Медиаобразование как система




«Система может быть определена как комплекс взаимодействующих элементов».

Данное определение – основополагающее -- считается классическим.

Термин «система» употребляется в очень широком смысле. Мы говорим: Солнечная система, система Станиславского, нервная система, система уравнений, отопительная система, система взглядов и убеждений и т.д. Есть системы, естественно возникшие в природе, есть искусственно созданные человеком, материальные и идеальные. Так в языке нашло отражение нечто общее между любыми проявлениями действительности. Это всеобщее подобие обозначается термином «системность», и нам предстоит конкретизировать его смысл. Простейшим описанием разнообразия систем является их классификация. Многие особенности системы, которые придется учитывать при работе с ней, связаны с ее происхождением. Этот признак дает следующую классификацию: — физические системы (например, бассейны рек); — биологические системы (живые организмы, популяции); — технические системы (автомобили, электростанции); — абстрактные системы (философия, математика); — социальные системы (семья, этнос). Возможны и другие классификации. Например: — экологические системы (сочетание физических, биологических, технических и социальных систем); — организационные системы (группы, государства, партии); — процессные системы (алгоритмы, технологии, жизненный цикл).

Медиаобразование как система представляет собой комплекс взаимодействующих элементов (не менее двух).

Виативность является системным свойством медиаобразования.Виативность (via от лат. дорога, от англ. через, с помощью) – действие, полностью пронизывающее все медиапространство. Виативностью отмечены все составляющие системы: их совокупность, взаимное обогащение, многосторонний учет интересов и потребностей формирует новую интерактивную медиасреду, в которой каждый элемент медиасистемы приобретает качества других элементов.

Компоненты системы медиаобразования:

· субъекты медиа – медиаобщество и аудитория

· объекты медиа – социальные группы

· содержательная подсистема,

· технологическая,

· этическая подсистема

· экономическая подсистема

Наличие системного свойства и компонентов является вторым доказательством, что медиаобразование – система.

Основными свойствами медиасистемы являются:

1. Статические свойства – «особенности конкретного со стояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени».

К ним относятся:

–ц елостность – всякая система выступает, как нечто единое, целостное, обособленное, отличающееся от всего остального; оно позволяет разделить весь мир на две части: система и окружающая среда.

открытость – выделяемая, отличная от всего остального, система не изолирована от окружающей среды: они связаны и обмениваются между собой любыми видами ресурсов. Связи системы со средой имеют направленный характер: по одним среда влияет на систему (их называют входами системы), по другим система оказывает влияние на среду, что-то делает в среде, что-то выдает в среду (такие связи называют выходами системы). Между любыми двумя системами обязательно существует, и ее можно отыскать, длинная или короткая цепочка систем, связывающая их: выход каждой системы является входом другой. При этом прямая и обратная цепи, как правило, раз личны, откуда возникает понятие несимметричной причинно-следственной связи.

внутренняя неоднородность (различимость частей) – система не однородна, разные качества в разных местах отличаются. Описание внутренней неоднородности системы сводится к обособлению относительно однородных участков, проведению границ между ними. Так появляется понятие о частях системы. При более детальном рассмотрении оказывается, что выделенные крупные части тоже не однородны, что требует выделять еще более мелкие части. Информация о составе системы может использоваться для работы с системой (цели взаимодействия с системами могут быть различными, в связи с чем могут различаться и модели состава одной и той же системы);

структурированность – части системы не независимы, не изолированы друг от друга; они связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. свойства системы в целом существенно зависит от того, как именно взаимодействуют ее части (связи как бы скрепляют части, удерживают их, как целое).

Примером статических свойств служит, процесс входа и выхода информации – люди, как работают в информационном пространстве,создавая систему, так и получают информацию из самой же системы при процессе медиаобразования.

2. Динамические свойства системы – «Если статические свойства — это то, что можно увидеть на фотографии системы, то динамические — то, что обнаружится при просмотре кинофильма про систему. О любых изменениях мы имеем возможность говорить в терминах перемен в статических моделях системы».

К ним относятся:

функциональность – функции системы: ее поведение во внешней среде; результаты ее деятельности; продукция, производимая системой. Из множественности выходов следует множественность функций, каждая из которых может быть кем-то и для чего-то использована (одна и та же система может служить для разных целей);

стимулируемость – подверженность любой системы воздействиям извне и изменение ее поведения под этими взаимодействиями;

изменчивость во времени – в любой системе происходят изменения, которые надо учитывать, предусматривать и закладывать в проект системы; способствовать или противодействовать им, ускоряя или замедляя их при работе с существующей системой (изменяться в системе может что угодно);

Различается по: скорости изменений(медленные, быстрые(зависит от того, что взято за стандарт), очень быстрые, сверх быстрые и т.д); перемены в системе, касающееся состава и структур(функционирование –не затрагивают структуру: одни элементы заменяются другими.параметры могут меняться без изменения структур, «работают» часы; качественные изменения – изменение существенных свойств, развитие т.е «увеличение желаний и способности удовлетворять свои собственные и чужие нужды и оправданные желания». (Желания называются «оправданными», если их удовлетворение ради одних не скажется отрицательно на развитии других. Нужды — это то, что необходимо для выживания. Возможны разные комбинации: например, можно не хотеть нужного, можно желать ненужного.))

– существование в меняющейся среде – неизбежность существования в постоянно изменяющемся окружении имеет множество последствий для самой системы, начиная с необходимости ее приспособления к внешним предметам, чтобы не погибнуть, до различных других реакций системы.При рассмотрении конкретной системы с конкретной целью внимание сосредотачивается на некоторых конкретных особенностях ее реакции.Например, системы, предназначенные для переноса информации во времени (книги, памятники, произведения искусства, видео и аудиозаписи, триангуляционные метки и т.п.), тем лучше выполняют свою функцию, чем медленнее они меняются при изменениях в окружающей среде. Другой пример этого — сохранение своего состояния автоматами и живыми организмами (гомеостат, стабилизация, стационарность). Иная реакция живых организмов идет практически одновременно с изменениями среды, например, адаптация зрачка при изменениях освещения.

Примером динамических свойств служит изменения в мире, которые произошли в зависимости от факторов экономического, политического или идеологического характера, влияющего на все сферы.

3. Синтетический свойства системы – «обобщающие, собирательные, интегральные свойства, учитывающие сказанное раньше, но делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании»

К ним относятся:

эмерджентность – объединение частей в систему порождает у системы качественно новые свойства, не сводящиеся к свойствам частей, присущие только самой системе и существующие только пока система составляет одно целое (система есть нечто большее, нежели простая совокупность частей);

– неразделимость на части – если нам нужна сама система, а не что-то иное, то ее нельзя разделять на части;

ингерентность – система тем более ингерентна, чем лучше она согласована, приспособлена к окружающей среде, совместима с нею. степень ингерентности бывает разной и может изменяться (обучение, забывание, эволюции, развитие и т.д.). степень открытости всех систем не означает, что все они в одинаковой степени хорошо согласованы с окружающей средой;

«В естественных системах ингерентность повышается путем естественного отбора. В искусственных системах она должна быть заботой конструктора». Конструктор в медиа – общество, государство, бизнес. На разных исторических этапах у медиа могут быть, соотвественно разные цели.

целесообразность – в создаваемых человеком системах подчиненность всего (и состава, и структуры) поставленной цели настолько очевидна, что должна быть признана функциональным свойством любой искусственной системы. цель, ради которой создается система, определяет, какое эмерджентное свойство будет обеспечивать реализацию цели, а это, в свою очередь, диктует выбор состава и структуры системы. одно из определений системы так и гласит: система есть средство достижения цели. подразумевается, что если выдвинутая цель не может быть достигнута за счет уже имеющихся возможностей, то субъект компонует из окружающих его объектов новую систему, специально создаваемую, чтобы помочь достигнуть данную цель.

Примером синтетического свойства системы служит, например, «что средства массовой информации, объединенные с аудиторией в системе медиаобразовательной деятельности, приобретают качества своеобразного общественного активного центра медиаобразования и гражданского просвещения, где формируется личность. Это не общеобразовательная школа, не факультет журналистики, не кружок по интересам или клуб, и в то же время не сама журналистика и не редакция СМИ в традиционном понимании этого слова»

 

Медиаобразование, за исключением предмета исследования, фактически ничем не отличается от понятия образования. Поэтому целесообразным будет сказать об элементах образования:

• субъекты образования – студенты, школьники, преподаватели и т.д.

• обучающие ресурсы – методики, учебные планы, программы, технологии обучения

• информационные ресурсы – интернет, электронные базы, библиотеки

• человеческие ресурсы

• финансовые ресурсы

• материальные ресурсы – здания, мебель и т.д.

 

Элементами медиаобразования, как социального института, являются:

• основополагающие документы, официально регламентирующие деятельность института медиаобразования, и неофициальные документы, принятые в медиаобразовательном сообществе

• сеть организаций – образовательных и медийных (государственных, коммерческих и некоммерческих), общественных, научно-исследовательских, экспертных и др.

• социальные общности – педагоги, учащиеся, студенты, журналисты, библиотекари, операторы, режиссеры, сценаристы, фотографы, дизайнеры и т.д., а также некоторые личности – руководители организаций, ученые, эксперты, лидеры мнений, исследователи, организаторы процессов

• материальные и нематериальные ресурсы, медиа- и информационные системы, институты памяти и другие источники информации

• совокупность внутренних связей, строение, форма организации медиаобразования, обеспечивающая его целостность

 

Образовательная функция системы медиаобразования в СМИ предполагает обучение аудитории законам медиа, передачу знаний, навыков, умений работать с информацией, способностей анализировать, интерпретировать медиатексты, а также создавать собственные информационные продукты.

Ценностно-ориентирующая предполагает разработку медиаобразовательной стратегии, направленной на воспитание нравственной личности, умеющей в широком спектре медиапредложений отличать высокое от низкого, профессионализм и мастерство от пошлости и безвкусицы.

Функция гражданского проектирования призвана повышать уровень и качество медиапотребления аудитории и развивать ее медиаактивность.

Функция коммуникативная. Реализация этой функции дает возможность выстраивать эффективные отношения с целевой аудиторией и получать запрограммированный результат.

Следовательно,медиаобразование включает в себя все эти многочисленные элементы и свойства, а значит, в совокупности оно является системой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: