Тема 2. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

О.П. Макушина

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебная программа курса

и планы семинарских занятий для вузов

 

ВОРОНЕЖ 2008

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 24.06.2008.

 

 

Рецензент доц. Кунаковская Л.А.

 

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов 4 курса очной и 5 курса очно-заочной форм обучения отделения психологии факультета философии и психологии ВГУ.

 

Для специальности: 030301 − Психология.

ДС.06 – Психология личности

ДС.07 – Социальная психология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Психология семейных отношений», являясь спецкурсом, ориентирована на усвоение студентами-психологами обеих специализаций систематизированных представлений о психологии межличностных отношений, функциях, роли, структуре и динамике семьи, механизмах супружеских и детско-родительских отношений.

Цель дисциплины «Психология семейных отношений» заключается в формировании и развитии у будущих специалистов-психологов глубоких и прочных знаний о закономерностях развития семьи и роли семьи в формировании личности.

Задачами этой дисциплины являются следующие:

1) усвоение студентами системы знаний об основных процессах и структурных элементах семьи;

2) формирование у студентов представлений о динамике семьи на разных этапах ее функционирования;

3) развитие понимания о проблемах семейного функционирования;

4) выработка у студентов системного взгляда на семью как на целостное, сложное образование.

Учебная дисциплина «Психология семейных отношений» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии, психологии личности, зоопсихологии и ряд других. Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин (семейное консультирование, основы психотерапии, психология девиантного поведения и др.).

В результате изучения дисциплины «Психология семейных отношений» студенты должны усвоить знания об эволюции семейных отношений в истории, специфике современной семьи, функционально-ролевой структуре семьи, динамике развития эмоциональных, супружеских и детско-родительских отношений, о процессах дестабилизации и распада семейных отношений, а также сформировать навыки психологической диагностики семейных отношений.

Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебного плана по специальности 030301 – Психология. Она предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. Изучение психологии семейных отношений рассчитано на один семестр, подразумевает проведение текущей аттестации в форме понятийного диктанта и завершается экзаменом.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная и очно-заочная формы обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин. Всего ауд. Самост. раб.
  Психология семейных отношений как научная дисциплина   -    
  Семья как малая социальная группа   -    
  Функционально-ролевая структура семьи   -    
  Семейное самосознание   -    
  Развитие брачно-семейных отношений в истории -      
  Психологические особенности современной семьи   -    
  Психологические особенности русской семьи   -    
  Нетрадиционные и альтернативные формы брачно-семейных отношений   -    
  Психология эмоциональных отношений -      
  Формирование супружеской пары   -    
  Жизненный цикл семьи   -    
  Психологические особенности молодой семьи -      
  Удовлетворенность и качество брака   -    
  Психосексуальные отношения супругов   -    
  Материнство как психологический феномен -      
  Детско-родительские отношения -      
  Психологические проблемы усыновления приемных детей   -    
  Нарушения семейных отношений   -    
  Разрушение семейных отношений        
  Психологические особенности повторного брака   -    
  ИТОГО        

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Предмет и особенности психологии семейных отношений как научной отрасли. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений. Актуальность изучения психологии семейных отношений в настоящее время. Проблемы современной российской семьи.

Теоретические основы психологии семейных отношений. Связь психологии семейных отношений и социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, клинической психологии. Основные подходы к изучению семьи (эволюционный, этологический, социологический, психоаналитический, системный и др.).

История развития психологии семейных отношений. Специфика развития психологических исследований семьи в России. Современные направления исследования брачно-семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений как научной дисциплины.

Тема 2. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

 

Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социально-историческая категория. Определение природы семьи мыслителями прошлого. Брак как форма общественного регулирования отношений между полами.

Социально-психологические характеристики семьи как малой группы. Отличия семьи от других малых групп (закрытость, полифункциональность, длительность, тотальность, эмоциональность, устойчивость и др.) Специфика групповых феноменов в семье – сплоченность, совместимость, лидерство, нормы, власть и подчинение.

 

Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ

 

Социальный и психологический смысл существования семьи. Одиночество как психологическая проблема. Реализация индивидуальных потребностей в семье. Семейная жизнь как динамическое равновесие потребностей в автономии и принадлежности. Семья и развитие личности.

Многообразие семейных функций, их классификации. Традиционные и современные функции семьи. Иерархия и взаимозависимость функций семьи. Возможные нарушения реализации семейных функций.

Понятие роли и ролевого поведения. Семейные роли, их классификации. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Структура внутрисемейных отношений. Отношения власти-подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Типы главенства в семье. Проблема симбиотичных отношений между супругами. Взаимосвязь семейных ролей и ценностей. Критерии здорового функционирования ролевой структуры семьи. Соотношение ролевых ожиданий и притязаний супругов. Факторы принятия ролей в семье.

Проблемы и деформации семейного функционирования. Ролевые конфликты. Патологизирующие роли (Х. Рихтер) в дисфункциональных семьях, их виды, причины их появления и особенности функционирования. Связь патологизирующих ролей с «семейными мифами».

 

Тема 4. СЕМЕЙНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

 

Внутренняя картина жизни семьи. «Образ семьи» (Т.М. Мишина). Компоненты семейного самосознания: семейная судьба, семейный сценарий, семейный календарь, семейная история, «семейное имя» и т.д. Функции семейного самосознания. Чувство «Мы».

Источники формирования адекватного и неадекватного образа семьи. Проблема искаженного образа «Мы» в семье. «Семейные мифы». Защитные механизмы семьи как фактор формирования «семейных мифов».

 

Тема 5. РАЗВИТИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ

 

Семья и брак в истории общества. Детерминанты развития брачно-семейных отношений в истории.

Семейная организация в первобытном обществе. Половой промискуитет, его причины и последствия. Специфика половых отношений в условиях эндогамии. Причины перехода к экзогамным отношениям. Первые формы брака (гостевой брак, групповой брак). Матриархат как способ организации кровно-родственных и хозяйственных отношений. Причины перехода к патриархату. Особенности парного брака. Полигамия. Переход к моногамным отношениям. Закрепление патриархальной семьи.

Брачные отношения в период перехода к цивилизации. Первые законы брака. Формирование «двойного стандарта» в требованиях верности жены и мужа.

Брачные отношения в эпоху античности. Функции семьи. Отношение к женщине. Римские законы семейного права. Особенности спартанской семьи.

Специфика семейных отношений в Средние века. Отношения между мужчиной и женщиной. Рыцарство. Представление об измене. Функции семьи. Изменение семейной организации в эпоху Возрождения и Нового времени.

Развитие детско-родительских отношений в истории. Динамика стилей родительства в истории (Л. Демоз). Причины инфантицида в эпохи первобытности и античности.

Взаимоотношения государств, религии и брака на разных этапах развития общества. Семья в различных культурах.

 

Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

 

Тенденции развития семьи в современном мире. Основные классификации современных семей в зависимости от их стажа, состава, количества детей, типа главенства в семье, семейного уклада, качества отношений в семье, типа потребительского поведения и др.

Современные формы брачно-семейных отношений. Современная модель семьи, ее особенности. Изменение роли родительства. Динамика состава семьи. Значение перехода от расширенной семьи к нуклеарной. Изменение ценности любви. Открытость семейной системы. Демократизация и эгалитаризация отношений в семье. Ориентация на «двухкарьерность».

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Проблема кризиса современной семьи. Мифологизация семьи и процессов ее развития: миф о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин», о «маскулинизации женщин».

 

Тема 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ СЕМЬИ

 

Языческая модель русской семьи. Авторитарная семья и крестьянская община. Отцовская большая семья. Специфика отношения к детям. Патриархальная семья и государство.

Христианская модель русской семьи. Взаимоотношения супругов в христианском браке. Детско-родительские отношения в христианской семье. Регламентирование внутрисемейных отношений Домостроем.

Реформация семьи в советское и постсоветское время. Психологические особенности современной русской семьи.

 

Тема 8. НЕТРАДИЦИОННЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Традиционные и нетрадиционные семьи. Неполная и смешанная семья как примеры нетрадиционных семей. Проблема повторных браков.

Альтернативные формы брачно-семейных отношений, причины их распространения в современном обществе. Феномен «молодежи» (Р. Зидер), его влияние на появление новых форм семейных отношений.

Одиночество как новая альтернатива семье. Осознанное и вынужденное одиночество. Причины и факторы осознанного одиночества.

Сознательно бездетный брак. Мотивация и планирование деторождения. Факторы регулирования рождаемости. Психологическая готовность к воспитанию детей. Искажение потребности иметь детей. Проблема абортов и добровольной стерилизации. Психологические особенности женщин, не желающих иметь детей.

Незарегистрированное сожительство и гражданский брак. Экстерриториальный союз. Психологические особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Причины предпочтения гражданского брака. Половозрастные особенности отношения к гражданскому браку. Специфика гражданских браков в России. Особенности и функции «пробных браков».

Открытый брак, его основные характеристики и принципы. Дискуссии о полигамности/моногамности человека. Новое отношение к измене. Проблемы в открытом браке. Причины предпочтения личностью открытого брака. Половозрастные особенности отношения к открытому браку.

Внебрачная интимная дружба. Причины и факторы появления внебрачных интимных связей. Семья-конкубинат (М. Босанац), ее особенности, причины и последствия. Проблема внебрачных детей.

Свингерство (обмен брачными партнерами). «Шведская» семья. Личностные особенности людей, склонных к свингерским отношениям. Половые и возрастные различия в свингерстве. Причины, проблемы и последствия свингерских отношений.

Гомосексуальные пары. Основные подходы к пониманию причин гомосексуальности. Особенности личности и жизненного пути гомосексуалистов. Социализация лиц с гомосексуальной ориентацией. Основные проблемы гомосексуальных пар. Культурные различия в отношении к гомосексуальным парам. Проблема воспитания усыновленных детей в гомосексуальных семьях.

Групповой брак. Классификации коллективных семей. Студенческие жилые сообщества. Группы совместного проживания пожилых людей. Религиозные и лечебные группы. Проблема воспитания детей в коллективной семье.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений на современной этапе.

 

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Многоаспектность эмоциональных отношений. Роль эмоциональных отношений в процессах формирования брачной пары, динамики развития супружества, в развитии детско-родительских отношений.

Понятие аттракции в социальной психологии. Факторы, способствующие возникновению аттракции. Соотношение явлений аттракции, симпатии, дружбы, любви.

Психологический анализ любви. Дискуссии об этической правомерности научного изучения любви. Основные подходы к пониманию любви. Культурно-историческая природа любви.

Соотношение любви и влюбленности. Феномен идеализации партнера, его виды, причины и последствия. Архетипическая природа любви. Любовь как «искусство» (Э. Фромм). Типологии любви. Воздействие любви на личность.

Проблема генезиса и развития любви. Теории возникновения любви. Модели функционального развития любви. Феномен «первой любви».

Искажения и нарушения чувства любви. Патологические формы любви. Невротическая любовь, ее характеристики, виды и формы проявления. Теории невротической любви. Любовь и любовная зависимость. Причины искажений любви.

Динамика эмоциональных отношений. Проблема стабилизации отношений в «постромантический» период. Причины, последствия и этапы распада эмоциональных отношений. Условия сохранения эмоциональных отношений.

 

Тема 10. ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ

 

Понятия «добрачный» и «предбрачный» периоды развития отношений. Особенности и функции добрачного периода. Добрачные факторы удовлетворенности отношениями. Психология ухаживания. Феномен идеализации партнера, его формы, проявления и последствия. Психологические факторы оптимизации добрачного периода.

Принятие решения о заключении брака. Психологическая готовность к браку. Понятие психологической совместимости. Уровни совместимости. Теории супружеской совместимости. Семейная история как фактор супружеской совместимости.

Модели выбора спутника жизни (модель фильтров, модель максимизации выгоды, модель дополнительности и др.). Соотношение брачных интересов и брачного возраста. Межполовые различия в стратегиях поиска брачного партнера.

Брачные установки. Мотивы заключения брака, их классификации. Проблема неосознаваемой мотивации на брак. Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях. Проблема «брака по любви» и «брака по расчету».

Трансформация и развитие брачной мотивации. Потребности мужчин и женщин в бачно-семейных отношениях. Мотивы сохранения брака.

 

Тема 11. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

 

Семья как целостная самоорганизующаяся система. Законы функционирования семьи (закон гомеостаза и закон развития). Динамика семейных отношений, ее основные процессы (ассимиляция, аккомодация, адаптация).

Понятие «жизненный цикл семьи». Факторы семейных изменений. Основные подходы к периодизации семейной жизни. Этапы развития семьи.

Нормативные кризисные периоды в жизни семьи, их содержание и способы преодоления. Периодизации семейных кризисов. Нормативные стрессоры (П. Босс).

Ненормативные кризисы семьи. Сверхсильные и хронические стрессоры. Факторы противостояния семьи кризисам. Роль индивидуации семьи в процессе адаптации к трудностям.

Понятие «семейная карьера» (Х. Фелдман). Внесемейные и внутрисемейные карьеры.

Современные подходы к пониманию жизненного цикла семьи.

 

Тема 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

 

Особенности молодой семьи. Основные задачи семьи на первом этапе своего развития. Феномен «медового месяца». Брачно-семейная адаптация супругов, ее характер, структура, типы и содержание. Влияние характерологических особенностей супругов на протекание брачно-семейной адаптации. Факторы стабильности молодой семьи.

Психологические трудности, возникающие в молодой семье. Феномен идеализации семейной жизни, его проявления и последствия. Специфика взаимоотношений молодой семьи и прародительских семей. Проблема психологической зависимости молодых супругов от родителей. Специфика супружеских ссор на этапе молодой семьи. Кризис молодой семьи. Проблема «быстрых» разводов.

Рождение первого ребенка и его влияние на семью. Изменение функционально-ролевой структуры семьи, переориентация социальных, в частности, профессиональных потребностей супругов, изменение их удовлетворенности брачными отношениями с появлением первого ребенка.

Молодая семья на современном этапе развития общества.

 

Тема 13. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ И КАЧЕСТВО БРАКА

 

Типы супружеских отношений и их детерминанты. Удовлетворенность и устойчивость брака. Успешность брачно-семейных отношений. Соотношение удовлетворенности и эффективности брака. Виды и факторы удовлетворенности браком. Соотношение мотивов вступления в брак и степени удовлетворенности браком. Влияние личностных черт и ценностных ориентаций на удовлетворенность браком.

Стабильность института семьи и ее детерминанты. Сплоченность семьи. Эмоциональная близость членов семьи и сформированность семейного самосознания как факторы сплоченности семьи.

Понятие качества брака. Проблема стабильности семьи и качества брака. Факторы, влияющие на качество брака. Влияние добрачного поведения на стабильность и качество брака. Неудовлетворенные потребности личности и их влияние на устойчивость брака.

Динамика удовлетворенности в браке. Зависимость удовлетворенности отношениями от стажа брака. Влияние на удовлетворенность супругами браком появления детей и их последующего ухода из семьи. Гендерные особенности удовлетворенности браком.

 

Тема 14. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ

 

Биология пола человека: половой диморфизм. Проблема отношения полов. Психологические различия между полами. Проблема «женской» и «мужской» психологии, социальные стереотипы фемининности и маскулинности.

Психосексуальное развитие ребенка. Половая роль и половая идентичность. Сексуальный сценарий.

Брачное, сексуальное и прокреативное поведение человека в семье. Сексуальные отношения и удовлетворенность браком. Специфика мужской и женской сексуальности. Особенности сексуальных отношений в современном российском обществе. Либерализация сексуальных норм. Снижение возраста начала сексуальной активности. Снижение уровня «двойной морали».

Психосексуальные дисгармонии в супружеских отношениях: характер и причины. Влияние психосексуальных проблем на внутрисемейные отношения.

 

Тема 15. МАТЕРИНСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

Роль матери в психическом развитии ребенка. Природа материнской любви и материнской позиции. Проблема материнского инстинкта. Врожденные и приобретенные аспекты материнского поведения. Факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства. Влияние детского опыта женщины на переживание ею материнского чувства.

Стадии материнства. Отношение матери к ребенку в период беременности. Психологические особенности пренатального периода. Основные задачи докоммуникативного и коммуникативного этапов пренатального периода. Важность пренатального общения матери с ребенком. Факторы психического риска для будущего ребенка.

Динамика отношения матери к ребенку после его рождения.

Девиантное материнство: причины и проявления. Психологические особенности протекания нежелательной беременности. Феномен «отказничества». Психологические особенности женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. Социальное сиротство. Проблема «суррогатного материнства».

Особенности материнства в современных условиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: