Методика воспитания детского коллектива




Преподаватель: Савельева Татьяна Алексеевна

3 курс 5 семестр ЗФО

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Основные понятия теории и практики воспитания. Сущность, предмет и задачи воспитания. Воспитание и социализация.

2. Сущность воспитательного процесса.

3. Факторы и условия воспитания.

4. Базовые теории воспитания и развития личности.

5. Современные концепции воспитания.

6. Модели и типы воспитания и развития личности.

7. Цели воспитания: источники, проектирование, содержательные характеристики.

8. Воспитательный процесс как динамическая система.

9. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

10. Закономерности и принципы воспитания.

11. Содержание воспитательного процесса: понятие, структура, источники, уровни представления.

12. Компоненты базовой культуры личности.

13. Основные положения концепции духовно-нравственного воспитания

14. Методика воспитания: понятие, признаки, уровни применения, основания для выбора.

15. Методы воспитания: понятие, классификация.

16. Методы формирования сознания личности.

17. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

18. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей.

19. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

20. Методы самоопределения личности ребенка.

21. Методы воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко.

22. Формы воспитания: понятие, классификация, критерии выбора.

23. Средства воспитания: понятие, система средств воспитания.

24. Труд как средство воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко

25. Внеклассная воспитательная работа: цели, задачи, функции, содержание, формы, методы, средства.

26. Результативность воспитательной деятельности.

27. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов.

28. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система.

29. Гимназия К. Мая.

30. Воспитательная система П.Г. Година: подготовка молодежи к труду.

31. Система В.А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы.

32. «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе.

33. Первая Вальдорфская школа в Штутгарте.

34. «Справедливое сообщество» Л. Кольберга.

35. Характеристика пионерской организации.

36. Скаутизм как воспитательная система.

37. Роль молодежной субкультуры, неформальных групп в формировании подростков.

38. Детский коллектив: понятие, виды, структура, этапы и условия развития.

39. Система работы с детским коллективом: задачи, этапы работы педагога, планирование.

40. Самоуправление: понятие, функции, состав. Воспитательная работа с членами ученического самоуправления и активистами.

41. Организация коллективной творческой деятельности школьников. КТД: понятие, особенности, цели, этапы.

42. Временный детский коллектив: понятие, стадии развития, периодизация в летней смене. Значение конфликта в ВДК.

43. Методика работы с временным детским коллективом.

44. Семья как субъект воспитательного процесса.

45. Формы и методы сотрудничества с семьей.

46. Организация совместной деятельности родителей и детей.

47. Метод кейсов (Case Study).

48. Планирование воспитательной работы классного руководителя.

49. Умственное воспитание: понятие, средства и задачи, психологические основы.

50. Этические и эстетические основы воспитания: понятие, задачи и содержание

51. Физическое воспитание: понятие и организация.

52. Правовое воспитание: понятие, задачи и содержание.

53. Трудовое воспитание: понятие, сущность.

а) основная литература:

1 Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно–социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Гриценко. – изд. 2–е, стер. – Москва.: Академия, 2008. – 235 с.

2 Методика воспитательной работы: учебное пособие для вузов / [Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.]; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стереотип. - Москва.: Академия, 2009. - 158

3 Педагогика: учебное пособие / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

 

б) дополнительная литература:

1 Бородина, Н. и др. Пушкинская школа как гуманистическая воспитательная система / Н. Бородина, Т. Есина, Т. Кузнецова // Народное образование = Пушкинский альманах. – 2004. – № 5. – С. 197–206.

2 Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – Москва.: Просвещение, 2006. – 332 с.

3 Головнева, Е. В Теория и методика воспитания: учебное пособие. – Москва: Высш. шк. 2006. – 318 с.

4 Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой – Москва: Просвещение, 1998. – 336 с.

5 Евграфова, Е. А. Детское общественное объединение «РАДОР» / Е. А. Евграфова // Классный руководитель. – 2009. - №9. – С.65 -71.

6 Караковский, В. А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – изд. 2–е, доп. и перераб. –Москва: Педагогическое общество России, 2000. – 253 с.

7 Классному руководителю о воспитательной системе класса: метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – Москва: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

8 Кузьмина, Е. В. Моя программа воспитательной работы с классом. / Е. В. Кузьмина. // Классный руководитель. – 2008. - № 4. – С. 58-65.

9 Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие для педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Изд. 2–е., перераб. и доп.–Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 348 с.

10 Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – Москва: Правда, 1988.

11 Методика воспитательной работы. / Л. А. Байкова и др. – Москва: Просвещение, 2005. – 143 с.

12 Молчанова, Л. Д. Воспитательная система школы «Юла» / Л. Д. Молчанова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – C. 42–58.

13 Организация воспитательной работы в школе: пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г. С. Семенов; ред. Л. В. Кузнецова. –Москва: Школьная Пресса, 2004. – 158 с.

14 Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова; Под ред. С. А. Смирнова. –изд. 4–е, испр.– Москва: Академия, 2007. – 512 с.

15 Педагогика: учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский [и др.]; Под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.

16 Педагогика: учебник /Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – Москва: Проспект, ТК Велби, 2008. – 428 с.

17 Петунин, О. В. Воспитательная система «Мастерская достижений» / О. В. Петунин, М. Ю. Шошина // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 1. – С. 42–47.

18 Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – Москва: Сфера, 2001. – 127 с.

19 Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе: пособие для зам. директора школы по воспитанию и кл. руководителей / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. – Москва: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

20 Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс = Процесс воспитания: в 2 книгах: учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС. –. Кн. 2: Процесс воспитания. – 2006. – 255 с.

21 Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова [и др.]; под общ. ред.: М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 479 с.

22 Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания: / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; Под ред. В. М. Коротова. – Москва: Педагогика, 1989. – 319 с.

23 Родительские собрания: пособие для классных руководителей / Сост. Г. С. Семенов; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

24 Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. – 3–е изд., испр. – Москва: Академия, 2005. – 335 с.

25 Селиванова, Э Н. Л. Как работают с классом за рубежом / Н.Л. Селиванова // Классный руководитель. – 2007. - №7. – С. 69-74.

26 Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе: Учебно–методическое пособие / В. П. Сергеева. – изд. 2–е, испр. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 191 с.

27 Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – изд. 8-е, стер. – Москва: Академия, 2008. – 566 с.

28 Степанов, В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе: учебно–методическое пособие / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская; РАО. – Москва: изд-во МПСИ, 2000. – 140 с.

29 Стефановская, Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учебное пособие для вузов / Т. А. Стефановская. – Москва: Академия, 2006. – 190 с.

30 Фролов, А. Педагогическая система хозяйства: «параллельность» производственного труда и воспитания / А. Фролов // Народное образование. – 2006. – № 6. – С. 145–148.

31 Фролов, А. Проблема «педагогической нейтральности трудового процесса» в наследии А. С. Макаренко / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2005. – № 4. – С. 14–18.

32 Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов.– 4–е изд., перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2005. – 573 с.

33 Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова; Под ред. А. В. Мудрика. – Москва: Академия, 2004. – 268 с.

34 Шварева, О. В. Теория и методика воспитания: использование кейс–метода при изучении раздела "Коллектив как объект и субъект воспитания": методическое пособие / О. В. Шварева, А. Г. Яковлева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: изд–во ТГПУ, 2007 – 108 с.

35 Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие / М. И. Шилова; МОПО РФ; СОРАО; КГПУ. – Красноярск, 1998. – 194 с.

36 Шульга, Т. И. Методика работы с детьми "группы риска" / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. – Москва: изд-во Университета Российской Академии Образования, 1999. – 103 с.

37 Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания.: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 366 с.

38 Щуркова, Н. Е. Школа и семья: Педагогический альянс / Н. Е. Щуркова. –Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 110 с.

39 Щуркова, Н. Е. Классное руководство: Рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России,2001. – 94 с.

40 Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 56 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: