Задачи
- дать знания об особенностях написания букв ы-и после ц;
- развивать навык работы с текстом;
- формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.
Использованные источники
1. Журавлева А.И. Урок на тему «Правописание ы-и после ц» // РЯШ. – 2002. - №1. – С.38-40.
2. Климанова Л.А. «Ж», «Ш», «Щ» и другие согласные… // РЯШ. - 1987. - №4. – С.41-44.
3. Львов В.В. Ориентировочное планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта на 2003\ 2004 учебный год. // РЯШ. – 2004. - №1. – с122-125.
4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.
5. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сот. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1998.
6. Прохоренко К.И. Не ограничиваться «гроздочкой примеров» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №5. – С.23-27.
Ход урока:
I. Организационный момент (0,5 мин.).
1. Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы с вами повторим правописание приставок и узнаем, как правильно писать буквы и – ы после ц.
II. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)
А) Фронтальный опрос (1,5 мин.)
- Изучению какой темы мы посвятили прошлые уроки? (Правописание приставок).
- Каких именно приставок? (Приставки на з-, с -).
- Сформулируйте правило. (Перед буквами глухих звуков в этих приставках пишется с, а перед буквами звонких согласных – з. Например: разглядеть, расцвести).
Итак, мы повторили изученное правило. Проверим, насколько правильно выполнено домашнее упражнение.
Б) Самопроверка проверка письменного домашнего упражнения через проектор (2 мин.).
|
Проверяем упражнение № 346. Один ученик работает у доски по карточке. Что нужно было сделать дома? (Распределить данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем выпишите оставшиеся слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково). Сверьте с образцом. Исправьте ошибки карандашом.
Безграничный сбивать
израсходовать сгибать
бестолковый сделать
возделывать сгореть
расцеловать сбрить
низвергаться сдержать
взбудоражить
разгневать
Встаньте, у кого нет замечаний. Молодцы. У кого одно-два замечания? Таких мало, это радует.
В) Работа по карточке (1,5 мин).
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
С.дел на ж..рдочк.., р..сток крыж..вника, ш..рты, ш..пот, ра..ч..тливый, 6еч..вка, находился в состоянии ш..ка.
Пример выполнения:
сидя жердь на земле
Сидел на жердочке…
У кого есть замечания к выполнявшему? Сформулируйте правило. (В корняхслов после шипящих под ударением пишется под пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласным. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренноес безударным гласным. Буква о пишется также в безударном положении в некоторых словах иностранного происхождения.) Забыли иноязычное слово шорты. Нужно запомнить.
III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. (1, 5 мин.)
— Отгадайте звук по «паспорту»: [?] — согласный глухой непарный, твердый непарный, ([ц].) Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):
|
станция улицы
цирк Синицын
цыпленок
— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы].)
— А посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения).
— Цы и ци. Почему? Наша задача — разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
IV. Объяснение нового материала (5 мин.).
Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда — и, отправимся на веселый урок «Радионяни».
Задание учащимся: прослушать и заполнить табличку:
цы ци
1) 1)
2)
«Радионяня»
— Тррррр! Начинаем веселый урок. Мои дорогие помощники, берегитесь! К сегодняшнему уроку я приготовил особое задание!
—Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать:
ци или цы. Готовы?
—Готовы.
—Диктую.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци, где цы.
—Вот так. Цыпленок не знал. А вы знаете?
—По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и...
— Кроме трех случаев, когда пишется ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.
—И огурцы!
—Верно, везде ы, потому что это окончание слов. Второй случай, когда пишется ы — в суффиксе -ын. Например: сестрицын, курицын.
— Значит, и цыпленок через ы?
— Почему?
— Потому что цыпленок — курицын сын.
— Цыпленок действительно пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из тех четырех слов, которые надо запомнить:
|
Цыган, цыпленок, цыпочки, цыц. Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили?
— Запомнили!
— А чтоб не забыли, я спою вам маленькую песенку, в которую входят все эти четыре слова.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
—А где еще одно слово?
—Да, где цыц?
—Сейчас будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
Ну что, цыплята, вам все понятно?
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
— Веселый урок закончен. Теперь составим табличку:
-цы -ци
1) –ы 1) –и
2) –ын
3) 4 слова искл.
Работа с учебником
Чтобы веселый урок остался вашей памяти и был понятен, прочитаем материал по учебнику.
После ц буква и пишется в корнях слов (циркуль, цинга, цифра) и в словах на -ция (демонстрация, авиация, революция).
Буква ы после ц пишется в окончании (улицы}, синицы, птицы) и в корнях слов-исключений цыган, цыплёнок, на цыпочки, цыц, цыкнуть.
Поднимите руку, кому правило не понятно? Таких нет, будем закреплять.
IV. Закрепление (22, 5 мин.)
1. Предупредительное осложненное списывание (3 мин.)
Проверим, насколько вам понятен изучаемый материал, заодно пополним ваш лексический запас.
Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликационный фильм, взять под уздц...
Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.
Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы, объясняет лексическое значение некоторых слов:
Рация — переносная радиостанция.
Цигейка — стриженый и крашеный мех овцы.
Циклон — вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.
Вы убедились, что правило не так-то просто применить. Очень важно видеть, в какой морфеме она находится.