подготовки обучающихся общеобразовательных организаций
К участию в Республиканской олимпиаде по иностранному языку: английский язык
Составители:
Лычко Л.Я., заведующий кафедрой иностранных языков Донецкого университета управления, кандидат педагогических наук, доцент;
Ливенцова В.А., профессор кафедры языковой подготовки Академии Внутренних дел, кандидат педагогических наук, PhD;
Мами Е.Д., учитель английского языка высшей категории МОУ «Школа № 58 города Донецка»;
Бердникова О.М., учитель английского языка Государственного бюджетного нетипового ОУ «Республиканский лицей-интернат «Эрудит» - центр для одаренных детей Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики», кандидат филологических наук;
Старшинова Л.В., заведующий отделом иностранных языков ДонРИДПО;
Коломийцева К.А., преподаватель кафедры иностранных языков Донецкого университета управления
Цель программы: оказание методической помощи учителям общеобразовательных организаций в подготовке обучающихся к участию в предметной олимпиаде, направленной на формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения в рамках предметной программы;
|
- социокультурная компетенция – приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур; развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Задачи программы:
- ознакомить обучающихся и учителей со структурой предметной олимпиады, содержанием и с форматом олимпиадных заданий;
- способствовать развитию речевых, языковых, интеллектуальных и познавательных компетентностей обучающихся;
- совершенствовать навыки обучающихся в основных видах речевой деятельности;
- формировать коммуникативные навыки для письменного и устного общения на английском языке;
- актуализировать грамматический и лексический материал;
- закрепить навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно:
|
в устной речи – умение правильно оформить высказывание по предложенной теме, аргументированно выразить своё мнение, обсудить проблемы и предложить решения, поддержать разговор на заданную тему, формулировать вопросы всех типов;
в письменной речи – учить писать связные тексты заданной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов;
в аудировании – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;
в чтении – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;
Формирование компенсаторной компетенции подразумевает развитие умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, умения анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Содержание программы:
Перечень тем (вопросов) для подготовки к муниципальному (межлицейскому) этапу Олимпиады.
При подготовке к олимпиаде предлагаем обратить внимание на предметное содержание речи:
Класс
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
|
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Классы
1. Повседневная жизнь семьи, её доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье.
2. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми.
3. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги.
4. Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.
5. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности.
6. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей.
7. Природа и экология, научно-технический прогресс.
8. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее.
9. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
При подготовке обучающихся 9 классов необходимо обратить внимание на сформированность коммуникативных умений по видам речевой деятельности
В устной диалогической речи обучающийся должен уметь вести:
- диалоги этикетного характера,
- диалог-расспрос,
- диалог-побуждение к действию,
- диалог – обмен мнениями,
- комбинированные диалоги.
Объём диалога – от 3 реплик 5 реплик (8–9 классы) со стороны каждого собеседника.
Класс
В устной диалогической речи обучающийся должен уметь вести:
Диалог этикетного характера, диалога-расспрос, диалога – побуждение к действию, диалог – обмен информацией, а также в диалог смешанного типа в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Проверяется сформированность умений:
· участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;
· осуществлять запрос информации;
· обращаться за разъяснениями;
· выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов – до 5 реплик (вопрос-ответ) со стороны обучающегося.
Третье задание олимпиады предусматривает устное монологическое высказывание обучающегося в объеме:
для обучающихся 9-х классов 12 - 15 предложений;
для обучающихся 10 классов не менее 15 предложений;
для обучающихся 11 классов не менее 15 не более 20 предложений.
Проверяется сформированность умения пользоваться:
- основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией на заданную коммуникативную ситуацию.
В аудировании предусматривается проверка умения воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.
Время звучания текстов для аудирования – 9 класс 1- 2минуты;
10 класс 2-3 минуты;
11 класс от 3 до 5 минут;