КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ФГОС
Предложенная карта анализа урока по ФГОС предназначена для учителей, осуществляющих самоанализ педагогической деятельности, независимых экспертов, а также для ведения внутришкольного контроля оценки качества проведения занятий.
Дидактические критерии, перечисленные в представленной Вашему вниманию таблице, являются унифицированными и подходят для оценки эффективности уроков по предметам различного цикла.
В последней колонке представлены разъяснения по экспертизе, являющиеся примерными для исследования содержательного и организационно-методического наполнения урока.
Карта анализа урока содержит балльные критерии оценки, руководствуясь которыми возможно прийти к количественным показателям эффективности проведения занятия.
Критерии оценивания разработаны с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в ФГОС: личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных.
В таблице обозначены условия успешной реализации требований ФГОС:
1) грамотное организационно-методическое сопровождение;
2) рекомендуемые к использованию на занятиях технологии;
3) особенности работы по формированию универсальных учебных действий;
4) организация текущего, промежуточного и итогового видов контроля;
5) возможные формы межличностного коммуникативного взаимодействия в системе ученик-учитель-класс и познавательной активности обучающихся;
6) применение материально-технического сопровождения.
Карта анализа урока по ФГОС
Класс: _________ Дата____________
Ф.И.О. посетившего урок_________________Ф.И.О учителя___________________
Тема:__________________________________________________________________
№ | Критерии | Возможные баллы | баллы | Разъяснения по экспертизе |
Организационно-методическое сопровождение | ||||
1. | Целеполагание | 0-2 | Осознанное соотношение мотивации детей к познавательной активности на уроке и дидактических целей педагога | |
2. | Соответствие содержания проекту технологической карты | 0-1 0-1 0-1 | -Раскрытие темы урока, -соответствие цели как конечному результату поставленных учебных задач, - логическое соответствие этапов урока, прописанных в технологической карте, содержательному наполнению | |
3. | Уровень заинтересованности детей на протяжении урока (мотивация) | 0-1-2 | -Умение организовать дифференцированную работу каждого учащегося в классе по индивидуальному маршруту – 100 % (высокий уровень – 2 балла); -Наглядная познавательная активность 50 % учащихся класса (средний уровень – 1 балл); -Локальная эпизодическая включенность учащихся в учебный процесс (низкий уровень – 0 баллов). | |
4. | Используемая технология | |||
Программированная | 0-2 | Частично-адаптивная технология, предполагающая индивидуальный маршрут обучения | ||
Блочно-модульная | 0-2 | Технология обучения на основе обобщения программного материала в тематические блоки (модули) по общим содержательным (опознавательным) признакам | ||
Проблемно-поисковая | 0-2 | Технология обучения в индуктивно-дедуктивном режиме «вопрос-ответ» | ||
Алгоритмизированная | 0-2 | Технология обучения, в основе которого формируется словесно-логический тип мышления и работы с информацией | ||
Игровая | 0-2 | Технология, спроектированная на основе игровой деятельности как ведущей | ||
Проектная технология | 0-2 | Технология высокого уровня абстракции на метапредметномуровне, в основе которого лежит высокий уровень самостоятельности и осознанности мыслительной активности обучающихся | ||
Другие современные технологии | 0-2 | Указать какие именно | ||
Авторские технологии | 0-3 | Авторские технологии и методики | ||
Традиционные технологии | Соблюдение традиционных (объяснительно-репродуктивных) подходов в обучении | |||
Традиционные технологии с элементами … | 0-1 | Сочетание традиционных подходов с элементами активных форм обучения | ||
Формирование УУД | ||||
1. | Личностные (готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению себя в социуме; наличие ценностно-смысловых установок, общих правил ученической позиции как активного участника образовательного процесса, результаты которого необходимы для жизненного успеха) | 0-1-2 | Оценка значимых социальных и межличностныхустановок, формируемых учителем на уроке и отражающих значимость образовательной деятельности в контексте гражданственности: установки отсутствуют – 0 баллов; наличие установок – 1 балла; установка урока в рамках личностной социальной значимости учебного процесса и гражданственности межличностных отношений – 2 баллов | |
2. | Метапредметные («мета» - стоящие «ЗА» пределами специфики предмета, расширяющие сознание познавательной активности УУД, реализующие принцип человекосообразности) | |||
а) регулятивные | 0-1-2 | Использование алгоритмов саморегуляции и направляющих механизмов, вносящих порядок в процесс формирования УУД: -отсутствие четких регламентов деятельности – 0; -четко спроектированные стратегии деятельности – 1; -адаптированность дидактических подходов к ситуативным особенностям хода урока – 2 | ||
б) познавательные | 0-1-2 | Способность формулировать проблему, структуировать знания, умение результативно мыслить, искать самостоятельно информацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез: низкий уровень– 0 баллов; средний уровень – 1 балла; высокий уровень – 2 балла. | ||
в) коммуникативные (умения общаться и взаимодействовать с людьми) | 0-2 | Сформированность умения организовывать коммуникативное взаимодействие в учебной среде: сотрудничество, сотворчество в группе, в паре со сверстником, в индивидуальном взаимодействии с учителем; умение выстраивать монолог по теме урока и смежным с ней темам на основе своих собственных рассуждений. Преобладание собственного «Я» в работе на уроке, неумение слышать и слушать – 0 баллов; Эффективно выстроенная межличностная коммуникация на уроке – 2 балла | ||
3. | Предметные | 0 - 2 | Оцениваетсянаучность и доступностькомпетентностно-терминологического арсенала. Владение ключевыми понятиями и предметными терминами на уровне их практической реализации, в процессе говорения, комментирования, применения в нестандартных условиях постановки задач, в процессе творческого взаимодействия | |
Текущий контроль | ||||
1. | Отсутствует | |||
2. | Локальный контроль | |||
3. | Непрерывная обратная связь | Пошаговый контроль и своевременная корректировка | ||
Форма познавательной активности | ||||
1. | Репродуктивная (по образцу) | Организована традиционная форма работы по теме урока | ||
2. | Поисково-проблемная (по наводящим вопросам учителя) | Организована проблемно-поисковая деятельность. Урок в индуктивно-дедуктивной форме «Вопрос-ответ» | ||
3. | Самостоятельная(самостоятельный поиск) | 0-1-2 | низкий уровень самостоятельной работы (менее 10% времени урока)-0 баллов; средний уровень (30-50% времени урока)-1 балл; высокий уровень (более 50 %)- 2 балла | |
4. | Творческая | 0-3 | низкий уровень поисковой активности-0 баллов; организована проектная деятельность, проблемно-поисковая, «инсайт-проект»-2 балла; приветствовались креативные решения-1 балл | |
Коммуникативное взаимодействие на уроке | ||||
1. | «Я-Учитель» | Ведущая роль учителя на уроке | ||
2. | Групповое | Организованная групповая работа | ||
3. | Парное | Организованная парная работа | ||
4. | Фронтальное | Организованная проблемно-поисковая деятельность при поддержке учителя в форме «вопрос-ответ» | ||
5. | Адаптивное | Инновационное адаптивное обучение | ||
Материально-техническое сопровождение | ||||
1. | Стандарт | Учебники, сборники тестов, карточки, раздаточный материал, мел, доска | ||
2. | ТСО | Электронная доска, проектор, видео, аудио-сопровождение и др. | ||
3. | Авторские адаптивные ППС (программно-педагогические средства обучения) | Индивидуальная компьютерная поддержка | ||
ИТОГО (К): | ЭУ: |
Формула эффективности урока: ЭУ = Урок отличный – 85-100%,
хороший-65-84%, удовлетворительный-45-64%, неудовлетворительный-≤ 44%
Выводы и рекомендации: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________