Правовую защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы.




1. Эта норма является очень важной, так как она предусматривает обязанность государства по созданию условий для свободного выбора деятельности, бесплатного обучения безработных новым профессиям, по обеспечению правовой защиты от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения и т.п. В случае нарушения этих гарантий у потерпевшего гражданина есть возможность обратиться в суд за защитой своих прав со ссылкой на комментируемую статью.

2. Под трудоспособными гражданами в комментируемой статье следует понимать лиц в возрасте с 16 лет и до достижения ими пенсионного возраста, которые по состоянию здоровья могут заниматься общественно полезным трудом. Хотя лица в возрасте от 15 до 16 лет не подпадают под это определение, считаем, что на них должен распространяться п. 6 этой статьи.

3. В соответствии со статьями 1 и 4 Закона Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года гарантии занятости включают:

1) добровольность труда, выбора или изменения профессии (вида деятельности);

2) защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы;

3) компенсации материальных затрат в связи с переходом на работу в другую местность;

4) выплаты выходного пособия работникам, которые потеряли работу на предприятиях;

5) предоставление работы по профессии, специальности на период не меньше трех лет молодым специалистам, выпускникам государственных учебных заведений, ранее заказанным предприятиями;

6) дополнительные гарантии на трудоустройство трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте (установленные статьей 5 Закона Украины «О занятости населения»).

4. Из смысла этой статьи также можно сделать вывод, что перечисленные в ней гарантии распространяются только на граждан Украины (такой вывод можно сделать и из анализа ст. 43 Конституции Украины). Так, в ч. 1 ст. 43 Конституции Украины говорится, что «каждый имеет право на труд...», а в ч. 2 этой же статьи — «государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд...». Это создает впечатление, что принцип равных возможностей в выборе профессии или рода деятельности, защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения и т.п. не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства. Однако такое сужение обеспечения права на труд не соответствует требованиям статей 6 и 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного Украиной. Так, в ч. 1 ст. 6 этого пакта указывается, что участвующие в нем государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

5. Свободный выбор деятельности значит, что только самому лицу принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому и продуктивному труду. Причем человек может избрать тот или иной вид деятельности, род занятий. Он может, например, работать по найму по трудовому договору (контракту) или же самостоятельно обеспечивать работой как предприниматель, фермер, член кооператива. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду обозначает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость лица не должна рассматриваться как основание Для привлечения его к какой-либо ответственности.

6. Более подробно о бесплатном содействии государственными службами занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве, а также о бесплатном обучении безработных новым профессиям, переподготовке в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости смотрите ст.ст. 492-494 КЗоТ.

7. Предприятия, учреждения, организации, предварительно подавшие заявки с просьбой трудоустройства к ним выпускников государственных высших учебных заведений, профессиональных учебно-воспитательных учреждений, обязаны обеспечить такого выпускника работой в соответствии с полученной им специальностью. Для таких работников устанавливаются определенные льготы (например, в отношении них не применяется испытание). Трудоустройство таких лиц регулируется Указом Президента Украины «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений» от 23 января 1996 года. В развитие Указа Кабинетом Министров Украины утверждены Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу (постановление от 22 августа

1996 года № 992); Положение о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, которые обучались на условиях государственного контракта по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления (постановление от 1 сентября 1997 года № 949).

8. Порядок обжалования незаконного увольнения и восстановления на работе детально урегулирован законодательством.

Статья 6. Исключена

(Закон Украины от 20.03.1991 г.).

Статья 7. Особенности регулирования труда некоторых категорий работников

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья, временных и сезонных работников, а также работников, работающих у физических лиц по договорам, дополнительные (кроме предусмотренных в статьях 37 и 41 настоящего Кодекса) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение установленных правил приема на работу и предприятия, учреждения, организации) устанавливаются законодательством.

1. Трудовые отношения в стране охватывают миллионы людей, отличающихся по своим индивидуальным особенностям (мужчины, женщины, несовершеннолетние, инвалиды, пожилые люди, работники разных профессий и разных отраслей народного хозяйства и др.)- Существенно различаются и условия труда (работа в обычных условиях отличается от работы под землей, в тяжелых и вредных условиях, в высокогорной местности и др.).

Все эти отличия и особенности должны быть учтены в правовом регулировании труда, что и достигается путем его дифференциации, т.е. установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников.

Такая дифференциация устанавливается по многим критериям, в частности: условия и характер труда, природно-климатические условия, пол, возраст, состояние здоровья работника, его профессия. Типичные примеры дифференциации — льготы для женщин, несовершеннолетних, лиц, занятых на подземных работах, и др.

Дифференциация дает возможность обеспечить правовой охраной труд женщин, подростков, лиц с ограниченной трудоспособностью, закрепить в законодательстве право каждого работника на охрану труда и возложить на собственника или уполномоченный им орган обязанность создавать безопасные с точки зрения охраны здоровья условия работы.

2. Приведенные выше критерии дифференциации правового регулирования трудовых отношений не являются исчерпывающими, но в то же время более широки, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 7 КЗоТ.

С учетом этого следует сделать вывод о том, что, хотя в ч. 1 ст. 7 КЗоТ и не предусмотрена возможность установления других критериев дифференциации правового регулирования трудовых отношений, не предусмотренных этой статьей, все же такие критерии и соответствующие им особенности могут устанавливаться, а также вноситься в комментируемую статью.

3. Часть 1 ст. 7 является отсылочной. Она предусматривает только критерии дифференциации правового регулирования трудовых отношений, но не регламентирует их непосредственно, а отсылает к другим нормативно-правовым актам. Например, под признаки районов с условиями повышенного риска для здоровья подпадает территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В свою очередь, Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (стст. 39-47) установлены существенные особенности регулирования труда граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения.

4. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи допускается возможность установления законодательством дополнительных оснований (кроме предусмотренных в стст. 37 и 41 КЗоТ) прекращения трудового договора некоторых работников при определенных условиях.

Так, дополнительные основания для прекращения трудового договора установлены ст. 15 Закона «О статусе судей» (например, достижение судьей 65 лет, нарушение судьей присяги и др.), ст. 30 Закона «О государственной службе» (например, в случае не предоставления или предоставления неправдивых сведений о доходах и обязательствах финансового характера) и др.

 

Статья 8. Регулирование трудовых отношений граждан, работающих за

Пределами своих государств. Трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством государства, в котором осуществлено трудоустройство (наем) работника, и международными договорами Украины.

1. В соответствии с комментируемой статьей трудовые отношения граждан Украины, работающих на иностранных предприятиях, в учреждениях, организациях, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством страны, в которой осуществлено трудоустройство.

2. Под «законодательством страны, в которой произошло трудоустройство» следует понимать законодательство государства, на территории которого работник заключил трудовой договор (контракт) и где, как правило, осуществляет трудовую деятельность.

3. В соответствии с Международным пактом о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. и ст. 26 Конституции Украины граждане, работающие за пределами своих государств, обладают теми же трудовыми правами, что и граждане государства, в котором они работают. Но законодательством страны могут устанавливаться определенные ограничения (например, ст. 8 Закона «О правовом статусе иностранцев» устанавливает, что иностранцы не могут назначаться на определенные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности связано с принадлежностью к гражданству Украины).

Кроме законодательства страны трудоустройства, трудовые отношения лиц, указанных в комментируемой статье, могут регулироваться международными договорами. Так, Украина заключила соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан с Россией, Молдовой, Арменией, Белоруссией; а с Польшей, Чехией, Вьетнамом и Словакией — соглашения о взаимном трудоустройстве граждан.

Большое значение для Украины имеет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и его государствами-участниками, подписанное 14 августа 1994 г. и ратифицированное Законом от 10 ноября 1994 г. В соответствии со ст. 24 этого Соглашения Сообщество и его государства-члены в пределах, определенных законами, условиями и процедурами, которые применяются в каждом государстве-члене, стремятся обеспечить, чтобы статус украинских граждан, на законных основаниях работающих на территории государства-члена, не позволял бы никакой дискриминации на основании гражданства в условиях труда, вознаграждения за труд или увольнения с работы сравнительно с их собственными гражданами. В свою очередь, Украина приняла на себя такие же обязательства в отношении граждан государств-участников Сообщества.

Статья 81. Соотношение международных договоров о труде и законодательства Украины. Если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

1. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Из анализа ст. 8 КЗоТ и ст. 9 Конституции Украины вытекает, что международные договоры и соглашения, в которых принимает участие и Украина, являются частью национального трудового законодательства Украины, и потому они принадлежат к источникам правового регулирования трудовых отношений в Украине.

Также в Конституции Украины и в Кодексе законов о труде закреплен принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального законодательства, т.е. в случае противоречия между ними должны применяться положения международных договоров и соглашений.

2. Законом «О международных договорах Украины» более конкретно определяется порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров Украины.

3. Следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Закона «О правопреемстве Украины» к источникам правового регулирования трудовых отношений в Украине также принадлежат и международные договоры, заключенные СССР, которые не противоречат Конституции Украины.

4. Большое значение, как для Украины, так и для других государств, имеют многосторонние договоры, в частности Конвенции Международной организации труда (МОТ).

МОТ принимает международно-правовые нормативные акты в сфере труда по таким направлениям, как право на труд, запрет принудительного труда, условия труда, правовое регулирование охраны труда, право на коллективные переговоры, занятость и трудоустройство, право на забастовку, социальное сотрудничество работников и работодателей, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

Кроме того, в Украине действуют и некоторые другие многосторонние (например, в рамках СНГ), а также двухсторонние соглашения по различным вопросам правового регулирования трудовых отношений.

 

Статья 9. Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: