Деревянный Стоунхендж Рязани




Про Первомайскую гостиницу

Говорят, что не достроена новая гостиница на Первомайском проспекте по причине... проклятья. До строительства на этом месте было несколько частных домов. Старых, деревянных, пожароопасных, со слепыми окошками и покосившимися воротами. В одном из них проживала бабка Аграфена. Личность престарелая и сварливая. Так вот, когда все жильцы из соседних домов уже переехали по новым адресам, бабка перебираться в квартиру в спальном районе наотрез отказалась. Как только ее не уговаривали, и лаской, и угрозами, даже место под могилку обещали на закрытом Лазаревском кладбище. Бабка - кремень! Она торговала на Первомайском рынке и держала дома что-то вроде мелкооптового склада, такчто уезжать куда-то на окраину ей было не с руки. Да и с какой стати? Утомившись уговаривать бабку, исполкомовцы вызвали санитаров из психбольницы, как положено, с носилками и рубахой с длинными рукавами. Бабка расклад сил прикинула и на переезд тут же согласилась. Но, уже загружаясь в грузовик с пожитками, с черным котом по кличке Гитлер на руках, Аграфена плюнула на землю и место это прокляла. «Не будет здесь ничего путного»! - пообещала бабка зловеще и уехала. Мы, конечно, в эти суеверия не верим, но все-таки...

Про РГРТУ

Если юноша подавал документы в РРТИ, то соседи перешептывались: «Не поступит. Шутка ли, такой конкурс!» А в конце лета, порадовавшись за удачливого абитуриента, соседи тут же начинали печалиться: «Пусть бы он где попроще учился, на врача, или на учителя. Не так почетно, зато живым и здоровым остался бы. А так - жалко парня, ведь один на всю улицу - не хулиган!» (Один из устойчивых слухов: в радиоинституте мальчики от математики сходят с ума, а девочки от черчения вешаются).

Легенды Рязанских озер

Захватывает дух, когда вы слушаете исторические легенды и «преданья старины глубокой»? К тому же вы верите в то, что, окунувшись в святой источник или озеро, можно исцелиться от всех болезней? Тогда, собираясь в путешествие, обязательно вспомните про Мещерские края Рязанской области. В последнее время все чаще в книгах, фильмах, на эстраде Рязань фигурирует как олицетворение некой необразованной деревенщины. Глупость, конечно, а все равно порой обидно. Ну да ладно, вот только все больше и больше не просто иногородних, а «инообластных» строят дачи и едут просто отдохнуть именно в Рязанскую область. Почему? Да потому что красоту и загадочность этого края могли описать разве что Есенин, да Паустовский. Рязанщина – это край озер, ключей и источников. Большое их количество названы Святыми. Шутка ли – 8 Святых озер и 101 Святой источник! Спросят у тебя, был ли ты на Святом озере? Сразу не поймешь, на каком именно, в каком районе области. Почему же они Святые? По преданиям, на каждом из них многие люди излечивались от тяжелых болезней. Причем, на всех этих Святых озерах где-нибудь на берегу непременно отыщется в воде куст, увешанный ленточками, майками, полотенцами… Согласно поверьям, оставляя предмет одежды или ленточку, которой обвязывал больное место, отдаешь воде свою хворь. Некоторые из этих озер достигают в глубину 50 метров! По преданиям, когда-то на их месте стояли… церкви. Одни ушли под воду перед нашествием войск хана Батыя (чтобы не быть оскверненными), другие перед войной 1812 года, перед революцией… Скрылись они с глаз людских вместе со всей церковной утварью, золотыми крестами, позолоченными крестами и колоколами, старинными иконами. Современным бендерам эти истории до сих пор не дают покоя. Правда это, или лишь легенды – бог весть. Но люди утверждают, что, если долго всматриваться в водную гладь какого-либо из Святых озер, можно увидеть горящие свечи, сверкающие купола и услышать звон колоколов… А вот это явление – не выдумка. Время от времени на берегах озер находят… старинные иконы. Но в этом нет никакой мистики: в давние времена старые иконы было принято «захоранивать» в воде. Кто-то может считать все это сказками для детей и набожных старух. Но ведь, как говорится, дыма без огня… Самая красивая и загадочная легенда (или нет?) связана с излюбленными местами отдыха рязанских туристов – озерами Ласковским, Черным, Черненьким и Сегденским. Якобы в доисторические времена на Землю летел метеорит. Он раскололся в плотных слоях атмосферы на четыре части. На месте падения осколков и появились эти озера. …Давно, в студенческие времена, мы прожили две недели в охотничьем домике на Черненьком. Лучшего отдыха у меня в жизни не было! В четырех километрах от ближайшего жилья, только лес, озеро, и мы, кучка студентов. Тогда я думала, что грибов и рыбы я наелась на всю оставшуюся жизнь! Правда, когда мы брали ключ от дома и оплачивали проживание, лесник, дед Митя, пугал нас, как только мог. И чтобы друг от друга не отходили, потому как леший водить кругами сутки напролет будет. И чтоб ни в коем случае ночью купаться не ходили: нырнешь – не вынырнешь больше. Но ничего страшнее летучих мышей (которые достали, словно обыкновенные комары) мы так и не увидели. Не увидели и немецкого бомбардировщика, который, по слухам, затонул в этом озере, и хвост которого многие видели. И даже, говорят, встречались с призраками двух летчиков-иноземцев… Легенды легендами, но и в окрестностях, и в самой Рязани до сих пор ведутся раскопки (кстати, полным-полно и вполне удачливых «черных копателей»). И ежегодно музеи Рязанщины пополняются все новыми и новыми экспонатами. Так что где интереснее – на египетских развалинах, или рязанских источниках-озерах, обросших вековыми легендами, еще ба-а-альшой вопрос!

*

Сначала определимся с терминами. Само понятие «аномальная зона» настолько широко, что в него можно вкладывать практически любые загадочные явления – начиная от климатических и заканчивая откровенной мистикой. Мы же сегодня хотим рассказать нашим читателям о некоторых местах рязанской земли, которые достаточно давно привлекают внимание историков и краеведов. Здесь археологические артефакты рождают самые невероятные предположения, далекое прошлое странным образом переплетается с сегодняшним днем, а геодезические исследования вызывают яростные споры между людьми, по роду своих занятий чрезвычайно далеких от геологии.

Деревня-призрак

В середине XIX века в лесах Шиловского уезда между озером Кужиха и озером Чудино появилась деревня Мокеевка. Ничем особенным она отмечена не была, разве что народ в ней проживал смекалистый и трудолюбивый, поэтому деревня была зажиточной. Жители не думали не гадали, что в веке грядущем станут героями легенд, передаваемых шепотом из уст в уста. После Октябрьской революции Мокеевка исчезла. Совсем… Вместе с населением, домами, скотом. И ладно бы просто пропала. В те лихие времена и не такое случалось. Странность заключалась в том, что периодически деревню видели. Соберутся жители соседнего Надеждино на рыбалку – есть Мокеевка, отправятся бабы на болото за клюквой – есть Мокеевка. А нагрянул отряд продразверстки – нет деревни. Как корова языком слизнула. На том месте, где она должна быть, непролазная чаща. Прислали однажды отряд ЧОНа (часть особого назначения, предназначенная для борьбы с врагами советской власти) в сотню сабель разобраться с этой идеологически вредной деревней. Отряд по всем правилам военной науки окружил местоположение противника. Выслали разведку. Ждут полчаса, час – нет дозорных. Командир с десятком бойцов отправился на вылазку. И тоже пропал… В общем, когда подтянулся основной отряд, чоновцы увидели совершенно невероятную картину. Стоит деревня, где ей и положено быть. Во дворах сушится белье, в избах еще теплые самовары. Но нет ни одного живого существа – ни человека, ни скотины, ни курицы, ни собаки. Только разведчики с командиром бродят по дворам в полном расстройстве. Власти предприняли еще несколько попыток прояснить ситуацию. И все с тем же успехом. После чего плюнули и объявили: не было никакой Мокеевки в помине. А все разговоры о деревне-призраке – идеологическая диверсия и подрыв авторитета советской власти со стороны кулаков и подкулачников. В 20-е годы этнографам единственный раз удалось заснять деревню-призрак

Страна на замке К таинственной истории с деревней Мокеевкой мы еще обязательно вернемся. Но сначала вспомним о том, что Шиловский край еще 200 лет назад привлекал пристальное внимание ученых как возможное местонахождение полумифической Артании – города-государства древних руссов. Вот цитата из Большого энциклопедического словаря: «Артания, Арсания, Арта, наряду с Куявией и Славией, – один из трех центров Древней Руси, существовавший в 9 веке и упоминаемый арабскими и персидскими географами (аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хаукаль и др.). Одни исследователи отождествляют А. с территорией антов, другие – с Тмутараканью, третьи – с городом Рязанью. По одной из версий отсюда и ее название – Арта – Арзя – Ерузянь – Рязань». Главная странность в том, что ни один источник не оставил нам описание древнего города, его улиц, строений, домашней утвари. В общем, никаких конкретных данных. Напрашивается вывод: либо чужаков в Артанию (один из переводов – «страна на замке») не допускали, либо все это мифы и легенды, не имеющие фактических подтверждений. По мнению некоторых современных этнографов, Артанию тщательно оберегали от посторонних глаз, причем делали это столь искусно, что мысль о привлечении каких-то эзотерических сил напрашивается сама собой. В хитросплетении «лабиринта» Что же хранилось в древней Артании? Существует версия, что именно здесь находились наиболее почитаемые реликвии древнего православного мира: первая освященная икона Николая Чудотворца, легендарный меч Ареса и даже чаша Грааля. Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все согласны, что таинственный город находился на рязанской земле. Да и здесь, на Рязанщине, приводятся и другие места возможного нахождения «закрытой страны». Например, Пителинский район. Вот что рассказывал о своих поисках Артании известный рязанский краевед-любитель Владимир Грибов. Жители одной из деревень неподалеку от истоков реки Пет указали ему на поле, с которым издавна было связано немало загадочных явлений. Поначалу Владимир Васильевич ничего необычного на этом месте не заметил. Поле как поле. Исходил его вдоль и поперек – никаких находок. Уже собрался уходить и вдруг совершенно случайно наткнулся на здоровенный камень на самой окраине этого места. По виду он в точности совпадал со знаменитыми менгирами, неоднократно описанными в исторических документах. Обточен под строгий четырехгранник, верх заострен. Еще с языческих времен такие камни ставили, веря, что в них аккумулируется энергия солнца. И если владеть определенными знаниями, эту энергию можно использовать в том числе для создания непроницаемой защиты от посторонних глаз. Дальше – больше… За камнем находилась целая цепь небольших оврагов, в которых были разбросаны, на первый взгляд хаотично, валуны. Ни одной тропки, ни одной дороги поблизости. Уже шагов через сто Владимир Грибов почувствовал легкое головокружение, а еще через мгновение понял, что находится в огромном «лабиринте» – камни и овражки были расположены таким образом, что закручивались в спираль! Он решил дойти до ее центра, но не тут-то было – прошел два овражка и обнаружил, что снова стоит в нескольких шагах от менгира. Еще одна попытка – результат тот же. Возможно, где-то здесь и находился навсегда скрытый от посторонних глаз вход в «тайный город»? Существует и еще один факт, подтверждающий версию Владимира Грибова. Старожилы рассказывают историю об атамане Антонове, чьи передовые отряды во время подавления крестьянского мятежа яростно прорывались с Тамбовщины в пителинские края. С боями, сметая кордоны Красной армии, им все же удалось прорваться. Однако красноармейцы все-таки обложили антоновцев в районе пителинских лесов. Самые отчаянные пробились к оврагам и как в воду канули… Крапива не помогла Но вернемся в современное Шилово. Сергей Иванович Никанов – один из немногих, кто видел легендарную Мокеевку собственными глазами. «Да не один я ее видел, – рассказывает он. – У нас в Надеждино многие в Мокеевке бывали, и не по одному разу. В начале 30-х, когда была в разгаре коллективизация, власти опять заинтересовались Мокеевкой. Начали таскать на допросы мужиков и баб из окрестных деревень. Мы еще совсем пацанятами были… С дружком три раза видели деревню, когда на рыбалку на озеро Чудино бегали. Правда, в хаты не заходили – боялись. А когда дома рассказали, родители нас так настегали крапивой, что потом десятой дорогой обходили это место ». Не помогла родительская крапива. Запала в душу Сергею Никанову таинственная Мокеевка. Вам и не снилось! «Лет двадцать о деревне не было ни слуху ни духу, – вспоминает Сергей Иванович. – Уже забывать стали об этой истории. Но вот в середине 60-х туристы вновь на нее наткнулись. Шли на Чудино – была деревня, а на обратном пути, когда хотели в колодце воды набрать, увидели чащу непролазную. Я и сам несколько раз на поиски отправлялся. И видел Мокеевку еще раза три. Только вот если фотоаппарат с собой возьму – попусту по лесу проплутаю. Я уже у себя в Шилове и рассказывать об этом перестал. Смеются надо мной – думают, совсем дед на старости лет заврался. А у меня старые фотографии остались, еще 20-х годов. На них как раз та самая Мокеевка. Тогда этнографам удалось единственный раз заснять деревню и ее жителей. Конечно, этим нужно серьезно заниматься, а у меня возраст уже не тот, да и здоровье не позволяет бегать по лесам и болотам». К сожалению, формат газетной публикации не дает возможности рассказать еще о многих таинственных местах рязанского края. Есть свои аномальные зоны в Шацке, в Старой Рязани, на Жокином городище в Захаровском районе. В ближайшее время мы еще обязательно вернемся к этой захватывающей теме. Ну а скептикам советую вспомнить слова шекспировского Гамлета: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось вашим мудрецам.

Деревянный Стоунхендж Рязани

Недалеко от городища Старой Рязани в местечке Спасская Лука было найдено древнее сооружение, схожее по строению с английским Стоунхенджем. Его возраст оценен в 4 тысячи лет.

Однако в отличие от своего британского собрата, Рязанский Стоунхендж оказался меньшим в размерах, к тому же не каменным, а деревянным. Но, по словам Ахмедова, и английская обсерватория первоначально также была из дерева…

В течение последующих двух лет подобные открытия происходили почти на всей территории Евразии. Урал, Байкал, Чувашия, Башкирия, Карелия, Якутия, Адыгея, Армения, Казахстан, Таджикистан, Германия, Австрия, Словакия — далеко не полный список. Причем делали открытия не исследователи-дилетанты, а ученые мужи.

Естественно, каждый ученый считал своим долгом подчеркнуть, что открытая им обсерватория как минимум на тысячу лет старше знаменитых «висячих камней» в Англии. Но что нового содержалось в сенсационных заявлениях? А то, что в данной местности находится необычное сооружение, похожее на капище и с функциями погоризонтной обсерватории.

Как правило, все они выстроены по одному принципу: четкая ориентация по сторонам света, причем в день летнего и зимнего равноденствия солнце попадает в заданную точку святилища, сооруженного либо из камней-мегалитов, либо из стволов деревьев. Дальше начинаются нюансы, но на них почему-то никто не обращает уже никакого внимания. Более того, почти никто не пытается сравнить все эти обсерватории и выявить общие закономерности.

В Старую Рязань отправилась новая экспедиция. На этот раз ее костяк составляли не археологи, а астрономы. Роль беспристрастного судьи, а заодно и руководителя экспедиции пала на Андрея Полякова, журналиста и востоковеда, известного своими экспедициями на Арарат и в Нахичевань в поисках следов Ноева Ковчега.

«Ничего странного в этом нет, — рассказывает Поляков. — В то время, когда Илья Ахмедов раскапывал свою сенсацию на берегах Оки в 2003 году, наша экспедиция обследовала Арарат и его окрестности. О некоторых результатах той экспедиции хорошо известно. Но, осталось много того, о чем никто так и не узнал. Во-первых, мы обнаружили два кургана внушительных размеров.

Недалеко от них располагается погост, где местные «черные археологи» сделали внушительные состояния на находках эпохи бронзового века. Во-вторых, на старом армянском кладбище мы нашли изображение зиккурата, которые были распространены в древнем Вавилоне и по некоторым оценкам выполняли функции обсерваторий. А в-третьих, полуслучайно мы наткнулись на некие ровные круги, выложенные на земле из внушительных камней.

Структурно они были сложены как и другие подобные святилища. В одном из древних манускриптов говорилось, что на горе Арарат вели свои наблюдения волхвы, которые и увидели знаменитую Вифлеемскую звезду, ознаменовавшую рождения Христа. И тогда у меня промелькнула мысль — может это и есть древняя обсерватория волхвов. Но мне она показалась какой-то фантастической и нереальной, так как по всем признакам, если подобная обсерватория и была, то она должна была располагаться на самой горе Арарат, а не в стороне от нее.

Тем более, мне интересно было сравнить, насколько араратское капище сходно с рязанским. Я абсолютно доверяю выводам наших археологов, но мне очень хотелось получить заключение и астроархеологов, и астрономов».

Святилище близ Старой Рязани находится на самом высоком холме у слияния двух рек — Оки и Прони. Это место всегда считалось «археологической энциклопедией». Здесь представлен целый калейдоскоп культур, от эпохи верхнего палеолита вплоть до раннего средневековья. Найдено святилище было почти случайно. Предыдущая экспедиция в 1979 году не докопала всего метр до заветной точки.

Капище представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга — большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали.

«По краям площадки — еще две ямы со столбами,- пояснил сразу после раскопок Илья Ахмедов. — Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали еще одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли еще три года назад, но не знали, к чему его отнести».

В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила. В центральной яме археологи нашли небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху — ряды волнистых линий — символ воды.

Сосуд отнесли к эпохе бронзы, а возраст всего сооружения оценили в четыре тысячи лет: конец III — начало II тысячелетия до н.э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ильи Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте — легендарном городе древних ариев в Сибири.

Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространенной в Поволжье и Приуралье. В 2003 году археологи пришли к выводу, что святилище связано с астрономией. Никаких поселений рядом с капищем не было. Старая Рязань и другие, более мелкие поселения находились в стороне от находки.

«Это и не удивительно, — рассуждает Андрей Поляков. — Согласно китайскому искусству фэн-шуй, селиться в такой точке было чревато для здоровья. Так как энергия реки резко меняет в этом месте свое направление и может негативно сказаться на здоровье человека. Об этом знали не только в Китае.

По всему миру люди тщательно выбирали место для жительства. Старая Рязань находится всего в нескольких километрах, где все располагает для жизни, включая уникальные целебные родники. А место для ритуалов, обрядов и, тем более, инструментальных наблюдений, отстояли, как правило, удаленно от населенных пунктов. Ничто суетное не должно было мешать гармоничному циклу природы».

Действительно, рядом с рязанским Стоунхенджем не найдено никаких селений. Тем не менее, найдены многочисленные бытовые предметы — керамика, украшения и т.п.

«Слияние рек — место активное энергетически и поэтому чрезвычайно благоприятное для ритуальных действий,- делает вывод после осмотра местности московский астроном Рахашан. — Поселений на самой площадке нет.

Сама площадка явно находится на месте энергетического пика и представляет собой чрезвычайно благоприятное для наблюдений ровное место на возвышенности порядка 5-6 м. По всему горизонту (за исключением деревьев, которые могли и не расти в то время), отсутствуют какие-либо видимые преграды. Четкая ориентация рек — Проня и Ока, их берегов по сторонам света, удобный спуск к воде — все это давало большие преимущества перед другими точками».

Древние святилища часто соседствуют с могильниками. Смерть считалась переходом души в новую жизнь. Древние выстраивали свою жизнь в строгом соответствии с движением Солнца, Луны и других планет. У шумеров, например, было точное знание строения Солнечной системы, запечатленное на глиняных табличках.

Многочисленные погребения встречаются на самых известных в Европе святилищах кольцевой формы — Стоунхендже и Эйвбери в Великобритании. Круг всегда считался символом вечности и бесконечности. Христианский крест в круге запечатлен и в самом городище Старая Рязань, которое также было четко сориентировано по сторонам света.

«Наблюдения за светилами практически никогда не велись в населенных и посещаемых местах, — подчеркивает Рахашан. — Церковные сооружения Старой Рязани наводят на мысль о том, что сама площадка для наблюдений находится в стороне от них, так как служители Православной Церкви не любили строиться в местах языческих культов. Поэтому в качестве капища, подобного Стоунхенджу, где совмещались наблюдения с поклонением светилам-божествам, гораздо вероятнее предложить площадку вблизи деревни Никитино, около слияния рек Прони и Оки».

Славянские племена пришли сюда в 10-11 веках. Тогда и возник здесь новый город Рязань, первое письменное упоминание о нем около 1096 г. было запечатлено в Лаврентьевской летописи. Но просуществовала она не долго — в 1237 году после упорного сопротивления ее дотла сжег Батый.

Жестокости монголов не было предела — они не щадили ни женщин, ни детей. Город так и не был восстановлен в прежнем виде. Современная Рязань — это другой город. В XVIII веке Рязанью был назван Переславль Рязанский, который после нашествия стал столицей Рязанского княжества.

Сколько просуществовало капище в Спасской Луке также не известно. И вряд ли это станет возможным в ближайшее время. Начиная с этого года все раскопки на территории Старой Рязани запрещены. Как утверждают местные жители, на этом месте собираются построить пансионат.

Аркаим и подобные ему города, как в России, так и в Европе возникали неожиданно и по прошествии 200-300 лет внезапно оставлялись их жителями.

«Возможно эти древние племена, которые многие называют арийскими, мигрировали в поисках новых мест, — выдвигает предположение Андрей Поляков. — Их жизнь была строго «регламентирована» Небом. Но в деревянных обсерваториях не вели наблюдение за всеми светилами.

Они все-таки исполняли функции календарей и часов. Как известно, Стоунхендж также был сначала деревянным и только тысячу лет спустя на его месте появились знаменитые мегалиты. Безусловно, древние обладали удивительными знаниями о строении Солнечной системы. Она подробно описывается в апокрифической Книге Еноха. О ней знали и шумеры, вернувшиеся и расселившиеся на территории Месопотамии после Всемирного Потопа.

Хорошо известно, что первые свои города они возвели на месте допотопных городов спустя несколько веков после катаклизма. Довольно развитая цивилизация возникла внезапно и до сих пор доподлинно неизвестно, откуда шумеры пришли в Двуречье. Между Потопом и возникновением Шумера прошло несколько веков.

Где «бродили» и откуда черпали свои знания шумеры, доподлинно неизвестно, также ученые до сих пор гадают, что за высокоразвитые племена бродили по всей Евразии 4-7 тысячелетий назад, оставляя о себе следы довольно развитой культуры и цивилизации.

Стоунхендж и Аркаим находятся на удалении тысяч километров, а культура их основателей совпадает в деталях. Знали ли они о существовании друг друга? Могли и не знать. Но корень, очевидно, был единым. Если следовать логике Ветхого Завета, то в послепотопные времена сынам Ноя — Хаму, Симу и Яфету надлежало заселить всю землю. Что они сделали, равномерно расселившись во все стороны от Арарата. Потомки Хама ушли в Африку, Сима — в Месопотамию, Яфета — в Евразию. Скорее всего, некогда единые арийские племена разделились, и одна их часть ушла в Европу, другая в Азию.

Древний язык санскрит подтверждает это как нельзя лучше, ведь все современные индоевропейские языки имели один корень. Но письменность, как известно, возникла гораздо позже, во времена, когда древние племена начали воевать друг с другом и знания, которые передавались из уст в уста, стали теряться.

Тем не менее, несмотря на тот мизер письменных древних знаний, вполне можно воссоздать истинную картину возникновения человечества и его историю. И тогда станут понятны абсолютно все тайны, над разгадкой которых тщательно бьется современный человек, считающий себя пупом земли, но не знающий и тысячной доли того, что знали древние, к чему стремились и чего опасались».

*

Есть в Рязани одно интересное строение. Располагается оно на пересечении улиц Маяковского и Свободы. Это памятник архитектуры, более известный как проклятый дом. Согласно легенде в 1812 году в нём располагался госпиталь для раненных в войне с Наполеоновскими войсками. И будто бы один из находившихся там на излечении офицеров был убит на дуэли из за пустяковой ссоры, и был захоронен поблизости. Его мать, приехавшая на встречу с ним, узнав о случившемся, прокляла весь этот дом. Уже в советские годы в здании обосновался морг. Не менее мрачное заведение. Когда он оттуда съехал в конце 80-х, постройка пришла в полное запустение. Её постепенно громили и крушили. Многие жители даже высказывались за снос. Но - неожиданно началась реставрация. А кто захочет вселиться в такое помещение? И тут - РПЦ поступило так, как по моему и должно поступать - открыло в "доме с привидениями" магазин православной книги. Ведь воистину - нет лучше способа доказать силу своей веры, чем продемонстрировать презрение к предрассудкам. И вот уже лет пять магазин работает. Успехов им.

Усадьба "Орлиное гнездо"

Усадьба "Орлиное гнездо" принадлежавшая промышленникам Баташовым, сохранилась гораздо хуже, да и изначально представляла куда меньшую ценность. Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани — прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена, которая некогда охватывала всю усадьбу. Эта стена своей мощью не уступала многим крепостным стенам, и подобное сходство не случайно — о зверствах Баташовых, в короткий срок из крестьян ставших сначала промышленниками, а потом дворянами, слагали легенды. Самая мрачная из этих легенд повествует об огромных подземельях, где несколько сотен человек чеканили фальшивую монету. Подземелья якобы были затоплены вместе со всеми рабами, когда над хозяевами нависла опасность. Впрочем, наиболее вероятно, что это не более чем легенда, так как подобные истории рассказывают и в Гусе-Железном, и в Невьянске, и еще много где в России. От железоделательного завода осталась лишь плотина на реке Гусь. Когда-то это было монументальное мраморное сооружение со скульптурами, но в 1950е годы она сильно пострадала при строительстве моста. Сейчас над плотиной проходит мост, и все великолепие исчезло, хотя гидротехническое сооружение XVIII века сохранилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: