Дом Учителя Уральского федерального округа
XVII Международная Олимпиада по основам наук
Первый этап
Эксперт предметного проекта: Максимова Ирина Николаевна, специалист по УМР, магистр психолингвистики, Медицинский предуниверсарий ФГБОУ ВО УГМУ, г. Екатеринбург
Русский язык, 6 класс
Октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина.
Прочитайте стихотворение И.А. Бунина (текст 1) и выполните задания № 1–13, 18, 19.
НА ПРОСЁЛКЕ (1)Веет утро прохладой степною… (2)Тишина, тишина на полях! (3)Заросла повиликой-травою полевая дорога в хлебах. (4)В мураве колеи ут_пают. (5)А за ними, с обеих сторон, в сизых ржах васильки зацветают, бирюзовый виднеется лён. (6)Серебрит_ся ячмень колосистый зеленеют пр_вольно овсы и в колосьях брильянты росы ветерок заж_гает душистый и вливает отраду он в грудь и свева_т с души он тревоги… (7)Весел мирный просёлоч_ный путь хороши вы степные дороги! (И.А. Бунин) |
![]() |
Первая часть. Задания, оцениваемые в 2 балла.
В заданиях 1–4 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Определите, какое слово не является исконно русским, а заимствовано из иностранного языка:
1) утро | 2) тишина | 3) дорога | 4) брильянт |
2. В каком слове подчеркнутая безударная гласная проверяется ударением?
1) зар о сла | 2) к о леи | 3) к о лосистый | 4) б и рюзовый |
3. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
1) тишина | 2) хлебах | 3) овсы | 4) души |
4. Укажите слово, которое в толковых словарях имеет пометы нар.-поэт., нар.-разг.:
1) мурава | 2) брильянт | 3) отрада | 4) душа |
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 5–8 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов в порядке возрастания.
5. У каких слов, исходя из контекста, верно определено лексическое значение?
1) (на) просёлке – Небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города или основного селения.
2) (в) хлебах (предложение 3) – Пищевой продукт, выпекаемый из муки.
3) колеи (предложение 4) – Канавка, углубление от колёс на дороге.
4) сизых (предложение 5) – Серовато-зелёный с коричневым оттенком.
5) бирюзовый (предложение 5) – Голубой или зеленовато-голубой.
6) отраду (предложение 6) – Чувство удовольствия, радости, удовлетворения.
6. Выберите синонимы к слову «мирный» (предложение 7). Синонимы подберите с учётом того, чтобы смысл предложения не изменился:
1) дружный 2) спокойный | 3) тихий 4) бесконфликтный | 5) безмятежный 6) невоенный |
7. В каких словах количество звуков и букв совпадает?
1) веет 2) полях | 3) полевая 4) васильки | 5) виднеется 6) ячмень |
8. Укажите слова, которые написаны верно:
1) утопают (предложение 4) 2) серебриться (предложение 6) 3) превольно (предложение 6) | 4) зажигает (предложение 6) 5) свеваит (предложение 6) 6) просёлочный (предложение 7) |
Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.
В заданиях 9–13 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.
9. Соотнесите имена существительные с их морфологической характеристикой.
Имя существительное | Морфологическая характеристика |
1) колеи (предложение 4) | A) 1 склонение; в форме именительного падежа |
2) ржах (предложение 5) | B) 2 склонение; в форме именительного падежа |
3) овсы (предложение 6) | С) 2 склонение; в форме винительного падежа |
4) брильянты (предложение 6) | D) 3 склонение; в форме винительного падежа |
5) грудь (предложение 6) | E) 3 склонение, в форме предложного падежа |
6) путь (предложение 7) | F) разносклоняемое существительное |
10. Примерами каких языковых явлений являются слова из текста 1? Соотнесите данные левого и правого столбцов.
Слова из текста | Языковое явление |
1) просёлке (заголовок) – просёлоч_ный (предложение 7) | A) формы одного и того же слова |
2) степною (предложение 1) – степные (предложение 7) | B) синонимы |
3) повиликой (предложение 3) – васильки (предложение 5) | C) однокоренные слова |
4) травою (предложение 3) – (в) мураве (предложение 4) | D) слова одной тематической группы |
5) дорога (предложение 3) – путь (предложение 7) | |
6) колосистый – (в) колосьях (предложение 6) |
11. Установите соответствие между названиями растений и фрагментами статей из этимологического словаря, в которых объясняется их происхождение.
Слово | Фрагмент статьи |
1) повиликой | A) Древнерусское переоформление греч. Basilikon «царский» (цветок, растение), суф. производного от basileus «царь». |
2) (в) ржах | B) Происходит от праслав. *lьnъ, от которого в числе прочего произошли: др.-русск. льнъ, ст.-слав. льнѣнъ. |
3) васильки | C) Искон. Суф. производное от повилая «обвивающая» (исходное слово — вить). |
4) лён | D) Происходит от праслав. *jęčьmy, от которого в числе прочего произошло русск.-церк.-слав. ячьмы. |
5) ячмень | E) Общеслав. Суф. производное от той же основы, что лат. avena, латышск. auzas, др.-прус. wyse. |
6) овсы | F) Общеславянское слово, имеющее соответствие в других индоевропейских языках: в латышском radzi, в древнеисландском ragr. |
12. Установите соответствие между словами и их синтаксической ролью в тексте 1.
Слово | Синтаксическая роль |
1) веет (предложение 1) | A) подлежащее |
2) степною (предложение 1) | B) сказуемое |
3) лён (предложение 5) | C) определение |
4) пр_вольно (предложение 6) | D) обстоятельство |
5) тревоги (предложение 6) | E) дополнение |
6) весел (предложение 7) |
13. Соотнесите слова с их морфемным составом.
Слово | Морфемный состав |
1) заросла | А) корень, окончание |
2) сторон | В) корень, суффикс, окончание |
3) виднеется | С) приставка, корень, суффикс, окончание |
4) пр_вольно | D) приставка, корень, 2 суффикса |
5) ветерок | Е) корень, 2 суффикса, окончание, постфикс |
6) вливает |
В задании 14 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
14. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст 2 — отрывок из лингвистической сказки Ф.Д. Кривина. (В некоторых предложениях знаки препинания пропущены.)
1) — Во всякое время! — ответил на его возражение ВСЯКИЙ.
2) Однажды ВСЯКИЙ и ЛЮБОЙ заволновались по поводу того что КАЖДЫЙ где-то ходит.
3) — Вот именно. Можно обойтись во всякое время, в любое время, но только не в каждое время, потому что так не говорят.
4) Ну что ты Не говори так Как можно обойтись без КАЖДОГО запротестовал ЛЮБОЙ
5) — В любое время? — уточнил ЛЮБОЙ.
6) Потом ВСЯКИЙ успокоился и сказал Без КАЖДОГО можно обойтись
В задании 15 ответ запишите в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке, без пробелов, запятых и иных знаков.
15. Укажите номера предложений, в которых ВЕРНО расставлены знаки препинания:
1) Потом ВСЯКИЙ успокоился, и сказал: «Без КАЖДОГО можно обойтись.»
2) Потом ВСЯКИЙ успокоился и сказал – «Без КАЖДОГО можно обойтись».
3) Потом ВСЯКИЙ успокоился и сказал: «Без КАЖДОГО можно обойтись».
4) «Ну что ты. Не говори так! Как можно обойтись без КАЖДОГО», – запротестовал ЛЮБОЙ.
5) «Ну что ты! Не говори так! Как можно обойтись без КАЖДОГО?»: запротестовал ЛЮБОЙ.
6) «Ну что ты! Не говори так! Как можно обойтись без КАЖДОГО?» – запротестовал ЛЮБОЙ.
В задании 16 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.
16. Установите соответствие между предложениями (частями сложных предложений) из текста 2 и их синтаксической характеристикой (некоторые знаки препинания опущены).
Предложение | Синтаксическая характеристика |
1) Однажды ВСЯКИЙ и ЛЮБОЙ заволновались по поводу того что КАЖДЫЙ где-то ходит. | A) повествовательное, невосклицательное, простое |
2) Без КАЖДОГО можно обойтись | B) повествовательное, невосклицательное, сложное |
3) Не говори так | C) повествовательное, восклицательное |
4) Как можно обойтись без КАЖДОГО | D) вопросительное, невосклицательное |
5) Во всякое время! | E) побудительное, восклицательное |
6) В любое время? |