ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




Министерство по делам гражданской обороны

И чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан

 

Учебно-методический центр по гражданской обороне

И чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Министр по делам гражданской

обороны и чрезвычайным ситуациям

Республики Башкортостан

полковник М.Ш. Магадеев

«___» _____________________2002 года

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятий
с преподавателями - организаторами курса ОБЖ

 

Тема 2. 6. «Организация гражданской обороны. Законодательная и нормативная правовая база ГО»

Занятие 1. (лекция) «Гражданская оборона как система мероприятий по подготовке к защите и защите населения в военное время»

Занятие 2. (семинар) «Основные задачи, нормативная правовая база гражданской обороны»

 

Г. Уфа

2002 год

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Изучить основные принципы государственной политики РФ (РБ) в области ГО, организационную структуру ГО республики (города, района, ОЭ) и нормативно-правовые документы в области ГО.

2. Ознакомить слушателей с реализацией целевых программ, направленных на решение вопросов ГО в Республике Башкортостан.

 

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Занятие 1 - Лекция.

Занятие 2 - Семинар.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Класс.

 

ВРЕМЯ проведения: Занятие 1 - 2 часа.

Занятие 2 - 2 часа.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫИ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

№ пп Учебные вопросы Время (минуты)
     
Занятие 1 (лекция)
Вводная часть  
  Государственная политика РФ в области ГО, цели и принципы организации ГО. Организационная структура ГО РБ (города, района, ОЭ), ее назначение. Основные задачи ГО в мирное и военное время. Законодательная нормативная правовая база ГО.  
  Основные положения Закона РФ "О Гражданской обороне".  
  Органы управления гражданской обороны.  
Заключительная часть  
Итого (минуты)  
Занятие 2 (семинар)
Вводная часть  
  Семинарское занятие по теме: «Основные задачи гражданской обороны в проведении единой государственной политики в области защиты жизни и здоровья людей при чрезвычайных ситуациях военного времени. Нормативная правовая база гражданской обороны».  
Заключительная часть  
Итого (минуты)  

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Р. Ф. «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от от 12.02.98.

2. Закон Р. Ф. «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.97.

3. Закон Р. Ф. «О радиационной безопасности населения» 3-ФЗ от 9.01.96.

4. Закон Р. Ф. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.97.

5. Закон РБ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 25-з от 05.08.99.

6. Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 214-з от 26.01.99.

7. Закон РБ «О радиационной безопасности в Республике Башкортостан» № 46-з от 06.01.00.

8. Постановление КМ РБ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов РБ» № 182 от 11.05.93.

9. Письмо МЧС РФ № 33-263 от 28.01.99 «Основы подготовки и ведения гражданской обороны в Российской Федерации»

10. Журналы «Гражданская защита» по тематике.

11. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). Учебное пособие для вузов / Кукин П.П., Ланин В.Л., Подгорных Е.А. и др. – М.: Высшая школа, 1999.

12. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 1999.

13. Постановление Правительства РФ "О гражданских организациях гражданской обороны", от 10. 06. 1999г. № 620.

14. Постановление Правительства РФ "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне", от 19. 09. 98 г. № 1115.

15. Постановление Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", от 3.10.98г. № 1149.

16. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 2. 11. 2000 г. № 841.

17. Постановление кабинета министров РБ "Об утверждении Положения об организации обучения населения РБ в области ГО", от 15.03.2001г. № 49.

18. Постановление кабинета министров РБ "Об образовании комиссии по повышению устойчивости объектов экономики РБ в ЧС мирного и военного времени", от 15. 06. 2000г. № 163.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• видеодвойка;

• видеофильмы: «Репортаж из 1986 года», «Эвакуация населения»;

• графопроектор;

• экран;

• слайды, стенды по теме

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Занятия по данной теме проводятся с преподавателями - организаторами курса «Основы безопасности жизнедеятельности» согласно «Учебной программы для повышения квалификации преподавателей - организаторов курса ОБЖ в учебно - методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», согласованным Заместителем Министра образования Российской Федерации А. М. Кондаковым 6 марта 2001 года и утвержденным Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Г. Н. Кирилловым 6 марта 2001 года.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию отрабатываются слушателями в ходе самостоятельной работы накануне дня проведения семинара (занятие 2).

 

 

 


ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Государственная политика РФ в области ГО, цели и принципы организации ГО. Организационная структура ГО РБ (города, района, ОЭ), ее назначение. Основные задачи ГО в мирное и военное время. Законодательная нормативная правовая база ГО»

Государственная политика РФ в области ГО строится и реализуется на основе федеральных законов:

- Конституция РФ;

- закон "О Гражданской Обороне" от 12. 02. 98г. № 28-ФЗ;

и других федеральных законов и нормативно-правовых актов и представляют собой систему официально принятых и научно обоснованных взглядов на цели и задачи, содержание и порядок осуществления мероприятий по подготовке страны к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории РФ от опасностей возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, а также природного и техногенного характера в военное время и обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО для осуществления заблаговременно запланированных мероприятий по ГО.

Государственная политика РФ в области ГО также основывается на:

- государственную политику РФ по военному строительству на период до 2005г.;

- концепции национальной безопасности РФ;

- основных положений военной доктрины РФ;

- положение о ГО и концепции защиты населения.

Основополагающими, законодательными документами в осуществлении государственной политики в области ГО на территории РФ и на территориях субъектов РФ (РБ) являются Конституция РФ (РБ) и федеральный закон "О Гражданской Обороне", а остальные федеральные законы и законы субъектов, а также нормативно-правовые акты (постановлений Правительства РФ «О гражданских организациях гражданской обороны»,«Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», Постановлений КМ РБ «Об утверждении Положения об организации обучения населения РБ в области гражданской обороны», «О службах гражданской обороны», «О гражданских организациях гражданской обороны» и другие документы), вытекают из этих законов и вбирают в себя организующие, направляющие и контролирующие аспекты на всей территории РФ. Из всего этого вытекают основные направления государственной политики в области ГО РФ и субъектов РФ (РБ) на современном этапе. РБ, как субъект РФ и как суверенная республика в составе РФ, имеет свою политику в области ГО по защите населения, объектов экономики и территории в военное и в мирное время.

Основные направления государственной политики в области ГО в современных условиях ставят огромные задачи перед обществом в развитии ГО нынешней России. Гражданскую оборону РФ необходимо усовершенствовать, сделать ее мобильной, чтобы она охватывала все аспекты жизнеобеспечения населения как в мирное, так и военное время. Для этого необходимо создать современную, единую государственную систему гражданской защиты.

При этом необходимо учитывать некоторые предпосылки:

h Военно-политическую обстановку в мире и военные опасности для России.

h Политическую и социально-экономическую обстановку внутри страны.

h Концептуально-правовую базу.

h Стабилизирующие факторы развития, набранные в предыдущие годы.

 

Законом "О Гражданской обороне" также определены основные понятия:

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

 

Служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны – формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Территория, отнесенная к группе по ГО – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

 

Общими принципами организации гражданской обороны являются территориально- производственный принцип ее построения, организации руководства ГО в соответствии с существующей в стране системой органов государственной власти и местного самоуправления, управления экономикой страны и военного управления, максимально полное соответствие организации ГО к требованиям как мирного, так и военного времени.

Территориально - производственный принцип означает, что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, так и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Принцип организации руководства ГО предусматривает такую организационную структуру ее органов управления, которая обеспечивает:

1. Преемственность методов управления, сложившихся в соответствии с федеративным устройством страны.

2. Централизованное руководство ГО и устойчивое управление ею.

3. Единое планирование и проведение ее мероприятий.

4. Эффективное использование выделяемых ресурсов.

5. Подготовка сил и средств эвакомероприятий.

6. Подготовка и использование мер направленных на сохранение объектов существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

7. Организация и порядок обучения населения и подготовка специалистов ГО.

 

Принцип максимально полного соответствия организации гражданской обороны к требованиям как мирного так и военного времени позволяет создать такую систему построения гражданской обороны, организации ее органов управления и сил, при которой не потребуется значительная перестройка их в военное время и обеспечивается постоянная готовность гражданской обороны к осуществлению запланированных мероприятий.

 

Организационную основу ГО составляют:

1. Органы управления ГО

2. Службы ГО.

3. Эвакуационные органы ГО.

4. Силы и средства ГО федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Качественное изменение опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возрастание объемов ущерба, приносимого авариями, катастрофами и стихийными бедствиями в мирное и военное время требуют принципиально новую систему Гражданской Защиты. Ее обновление заключается в следующем:

1. Гражданскую оборону необходимо рассматривать как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов (РБ). Усиление роли субъектов РФ.

2. Следует сблизить характер и объем задач ГО мирного и военного времени. Создание единой координирующей системы спасателей.

3. Создание Государственной Спасательной Службы путем изменения организационно-штатной структуры войск ГО и Поисково-спасательной службы. (Корпус сил гражданской защиты, региональная сеть спасательных сил.)

4. Совершенствование системы обучения населения ГО.

В результате чего в РФ предусматривается создать двухуровневую (федеральную и территориальную) систему защиты населения, материальных ценностей, способную в максимально короткие сроки адаптироваться к условиям военного времени.

Федеральный уровень – реагирование на ЧС, требующих высоких технологий, специальной техники (работы), профессионалов высочайшего класса.

Территориальный уровень – реагирование на ЧС на территории субъекта РФ. При этом субъекты РФ должны развивать систему собственных сил, материальных средств и опираться на них в случае ЧС.

И так, ГО – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ (РБ) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Такая система мероприятий по ГО требует создания четкой, гибкой организационной структуры ГО на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Здесь должна действовать четко налаженная система управления ГО. Поэтому без создания организационной структуры ГО на территории РБ невозможно управлять мероприятиями ГО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: