IV. Объяснение нового материала (5 мин.).




Задачи

- дать знания об особенностях написания букв ы-и после ц;

- развивать навык работы с текстом;

- формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.
Использованные источники

1. Журавлева А.И. Урок на тему «Правописание ы-и после ц» // РЯШ. – 2002. - №1. – С.38-40.

2. Климанова Л.А. «Ж», «Ш», «Щ» и другие согласные… // РЯШ. - 1987. - №4. – С.41-44.

3. Львов В.В. Ориентировочное планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта на 2003\ 2004 учебный год. // РЯШ. – 2004. - №1. – с122-125.

4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

5. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сот. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1998.

6. Прохоренко К.И. Не ограничиваться «гроздочкой примеров» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №5. – С.23-27.
Ход урока:

I. Организационный момент (0,5 мин.).

1. Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы с вами повторим правописание приставок и узнаем, как правильно писать буквы и – ы после ц.

II. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)

А) Фронтальный опрос (1,5 мин.)

- Изучению какой темы мы посвятили прошлые уроки? (Правописание приставок).

- Каких именно приставок? (Приставки на з-, с -).

- Сформулируйте правило. (Перед буквами глухих звуков в этих приставках пишется с, а перед буквами звонких согласных – з. Например: разглядеть, расцвести).

Итак, мы повторили изученное правило. Проверим, насколько правильно выполнено домашнее упражнение.

Б) Самопроверка проверка письменного домашнего упражнения через проектор (2 мин.).

Проверяем упражнение № 346. Один ученик работает у доски по карточке. Что нужно было сделать дома? (Распределить данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем выпишите оставшиеся слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково). Сверьте с образцом. Исправьте ошибки карандашом.

Безграничный сбивать

израсходовать сгибать

бестолковый сделать

возделывать сгореть

расцеловать сбрить

низвергаться сдержать

взбудоражить

разгневать

Встаньте, у кого нет замечаний. Молодцы. У кого одно-два замечания? Таких мало, это радует.

В) Работа по карточке (1,5 мин).

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С.дел на ж..рдочк.., р..сток крыж..вника, ш..рты, ш..пот, ра..ч..тливый, 6еч..вка, нахо­дился в состоянии ш..ка.

Пример выполнения:

сидя жердь на земле

Сидел на жердочке…

У кого есть замечания к выполнявшему? Сформулируйте правило. (В корняхслов после шипящих под ударением пишется под пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласным. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренноес безударным гласным. Буква о пишется также в безударном положении в неко­торых словах иностранного происхождения.) Забыли иноязычное слово шорты. Нужно запомнить.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. (1, 5 мин.)

— Отгадайте звук по «паспорту»: [?] — согласный глухой непарный, твердый не­парный, ([ц].) Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

станция улицы

цирк Синицын

цыпленок

— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы].)

— А посмотрите, как написано (откры­вается материал для наблюдения).

Цы и ци. Почему? Наша задача — разобрать­ся, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

IV. Объяснение нового материала (5 мин.).

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда — и, отправимся на веселый урок «Радионяни».

Задание учащимся: прослушать и запол­нить табличку:

цы ци

1) 1)

2)

«Радионяня»

— Тррррр! Начинаем веселый урок. Мои дорогие помощники, берегитесь! К сегодняшне­му уроку я приготовил особое задание!

—Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать:
ци или цы. Готовы?

—Готовы.

—Диктую.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци, где цы.

—Вот так. Цыпленок не знал. А вы знаете?

—По правилам грамматики в именах сущест­вительных после ц пишется и...

— Кроме трех случаев, когда пишется ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

—И огурцы!

—Верно, везде ы, потому что это окончание слов. Второй случай, когда пишется ы — в суффиксе -ын. Например: сестрицын, курицын.

— Значит, и цыпленок через ы?

— Почему?

— Потому что цыпленок — курицын сын.

Цыпленок действительно пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из тех четырех слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыпленок, цыпочки, цыц. Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили?

— Запомнили!

— А чтоб не забыли, я спою вам маленькую песенку, в которую входят все эти четыре слова.

Цыган цыпленка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыпленок услыхал —

Станцевал на цыпочках.

—А где еще одно слово?

—Да, где цыц?

—Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьется,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвется.

Ну что, цыплята, вам все понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

— Веселый урок закончен. Теперь составим табличку:

-цы -ци

1) –ы 1) –и

2) –ын

3) 4 слова искл.

Работа с учебником

Чтобы веселый урок остался вашей памяти и был понятен, прочитаем материал по учебнику.

После ц буква и пишется в корнях слов (циркуль, цинга, цифра) и в словах на -ция (демонстрация, авиация, револю­ция).

Буква ы после ц пишется в окончании (улицы}, синицы, птицы) и в корнях слов-исключений цыган, цыплёнок, на цыпочки, цыц, цыкнуть.

Поднимите руку, кому правило не понятно? Таких нет, будем закреплять.

IV. Закрепление (22, 5 мин.)

1. Предупредительное осложненное спи­сывание (3 мин.)

Проверим, насколько вам понятен изучаемый материал, заодно пополним ваш лексический запас.

Вставить пропущенные буквы в слова, запи­санные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипли­кационный фильм, взять под уздц...

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом встав­ляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы, объясняет лексическое значение некоторых слов:

Рация — переносная радиостанция.

Цигейка — стриженый и крашеный мех овцы.

Циклон — вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, силь­ной облачностью.

Вы убедились, что правило не так-то просто применить. Очень важно видеть, в какой морфеме она находится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: