Осложненное списывание (2, 5 мин.).




Теперь убедимся, что знание морфем необходимо для правильного применения данного правила.

Работаем с упр. 351 у доски.

1. Выпишите слова с цы, графически покажите, в какой части слова после ц пишется буква ы.

Образец записи: огурцы.

Демонстрация, акация, дверцы, продавщицы, дезинфек­ция, цирк, буфетчицы, репетиция, отличницы, станция.

2. От слов, которые пишутся с ци, образуйте имена прилагательные. Образец записи: лекциялекционный.

На доске: Дверцы, продавщицы, буфетчицы, отличницы.

Демонстрация – демонстрационный, акация - акациевый, дезинфек­ция – дезинфекционный, цирк – цирковой, репетиция – репетиционный, станция – станционный.

Вас затруднило образование прилагательного от существительного акация. Не делайте ошибок, запомните это прилагательное. В будущем вам пригодятся также прилагательные с суффиксом – онн.

Работа по развитию речи (3 мин.).

Работать сейчас будем над развитием речи и продолжим выработку навыков написания букв ы-и после ц.

Прочтите задание к упр.351. Составьте предложения или словосочетания со словами рево­люция, демонстрац..я, лекц..я, ц..ган, ц..ркулъ, ц..фры. Записываем на доске:

Я много читаю о революции. В клубе состоялась демонстрация мод. В классе врач прочитал лекцию. На вокзале встретили цыган. Урок черчения невозможен без циркуля. На доске записаны красивые римские цифры.

Значение каких слов вам незнакомо? Выясним значение по словарю и запишем:

Революция – коренной переворот в какой-либо области.

Демонстрация – 1. Массовое шествие. 2. Публичный показ чего-либо.

Ошибок делаете уже меньше, алгоритм рассуждения вам ясен.

Предупредительный словарно-смысловой диктант (3 мин.).

Попробуем узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика. Продолжим отработку навыков правильного написания слов с ц. (На доске не по порядку записаны слова с пропущенными орфограммами; учащиеся перед записью показывают сигнальную карточку ы — и.)

1) Точная выдержка из произведения. (Ци­тата.)

2) Коренной переворот в жизни общества. (Революция.)

3) Встать на кончики пальцев. (На цыпочки.)

4) Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы.)

5) Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер.)

6) Выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом (цик­лей). (Циклевать.)

7) Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция.)

Итак, подбор слов вы осуществили верно, пополнили свой лексический запас.

Игровой момент (1, 5 мин.).

Активизируем память на одном конкретном пункте правила.

Играем и выполняем упр.352. Кто больше? Подберите слова на -ция и запишите их, прогова­ривая по слогам. У доски работает ученик.

Демонстрация, авиация, револю­ция, рация, акация, дезинфек­ция, репетиция, станция, революция, лекция, …

Итак, слова вы называете уже нам встречавшиеся, а ошибки продолжаете делать те же. А ведь в задании дана подсказка: все слова на – ция. Кто же больше всех назвал таких слов? Молодец.

Самостоятельная работа (4 мин.).

Сейчас будем работать над умением различать орфограммы, правильно их применять.

Выполняем упр. 353. Заполните таблицу примерами.

Гласные после шипящих и ц.

Вспомним правила. Как пишутся сочетания жи-ши? (Через букву и).

Сформулируйте правило написания о-ё после шипящих в корнях слов. (В корняхслов после шипящих под ударением пишется под пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударными гласным (шовшовчик, крыжовниккрыждвничек). Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренноес безударным гласным: чёрныйчернеть. Буква о пишется также в безударном положении в неко­торых словах иностранного происхождения: шоссе, шофёр, шоколад, жокей, жонглёр).

Последнее правило мы изучаем в течение урока. На обратной стороне доски работает один ученик. Все остальные выполняю самостоятельно. Запишите по 4-5 примеров.

жиши, чаща, чу—щу оё после шипящих в корнях слов иы после ц
     
     

 

Итак, работу закончили. Проверяем работавшего у доски. Есть замечания? Замечаний нет. Молодцы. Кто дополнит еще примерами первый столбик? Второй? Третий? У кого не хватает примеров – запишите.

Синтаксический разбор (2, 5 мин.).

Вспомним образец синтаксического разбора простого предложения.

В экспедицииученыесобралибогатуюкол­лекциюцикад. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр.).

Орфограммы объяснены, ошибки не сделаны. Какое слов не понятно? Цикада — хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

Устная работа (1, 5 мин.).

Научимся различать похожие слова с разным значением и применять к ним относящиеся правила.

Выполняем упр. 354. Подумайте, слова ц..лина, ц..на тоже на правило «Буквы и— ы после ц» или на другое правило. Докажите.

- Кто докажет? (Целина от слова целый, а цена – проверочное цены. То есть эти слова на правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне). Впредь также не смешивайте правила, устанавливайте сначала их лексическое значение. Это очень важно.

V. Итоги урока (1, 5 мин.).

— С чем познакомились на уроке?

— Как будем узнавать новую орфограм­му? Каков опознавательный признак изу­ченной орфограммы?

Что нужно знать, чтобы правильно писать ы или и после ц?

Оценки получили….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: