МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж
СП Циолковского 121а
Группа
Лекционное занятия № 89 – 90 по вокалу.
Для учащихся 1 года обучения.
Педагог ДО
Ольховик Т.Н.
Тема: «Импровизация «Я-композитор»»;
«Подготовка к итоговому выступлению».
Под музыкально-творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направленно на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате усилиями детей создается продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических упражнений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Истоки детского музыкального творчества лежат в традициях народного песенного творчества и в приемах народного исполнительства. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. Музыкальная импровизация и конструирование машины требует от ученика сходных усилий. Импровизатору не известно решения стоящей перед ним задачи, ему надо решать ее независимо от того, было ли до него это решение найдено кем-то другим. Развитие детского вокального творчества начинается с заданий, требующих первоначальной ориентировки (измени, придумай, сочини). Затем следует переход к заданиям, способствующим усвоению приемов творческих действий, поиском решения, и далее – к более трудным заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия, на использование сочиняемых мелодий в жизни.
Есть такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но и были доступны и интересны каждому учащемуся.
|
А таких форм немало.
Инструментальные импровизации.
1. Использование ударных инструментов при подборе ритмоформулы.
2. Подбор знакомых песен, мелодий на инструментах со звуковысотной основой.
3. Свободное ритмическое сопровождение к пьесам, песням.
Одним из используемых видов импровизации стал детский музыкальный оркестр, когда восприятие музыки происходит через игру на доступных ребенку музыкальных инструментов.
Пластические импровизации
1. Игра на воображаемых инструментах.
2. Передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песен.
3. «Озвучивание» попевок.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Жест, движение, пластика обладает особенными свойствами обобщать эмоциональное состояние. Можно привести в пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Зачем я использую данную форму на занятии? Дети любят двигаться, это их естественная потребность. В движении под музыку материал запоминается лучше. При выборе подходящих движений я обращаюсь к методике пластического интонирования Вероники Коуэн, ритмике. При знакомстве с новыми попевками, я применяю разучивание с метроритмических показов. Проведение распевки – обязательный элемент занятия, и чтобы ее быстрее усвоить и правильно выполнить, учащиеся помогают себе жестами. Исполнение и разучивание происходит с показом нисходящего движения каждой фразы руками, затем импровизируют, подбирая свои движения. Далее можно усложнять задания.
|
3. Речевые импровизации. К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно, а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.
В своей педагогической практике я применяю речевые импровизации. Только сначала нужно добиваться от учащихся синхронности произнесения слов, потому что им на занятиях вокалом предстоит много дел делать вместе – петь песни, слушать музыку, отгадывать музыкальные загадки, играть в музыкальные игры, а работе над дикцией уделяю много внимания, потому что при пении песен надо научиться чисто и четко проговаривать слова.
Задание: Разбор характера песни: - предлагаю учащимся, после исполнения, ответить:
- Какой характер у этой песни? (плавная, протяжная, медленная, негромкая).
При работе над дикцией я использую специальные упражнения.
Объясняю реебятам, чтобы песня была исполнена красиво и всем понравилась, они
должны учиться четко и понятно выговаривать слова и слоги.
Дети повторяют и запоминают текст упражнения. Затем выполняют речевую импровизацию – сначала тихо и спокойно, затем быстрее и громче. Последний вариант – сначала громкая скороговорка, затем тихая скороговорка с тщательным проговариванием слов.
Учащиеся импровизируют, произнося фразы на разной скорости и с разной силой звука.
|
4. Вокальные импровизации К вокальным импровизациям относятся: пропевание имен, музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), свободное сочинение (мелодий, песен, попевок на заданный текст).
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждой группе. Вокальную импровизацию в виде сочинения я широко использую в своей практике. Этот вид творчества очень нравится учащимся младших и старших вокальных групп. Начинаю от простого к сложному, используя творческие задания. Так, при разучивании вокальных упражнений в каждой группе «Музыка выражает чувства», «Музыка передает движения», в обобщающих темах я применяю творческое задание: «Я композитор» (сочинить мелодию на заданные стихи).