Совокупность задач, стоящих перед системой УВД, обусловливает ее сложную структуру, оснащение ее подсистем современными техническими средствами, а также наличие в рамках службы движения высококвалифици- рованных специалистов. Система должна иметь возможность самонастройки путем изменения структуры, т. е. изменения числа связей и порядка взаимо- действия подсистем, повышения качества ее элементов.
Изменение структуры – это, прежде всего, деление воздушного простран- ства, введение новых диспетчерских пунктов, изменение взаимодействия между управляющими органами, планирующими движение, в целях создания условий, повышающих эффективность системы ОВД. Повышение качества
подсистем связано также с совершенствованием работы диспетчерских смен и повышением профессионального уровня диспетчеров, с применением но- вых технических средств УВД.
Совершенствование подобной непрерывно действующей системы проис-
ходит постоянно.
Совершенствование системы определяется потребностью УВД и зависит от многих факторов, в частности, от темпов изменения уровня ее техническо- го оснащения.
Период функционирования системы ОВД условно можно разделить на ряд циклически повторяющихся этапов (временных отрезков). Например, от- резок времени, определяющий продолжительность этапа непосредственного (оперативного) УВД, может быть определен в связи со временем полета дан- ного ВС в границах заданной зоны ответственности диспетчера или любым другим способом, связанным с функциями непосредственного УВД.
Продолжительность этапа организации связана с созданием структуры ВП, размещением РТС, организацией работы органов аэронавигационного обслуживания.
Продолжительность этапа планирования и обеспечения воздушного дви- жения определяется в зависимости от вида плана и функции планирования и обеспечения движения ВС. При этом часть операций планирования, таких, как текущее, выполняется при непосредственном УВД. Отсюда и следует услов- ность деления периода функционирования системы ОВД на этапы организа- ции, планирования и непосредственного УВД (тактического и оперативного).
Более продолжительным является этап организации УВД, основной смысл которого составляют подготовительные процессы, их выполнение происходит в условиях функционирования системы ОВД. Найденные же но- вые условия функционирования ОВД проверяются обычно длительное вре- мя, которое и определяет продолжительность этапа организации УВД. Внед- рение новых параметров происходит «скачком» – без прекращения функцио- нирования системы.
Таким образом, следует различать этапы функционирования системы ОВД, состоящие из совокупности процессов, выполнение которых связано с решением множества отдельных задач, делящихся на ряд операций.
Рассмотрим более подробно совокупность процессов, наиболее характер-
ных для каждого из перечисленных этапов.
Этап организации УВД включает в себя целый ряд процессов, перечень которых и порядок их выполнения зависит в каждом конкретном случае от фактического состояния организации УВД в данной зоне.
При вновь организуемом УВД весь этап организации должен быть прове- ден в полном объеме. Полученные организационные решения утверждаются вышестоящими органами.
1. Начинать целесообразно с процесса исследования существующей и прогнозируемой на ближайшие плановые периоды в 5, 10, 15 лет интенсив- ности воздушного движения по транспортной авиации и потребностей в авиационных работах в данной зоне. Получив данные по интенсивности, сле- дует определить число ВПП и выбрать для них место.
2. Следующие – два взаимосвязанных процесса организации УВД. Это решение проблемы рационального деления воздушного пространства и опре- деление обоснованного перечня радиотехнических средств УВД с выбором рациональных точек их размещения. Таким образом создается система кон- троля движения ВС (рис. 3). Далее следует провести расчеты, связанные с установлением трасс полетов в районах рассматриваемой зоны, с разработ- кой схемы коридоров и правил полетов в район аэродрома (РА) данной зоны, составить инструкции, регламентирующие порядок проведения полетов и
УВД в РА (рис. 4).
Организация воздушного пространства
Схемы прилета и вылета
Воздушные трассы
Деление воздушного пространства
Организация потоков воздушного движения
Определение возможностей системы ОВД
Планирование потоков ВС
Сообщения о введении ограничений и возможных задержках
Обслуживание воздушного движения
Предотвращение столкновений ВС
Упорядочение и ускорение потока ВС
Консультация и информация
Аварийное оповещение
Рис. 3. Схема организации воздушного движения
ОРГАНИЗАЦИЯ УВД
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТОКОВ ВОЗДУШ- НЫХ СУДОВ
З. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРО- ЦЕССОВ УВД
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕ- ЯТЕЛЬНОСТИ ПЕР- СОНАЛА СЛУЖБЫ
ДВИЖЕНИЯ
Организация схем и маршру- тов движения прилетающих и вылетающих воз- душных судов в
Определение возможностей си- стемы УВД (Нор- мативы пропуск- ной способности)
Формирование организационной структуры и со- става подразде- лений службы
|
районе аэродро-
Организация ра-
ма
Организация сети воздушных трасс в регионе УВД
Деление воздуш- ного простран- ства на зоны от- ветственности диспетчеров и секторы УВД
Организация процессов пер- спективного (се- зонного) плани- рования движе- ния воздушных судов
Организация процессов пред- варительного (су- точного) плани- рования движе- ния воздушных
судов
Организация процессов теку- щего планирова- ния и управления потоками воз- душных судов
боты подразде-
лений и диспет- черских смен, службы движения
Организация дис- петчерских пунк- тов и деятельно- сти диспетчеров на рабочих ме- стах (Правила УВД, технологии, инструкции, руко- водства)
Определение но- менклатуры и численности пер- сонала в системе УВД
Профессиональ- ная подготовка диспетчерского персонала
ОБСЛУЖИВАНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ) ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Рис. 4. Задачи организации управления воздушным движением
3. Определяется число диспетчерских пунктов, штатное расписание и ор- ганизуется работа службы движения в данной зоне УВД. На этом же этапе организуется подготовка и переподготовка диспетчерского состава службы движения. Создается система связи и взаимодействия диспетчерских пунк- тов, смен службы движения с экипажами ВС и другими объектами (рис. 5).
ДПК
РЦ ДПП
ПДП
СДП
ДПСП
КДП ССИ 25
ДПР
ПДСР
ССИ 150
ДПК МВЛ
КДП МВЛ
СДП МВЛ ССИ 100
Рис. 5. Примеры диспетчерских пунктов службы движения:
РЦ – районный центр; ДПП – диспетчерский пункт подхода; ДПК – диспетчерский пункт круга; ПДП – пункт диспетчера посадки; ДПСП – диспетчерский пункт систе- мы посадки; КДП – командный диспетчерский пункт; СДП – стартовый диспетчер- ский пункт; ДПР – диспетчерский пункт руления; ПДСР – пункт диспетчера старта и руления; ССИ – среднесуточная интенсивность полетов (взлетов и посадок) в месяц «пик»; МВЛ – местные воздушные линии
4. Следующим является процесс создания системы планирования и обес- печения движения ВС: составляются документы, регламентирующие дея- тельность службы движения. Для данного этапа организации УВД появляет- ся возможность записи общего алгоритма, характеризующего последова- тельность и взаимосвязь проведения исследования процессов. Основными пунктами такого алгоритма и служат названные процессы, выполняемые на этапе организации УВД.
Более типичен случай, когда необходимо принимать решение по проведе- нию организационных мероприятий в условиях уже существующей органи- зации УВД и функционирующей системы УВД.
По аналогии с только что описанным общим алгоритмом в этом случае можно наметить порядок исследования процессов, выполнение которых в той или иной мере неизбежно при организации УВД в данной зоне.
При этом необходимо выполнить следующие мероприятия:
– провести анализ интенсивности воздушного движения и прогноз ин-
тенсивности на ближайшие плановые периоды;
– провести анализ состояния безопасности полетов и оценка факторов,
связанных с организацией УВД;
– провести анализ показателей качества организационных решений и принятие решения по необходимости проведения реорганизации.
Если необходимость реорганизации необоснована, то процессы, приве-
денные выше, выполняются в установленные календарные сроки.
Если реорганизация обоснована и принято соответствующее решение, то возникает необходимость постановки конкретных организационно-структурных задач. При этом понятно, что такие задачи должны носить характер поиска оптимальных организационно-структурных решений. Чаще всего это задачи деления воздушного пространства, либо задачи изменения структуры трасс и схем полетов, либо задачи совершенствования документации и организации мероприятий по повышению качества работы диспетчерских смен.
После процедур исследования на основе анализа ряда процессов прини- мается решение о проведении реорганизации, выполняется поиск рациональ- ных организационно-структурных решений, устанавливаются тенденции и направления совершенствования организации УВД. Именно этот процесс установления тенденций позволяет осуществлять прогноз будущих меропри- ятий, повышающих качество организации УВД в целом.