Личная самоорганизация реализуется:
ü в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.;
ü в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха;
ü в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события.
Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений. Как явление социальная самоорганизация представляет конкретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др. Например, организация кассы взаимопомощи, в которую люди добровольно вносят небольшие суммы денег для материальной поддержки своих же коллег в экстремальных случаях.
Социальная самоорганизация – неизбежный процесс как в формальных, так и в неформальных организациях. Она характерна и для одного человека (организация самого себя). Социальная самоорганизация прежде всего должна быть оценена ее инициатором – человеком или коллективом. Эффективность самоорганизации имеет различные виды проявления: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, политическая, этическая, экологическая, правовая и т.п. Количественно можно оценить только экономическую, а остальные, не менее важные, – качественно по степени удовлетворения затрагиваемых потребностей и интересов инициатора этой самоорганизации. Известна общая формула оценки эффективности:
Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д.
Организационная эффективность связана с реализацией потребностей человека в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности и порядке.
|
Социальная эффективность реализует потребности человека в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении и отдыхе.
Технологическая эффективность связана с достижением лучших результатов в технике безопасности, производительности труда.
Психологическая эффективность реализует потребности человека в любви, семье, общении и свободном времени.
Правовая эффективность реализует потребности человека в безопасности, порядке и стабильности.
Экологическая эффективность реализует потребности человека в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические.
Этическая эффективность реализует потребности и интересы человека в стабильности, соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.
Политическая эффективность реализует потребности человека в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Эффективность социальной самоорганизации зависит от набора личностных качеств человека. К качествам, стимулирующим эффективность, относятся: инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность. К качествам, тормозящим эффективность проявления социальной самоорганизации, относятся: застенчивость, забывчивость, пассивность, отсутствие позитивной жизненной цели, низкий уровень образования и воспитания.
Самоорганизация (далее везде подразумевается коллективная) и самоуправление имеют схемы отношений, аналогичные организационным отношениям в формальном управлении. Это типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых основным элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ).
|
ВОПРОС 5: Эволюция систем управления
ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ | 1900-1910 | 1910-1920 | 1920-1930 | 1930-1940 | 1940-1950 | 1950-1960 | 1970-1980 | 1980-1990 | 1990 - наше время | |||||
1. Трансформация целей управления | Рост производительности труда и рентабельности производства | Повышение эффективности работы предприятия через удовлетворение интересов работников | Эффективность управления | Непрерывность взаимодействия с внешней средой | ||||||||||
2. Развитие функций управления | Системы управления трудом (нормы и стандарты трудовых процессов) | Совершенствование управления производством | Управление финансами и инвестициями | Возрастание роли маркетинга. Управление персоналом. Теории стратегии, лидерства и инноваций | ||||||||||
3. Развитие организационных структур | Функциональная структура | Линейно-функциональные структуры | Развитие различных типов дивизиональных структур | Проектные и матричные структуры | Появление сетевых структур и виртуальных организаций | |||||||||
4. Развитие технологии управления | Функциональные технологии. Управление по отклонениям | Возникновение целевого менеджмента и долгосрочного планирования | Проблемно-ориентированные технологии. Стратегическое планирование | Стратегический менеджмент. Инновационный подход к изменениям на предприятии | ||||||||||
5. Развитие методов управления | Метода анализа рабочего времени и рабочих движений, нормирование труда | Социально-психологический инструментарий | Мет оды моделирования процессов управления и разработки управленческих решений | Методы стратегического управления. Участие персонала в управлении. Методы командной работы. Развитие организационной культуры | ||||||||||
6. Развитие техники управления и информационного обеспечения | Традиционные информационные системы | Появление первых ЭВМ | Развитие автоматизации управленческих функций | Развитие интегрированных автоматизированных информационных систем управления | ||||||||||
7. Смена концепций управления персоналом | Использование трудовых ресурсов | Поведенческие науки | Управление человеком | |||||||||||
Управление человеческими ресурсами | ||||||||||||||
|