Глава1. Дмитрий Дмитриевич Шостакович




Введение.

Актуальность проекта. На современном этапе общественного развития в мире обострилось отношение к России. Американцы и их приспешники стараются унизить и оскорбить Россию, искажая исторические достижения и заслуги ученых, писателей, композиторов, поэтому необходимо сохранять правду и о Ленинградских композиторов, прославивших родной город - это Дмитрий Дмитриевич Шостакович, музыкальный гений XX столетия, советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель.

Соловьев-Седой Василий Павлович по словам Дмитрия Покрасса: - это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят, про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной»…Александр Моисеевич Городницкий - советский и российский учёный - геофизик, композитор, один из основоположников жанра авторской песни России.

Объект исследования: знаменитые композиторы моего города- Ленинграда.

Предмет исследования: жизнь и творчество ленинградских композиторов Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Василия Павловича Соловьёва-Седого, Александра Моисеевича Городницкого.

Цель исследовательскогопроекта: изучить жизнь и творчество композиторов-ленинградцев, прославивших город и Россию своими выдающимися произведениями.

Задачи исследовательскогопроекта:

· сбор информации из различных источников,

· анализ полученной информации,

· обработка и систематизация полученной информации,

· составление проекта,

· прослушивание популярной классической и песенной музыки

Методы исследования: изучение библиографии, Интернет-источников; анализ; наблюдение, обобщение материала.

Гипотеза проекта если я познакомлюсь с творчеством ленинградских композиторов, определю их роль в развитии советской и российской музыки, то мое мировоззрение и багаж знаний значительно повысятся, и что это будет способствовать развитию моих компетенций. Я прослушаю различные музыкальные произведения: 7 Ленинградскую симфонию Д. Шостаковича, песню Соловьева-Седого «Вечер на рейде» (Прощай любимый город), песню А.М Городницкого«Атланты» (Атланты держат небо на каменных плечах) и другие произведения.

Глава1. Дмитрий Дмитриевич Шостакович

1.1. Биография. Композитор, пианист, педагог. Удостоен звания Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР.Мировая слава пришла к Дмитрию Шостаковичу в 20 лет, кода его Первую симфонию услышали не только на родине, но и в США и Европе. После этого прошло еще десять лет, и его музыка зазвучала со сцены ведущих театров мира. В сталинские времена его, то поднимали до небес, то чуть ли не превращали во врага народа, но это не помешало ему стать крупнейшим композитором 20-го века, музыка которого будет жить вечно

1.1 Биография. Родился Дмитрий Шостакович 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Дмитрий Болеславович, инженер-химик, страстно любил музыку. Мама Софья Шостакович окончила консерваторию по классу пианино, давала уроки игры на фортепиано для начинающих. На момент рождения Дмитрия в семье уже подрастала дочь Мария, которая стала известной пианисткой, после него родилась еще одна дочь – Зоя, ставшая ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями, часто устраивали дома импровизированные концерты.

1.2. Детство и юность. В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и попрошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.

Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу - у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием.

После учебы в частной школе, в 1919 году Дмитрий Шостакович, биография которого взяла профессиональный музыкальный старт, поступил в Петроградскую консерваторию, успешно окончив ее в 1923 году сразу по двум классам: композиции и игре на фортепиано. В это же время на его пути встретилась новая симпатия – прекрасная Татьяна Гливенко. Девушка была ровесницей композитора, симпатичной, прекрасно образованной, веселой и жизнерадостной, вдохновившей Шостаковича на создание Первой симфонии, которая по окончании учебного заведения была сдана в качестве дипломной работы. Выраженная в этом произведении глубина чувств была вызвана не только любовью, но и болезнью, ставшей следствием множества бессонных ночей композитора, его переживаний и депрессии, развивающейся на фоне всего этого.

В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежедневно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.

Существенную помощь и поддержку в то время музыканту оказал профессор Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, который смог выхлопотать ему дополнительный паек и персональную стипендию.В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а спустя пару лет – по классу композиции.

1.3. Творчество. Музыка Дмитрия Шостаковича разнообразна и многопланова по жанрам. Она превратилась в классику советской и мировой музыкальной культуры XX столетия. Значение композитора как симфониста огромно. Он создал 15 симфоний с глубокими философскими концепциями, сложнейшим миром человеческих переживаний, трагическими и острыми конфликтами.

Произведения пронизаны голосом художника-гуманиста, борющегося против зла и социальной несправедливости. Его неповторимый индивидуальный стиль подражаллучшим традициям русской и зарубежной музыки (Мусоргскому, Чайковскому, Бетховену, Баху, Малеру).

Первая симфония принесла ему известность. В дальнейшем он научился сочетать стили и звуки. Кстати, Дмитрий Шостакович имитировал звук артиллерийской канонады в своей 9-й симфонии, посвященной блокаде Ленинграда. Как Вы думаете, с помощью каких инструментов Дмитрий Шостакович имитировал данный звук? Сделал это он при помощи литавр.

Кроме того, Шостакович внес свой вклад в развитие музыкального театра. Правда, деятельность его ограничивалась редакционными статьями в газетах. Опера Шостаковича «Нос» была настоящим оригинальным музыкальным воплощением повести Гоголя. Она отличалась сложными средствами композиторской техники, ансамблевыми и массовыми сценами, многоплановой и контрапунктической сменой эпизодов. Важным ориентиром в творчестве Дмитрия Шостаковича была опера «Леди Макбет Мценского уезда». Она отличалась сатирической остротой в характере негативных персонажей, одухотворенной лирикой, суровым и возвышенным трагизмом.

Также влияние на творчество Шостаковича имел и Мусоргский. Об этом говорит правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углубленность, обобщение песенных и народных интонаций. Все это проявилось в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина», в вокальном цикле под названием «Из еврейской народной поэзии». Дмитрию Шостаковичу принадлежит важная заслуга в оркестровой редакции «Хованщины» и «Бориса Годунова», оркестровке вокального цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти».

Шостаковичем написано огромное количество произведений. Среди них – пятнадцать симфоний, концерты для фортепьяно, скрипки и виолончели с оркестром, квартеты, трио и другие камерные инструментальные сочинения, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии", опера "Катерина Измайлова" по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", балеты, оперетта "Москва, Черемушки".

Ему принадлежит музыка к фильмам "Златые горы", "Встречный", "Великий гражданин", "Человек с ружьем", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Овод", "Гамлет" и др. Широко известна песня на стихи Б. Корнилова из фильма "Встречный" - "Нас утро встречает прохладой".
Популярные произведения Дмитрия Шостаковича - «Игроки», «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», «Золотой век», «Светлый ручей», «Песнь о лесах», «Москва - Черёмушки», «Поэма о Родине», «Казнь Степана Разина», «Гимн Москве», «Праздничная увертюра», «Октябрь»

1.4. Личная жизнь. По воспоминаниям близких к композитору людей, Шостакович был робок и не уверен в общении с женщинами. Первой его любовью была 10-летняя девочка Наташа Кубе, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию.

В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницейТаней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку.

У молодых людей завязались романтические отношения. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий не думал делать Татьяне предложения. В конце концов Гливенко вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года после этого Шостакович предложил Тане бросить мужа и выйти за него замуж. Татьяна отказалась – она ждала ребенка и попросила Дмитрия навсегда забыть о ней.Прошло немного времени, и Дмитрий женился на Нине Вазар. Они прожили в браке два десятка лет, стали родителями двоих детей. В 1938-м родился их первенец – сын Максим, спустя несколько лет семья пополнилась дочерью Галиной. В 1954-м композитор овдовел. Второй раз Шостакович пошел в ЗАГС с Маргаритой Крайновой. Однако они очень быстро поняли поспешность этого решения, и подали на развод

В 1962-м композитор женился третий раз. Его избранницей стала Ирина Супинская, занимавшая должность редактора в издательстве «Советский композитор». Ее отец – репрессированный этнограф Антон Супинский. С Ириной композитор прожил всю оставшуюся жизнь.

1.5. Седьмая симфония. Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

История создания Ленинградской симфонииДмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса.

Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его. Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пасскалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку.

Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда. Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты.

Являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

1.6. Последние годы жизни. Последние годы своей жизни Шостакович серьезно болел. Доктора не могли поставить диагноз, но пытались как-то помочь. Лечение заключалось в приеме курса витаминов, чтобы замедлить прогрессировавший недуг, но это мало помогало. Потом все-таки композитору поставили диагноз - болезнь Шарко, или по-научному боковой амиотрофический склероз. Он лечился у американских и советских докторов, послушал совет Ростроповича и уехал в Курган, где принимал доктор Элизаров. В общей сложности он пробыл там 169 дней, лечение помогло ненадолго. Болезнь прогрессировала, несмотря на то, что он выполнял все предписания доктора, занимался специальной зарядкой и пил лекарства в соответствии с графиком. Единственной отдушиной для него в это время были походы на концерты, куда он отправлялся в сопровождении жены.

В 1975-м они поехали на концерт в Ленинград. В его программу включили романс Дмитрия Дмитриевича, и композитор очень хотел его услышать. Как назло, исполнитель от волнения не смог вспомнить начало, Шостакович разнервничался. Вернувшись домой, супруга вызвала музыканту неотложку, доктора, которой диагностировали у него инфаркт и срочно госпитализировали. В день смерти композитор собирался вместе с супругой смотреть футбольный матч по телевизору в больнице.

Он попросил ее принести почту. Ирина отсутствовала совсем недолго, но когда вернулась, он уже скончался. Сердце Шостаковича остановилось 9 августа 1975 года.Местом упокоения Дмитрия Шостаковича стало Новодевичье кладбище в Москве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: