ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
О.П. Макушина
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Учебная программа курса
и планы семинарских занятий для вузов
ВОРОНЕЖ 2008
Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 24.06.2008.
Рецензент доц. Кунаковская Л.А.
Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендовано для студентов 4 курса очной и 5 курса очно-заочной форм обучения отделения психологии факультета философии и психологии ВГУ.
Для специальности: 030301 − Психология.
ДС.06 – Психология личности
ДС.07 – Социальная психология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Психология семейных отношений», являясь спецкурсом, ориентирована на усвоение студентами-психологами обеих специализаций систематизированных представлений о психологии межличностных отношений, функциях, роли, структуре и динамике семьи, механизмах супружеских и детско-родительских отношений.
Цель дисциплины «Психология семейных отношений» заключается в формировании и развитии у будущих специалистов-психологов глубоких и прочных знаний о закономерностях развития семьи и роли семьи в формировании личности.
Задачами этой дисциплины являются следующие:
1) усвоение студентами системы знаний об основных процессах и структурных элементах семьи;
2) формирование у студентов представлений о динамике семьи на разных этапах ее функционирования;
3) развитие понимания о проблемах семейного функционирования;
4) выработка у студентов системного взгляда на семью как на целостное, сложное образование.
|
Учебная дисциплина «Психология семейных отношений» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии, психологии личности, зоопсихологии и ряд других. Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин (семейное консультирование, основы психотерапии, психология девиантного поведения и др.).
В результате изучения дисциплины «Психология семейных отношений» студенты должны усвоить знания об эволюции семейных отношений в истории, специфике современной семьи, функционально-ролевой структуре семьи, динамике развития эмоциональных, супружеских и детско-родительских отношений, о процессах дестабилизации и распада семейных отношений, а также сформировать навыки психологической диагностики семейных отношений.
Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебного плана по специальности 030301 – Психология. Она предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. Изучение психологии семейных отношений рассчитано на один семестр, подразумевает проведение текущей аттестации в форме понятийного диктанта и завершается экзаменом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(очная и очно-заочная формы обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | Лекций | Семин. | Всего ауд. | Самост. раб. |
Психология семейных отношений как научная дисциплина | - | ||||
Семья как малая социальная группа | - | ||||
Функционально-ролевая структура семьи | - | ||||
Семейное самосознание | - | ||||
Развитие брачно-семейных отношений в истории | - | ||||
Психологические особенности современной семьи | - | ||||
Психологические особенности русской семьи | - | ||||
Нетрадиционные и альтернативные формы брачно-семейных отношений | - | ||||
Психология эмоциональных отношений | - | ||||
Формирование супружеской пары | - | ||||
Жизненный цикл семьи | - | ||||
Психологические особенности молодой семьи | - | ||||
Удовлетворенность и качество брака | - | ||||
Психосексуальные отношения супругов | - | ||||
Материнство как психологический феномен | - | ||||
Детско-родительские отношения | - | ||||
Психологические проблемы усыновления приемных детей | - | ||||
Нарушения семейных отношений | - | ||||
Разрушение семейных отношений | |||||
Психологические особенности повторного брака | - | ||||
ИТОГО |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Предмет и особенности психологии семейных отношений как научной отрасли. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений. Актуальность изучения психологии семейных отношений в настоящее время. Проблемы современной российской семьи.
|
Теоретические основы психологии семейных отношений. Связь психологии семейных отношений и социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, клинической психологии. Основные подходы к изучению семьи (эволюционный, этологический, социологический, психоаналитический, системный и др.).
История развития психологии семейных отношений. Специфика развития психологических исследований семьи в России. Современные направления исследования брачно-семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений как научной дисциплины.
Тема 2. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социально-историческая категория. Определение природы семьи мыслителями прошлого. Брак как форма общественного регулирования отношений между полами.
Социально-психологические характеристики семьи как малой группы. Отличия семьи от других малых групп (закрытость, полифункциональность, длительность, тотальность, эмоциональность, устойчивость и др.) Специфика групповых феноменов в семье – сплоченность, совместимость, лидерство, нормы, власть и подчинение.
Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ
Социальный и психологический смысл существования семьи. Одиночество как психологическая проблема. Реализация индивидуальных потребностей в семье. Семейная жизнь как динамическое равновесие потребностей в автономии и принадлежности. Семья и развитие личности.
Многообразие семейных функций, их классификации. Традиционные и современные функции семьи. Иерархия и взаимозависимость функций семьи. Возможные нарушения реализации семейных функций.
Понятие роли и ролевого поведения. Семейные роли, их классификации. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Структура внутрисемейных отношений. Отношения власти-подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Типы главенства в семье. Проблема симбиотичных отношений между супругами. Взаимосвязь семейных ролей и ценностей. Критерии здорового функционирования ролевой структуры семьи. Соотношение ролевых ожиданий и притязаний супругов. Факторы принятия ролей в семье.
Проблемы и деформации семейного функционирования. Ролевые конфликты. Патологизирующие роли (Х. Рихтер) в дисфункциональных семьях, их виды, причины их появления и особенности функционирования. Связь патологизирующих ролей с «семейными мифами».
Тема 4. СЕМЕЙНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Внутренняя картина жизни семьи. «Образ семьи» (Т.М. Мишина). Компоненты семейного самосознания: семейная судьба, семейный сценарий, семейный календарь, семейная история, «семейное имя» и т.д. Функции семейного самосознания. Чувство «Мы».
Источники формирования адекватного и неадекватного образа семьи. Проблема искаженного образа «Мы» в семье. «Семейные мифы». Защитные механизмы семьи как фактор формирования «семейных мифов».
Тема 5. РАЗВИТИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ
Семья и брак в истории общества. Детерминанты развития брачно-семейных отношений в истории.
Семейная организация в первобытном обществе. Половой промискуитет, его причины и последствия. Специфика половых отношений в условиях эндогамии. Причины перехода к экзогамным отношениям. Первые формы брака (гостевой брак, групповой брак). Матриархат как способ организации кровно-родственных и хозяйственных отношений. Причины перехода к патриархату. Особенности парного брака. Полигамия. Переход к моногамным отношениям. Закрепление патриархальной семьи.
Брачные отношения в период перехода к цивилизации. Первые законы брака. Формирование «двойного стандарта» в требованиях верности жены и мужа.
Брачные отношения в эпоху античности. Функции семьи. Отношение к женщине. Римские законы семейного права. Особенности спартанской семьи.
Специфика семейных отношений в Средние века. Отношения между мужчиной и женщиной. Рыцарство. Представление об измене. Функции семьи. Изменение семейной организации в эпоху Возрождения и Нового времени.
Развитие детско-родительских отношений в истории. Динамика стилей родительства в истории (Л. Демоз). Причины инфантицида в эпохи первобытности и античности.
Взаимоотношения государств, религии и брака на разных этапах развития общества. Семья в различных культурах.
Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Тенденции развития семьи в современном мире. Основные классификации современных семей в зависимости от их стажа, состава, количества детей, типа главенства в семье, семейного уклада, качества отношений в семье, типа потребительского поведения и др.
Современные формы брачно-семейных отношений. Современная модель семьи, ее особенности. Изменение роли родительства. Динамика состава семьи. Значение перехода от расширенной семьи к нуклеарной. Изменение ценности любви. Открытость семейной системы. Демократизация и эгалитаризация отношений в семье. Ориентация на «двухкарьерность».
Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Проблема кризиса современной семьи. Мифологизация семьи и процессов ее развития: миф о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин», о «маскулинизации женщин».
Тема 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ СЕМЬИ
Языческая модель русской семьи. Авторитарная семья и крестьянская община. Отцовская большая семья. Специфика отношения к детям. Патриархальная семья и государство.
Христианская модель русской семьи. Взаимоотношения супругов в христианском браке. Детско-родительские отношения в христианской семье. Регламентирование внутрисемейных отношений Домостроем.
Реформация семьи в советское и постсоветское время. Психологические особенности современной русской семьи.
Тема 8. НЕТРАДИЦИОННЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Традиционные и нетрадиционные семьи. Неполная и смешанная семья как примеры нетрадиционных семей. Проблема повторных браков.
Альтернативные формы брачно-семейных отношений, причины их распространения в современном обществе. Феномен «молодежи» (Р. Зидер), его влияние на появление новых форм семейных отношений.
Одиночество как новая альтернатива семье. Осознанное и вынужденное одиночество. Причины и факторы осознанного одиночества.
Сознательно бездетный брак. Мотивация и планирование деторождения. Факторы регулирования рождаемости. Психологическая готовность к воспитанию детей. Искажение потребности иметь детей. Проблема абортов и добровольной стерилизации. Психологические особенности женщин, не желающих иметь детей.
Незарегистрированное сожительство и гражданский брак. Экстерриториальный союз. Психологические особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Причины предпочтения гражданского брака. Половозрастные особенности отношения к гражданскому браку. Специфика гражданских браков в России. Особенности и функции «пробных браков».
Открытый брак, его основные характеристики и принципы. Дискуссии о полигамности/моногамности человека. Новое отношение к измене. Проблемы в открытом браке. Причины предпочтения личностью открытого брака. Половозрастные особенности отношения к открытому браку.
Внебрачная интимная дружба. Причины и факторы появления внебрачных интимных связей. Семья-конкубинат (М. Босанац), ее особенности, причины и последствия. Проблема внебрачных детей.
Свингерство (обмен брачными партнерами). «Шведская» семья. Личностные особенности людей, склонных к свингерским отношениям. Половые и возрастные различия в свингерстве. Причины, проблемы и последствия свингерских отношений.
Гомосексуальные пары. Основные подходы к пониманию причин гомосексуальности. Особенности личности и жизненного пути гомосексуалистов. Социализация лиц с гомосексуальной ориентацией. Основные проблемы гомосексуальных пар. Культурные различия в отношении к гомосексуальным парам. Проблема воспитания усыновленных детей в гомосексуальных семьях.
Групповой брак. Классификации коллективных семей. Студенческие жилые сообщества. Группы совместного проживания пожилых людей. Религиозные и лечебные группы. Проблема воспитания детей в коллективной семье.
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений на современной этапе.
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Многоаспектность эмоциональных отношений. Роль эмоциональных отношений в процессах формирования брачной пары, динамики развития супружества, в развитии детско-родительских отношений.
Понятие аттракции в социальной психологии. Факторы, способствующие возникновению аттракции. Соотношение явлений аттракции, симпатии, дружбы, любви.
Психологический анализ любви. Дискуссии об этической правомерности научного изучения любви. Основные подходы к пониманию любви. Культурно-историческая природа любви.
Соотношение любви и влюбленности. Феномен идеализации партнера, его виды, причины и последствия. Архетипическая природа любви. Любовь как «искусство» (Э. Фромм). Типологии любви. Воздействие любви на личность.
Проблема генезиса и развития любви. Теории возникновения любви. Модели функционального развития любви. Феномен «первой любви».
Искажения и нарушения чувства любви. Патологические формы любви. Невротическая любовь, ее характеристики, виды и формы проявления. Теории невротической любви. Любовь и любовная зависимость. Причины искажений любви.
Динамика эмоциональных отношений. Проблема стабилизации отношений в «постромантический» период. Причины, последствия и этапы распада эмоциональных отношений. Условия сохранения эмоциональных отношений.
Тема 10. ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ
Понятия «добрачный» и «предбрачный» периоды развития отношений. Особенности и функции добрачного периода. Добрачные факторы удовлетворенности отношениями. Психология ухаживания. Феномен идеализации партнера, его формы, проявления и последствия. Психологические факторы оптимизации добрачного периода.
Принятие решения о заключении брака. Психологическая готовность к браку. Понятие психологической совместимости. Уровни совместимости. Теории супружеской совместимости. Семейная история как фактор супружеской совместимости.
Модели выбора спутника жизни (модель фильтров, модель максимизации выгоды, модель дополнительности и др.). Соотношение брачных интересов и брачного возраста. Межполовые различия в стратегиях поиска брачного партнера.
Брачные установки. Мотивы заключения брака, их классификации. Проблема неосознаваемой мотивации на брак. Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях. Проблема «брака по любви» и «брака по расчету».
Трансформация и развитие брачной мотивации. Потребности мужчин и женщин в бачно-семейных отношениях. Мотивы сохранения брака.
Тема 11. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
Семья как целостная самоорганизующаяся система. Законы функционирования семьи (закон гомеостаза и закон развития). Динамика семейных отношений, ее основные процессы (ассимиляция, аккомодация, адаптация).
Понятие «жизненный цикл семьи». Факторы семейных изменений. Основные подходы к периодизации семейной жизни. Этапы развития семьи.
Нормативные кризисные периоды в жизни семьи, их содержание и способы преодоления. Периодизации семейных кризисов. Нормативные стрессоры (П. Босс).
Ненормативные кризисы семьи. Сверхсильные и хронические стрессоры. Факторы противостояния семьи кризисам. Роль индивидуации семьи в процессе адаптации к трудностям.
Понятие «семейная карьера» (Х. Фелдман). Внесемейные и внутрисемейные карьеры.
Современные подходы к пониманию жизненного цикла семьи.
Тема 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Особенности молодой семьи. Основные задачи семьи на первом этапе своего развития. Феномен «медового месяца». Брачно-семейная адаптация супругов, ее характер, структура, типы и содержание. Влияние характерологических особенностей супругов на протекание брачно-семейной адаптации. Факторы стабильности молодой семьи.
Психологические трудности, возникающие в молодой семье. Феномен идеализации семейной жизни, его проявления и последствия. Специфика взаимоотношений молодой семьи и прародительских семей. Проблема психологической зависимости молодых супругов от родителей. Специфика супружеских ссор на этапе молодой семьи. Кризис молодой семьи. Проблема «быстрых» разводов.
Рождение первого ребенка и его влияние на семью. Изменение функционально-ролевой структуры семьи, переориентация социальных, в частности, профессиональных потребностей супругов, изменение их удовлетворенности брачными отношениями с появлением первого ребенка.
Молодая семья на современном этапе развития общества.
Тема 13. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ И КАЧЕСТВО БРАКА
Типы супружеских отношений и их детерминанты. Удовлетворенность и устойчивость брака. Успешность брачно-семейных отношений. Соотношение удовлетворенности и эффективности брака. Виды и факторы удовлетворенности браком. Соотношение мотивов вступления в брак и степени удовлетворенности браком. Влияние личностных черт и ценностных ориентаций на удовлетворенность браком.
Стабильность института семьи и ее детерминанты. Сплоченность семьи. Эмоциональная близость членов семьи и сформированность семейного самосознания как факторы сплоченности семьи.
Понятие качества брака. Проблема стабильности семьи и качества брака. Факторы, влияющие на качество брака. Влияние добрачного поведения на стабильность и качество брака. Неудовлетворенные потребности личности и их влияние на устойчивость брака.
Динамика удовлетворенности в браке. Зависимость удовлетворенности отношениями от стажа брака. Влияние на удовлетворенность супругами браком появления детей и их последующего ухода из семьи. Гендерные особенности удовлетворенности браком.
Тема 14. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ
Биология пола человека: половой диморфизм. Проблема отношения полов. Психологические различия между полами. Проблема «женской» и «мужской» психологии, социальные стереотипы фемининности и маскулинности.
Психосексуальное развитие ребенка. Половая роль и половая идентичность. Сексуальный сценарий.
Брачное, сексуальное и прокреативное поведение человека в семье. Сексуальные отношения и удовлетворенность браком. Специфика мужской и женской сексуальности. Особенности сексуальных отношений в современном российском обществе. Либерализация сексуальных норм. Снижение возраста начала сексуальной активности. Снижение уровня «двойной морали».
Психосексуальные дисгармонии в супружеских отношениях: характер и причины. Влияние психосексуальных проблем на внутрисемейные отношения.
Тема 15. МАТЕРИНСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Роль матери в психическом развитии ребенка. Природа материнской любви и материнской позиции. Проблема материнского инстинкта. Врожденные и приобретенные аспекты материнского поведения. Факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства. Влияние детского опыта женщины на переживание ею материнского чувства.
Стадии материнства. Отношение матери к ребенку в период беременности. Психологические особенности пренатального периода. Основные задачи докоммуникативного и коммуникативного этапов пренатального периода. Важность пренатального общения матери с ребенком. Факторы психического риска для будущего ребенка.
Динамика отношения матери к ребенку после его рождения.
Девиантное материнство: причины и проявления. Психологические особенности протекания нежелательной беременности. Феномен «отказничества». Психологические особенности женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. Социальное сиротство. Проблема «суррогатного материнства».
Особенности материнства в современных условиях.