Программа «Нравственное развитие»




 

Программа «Нравственное развитие» разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нравственное развитие ребенка происходит в процессе формирования устойчивых качеств, потребностей, чувств, способов поведения на основе общепринятых моральных и нравственных норм. Для превращения базовых общепринятых ценностей в личностные смыслы и ориентиры необходимо понимание ребенком их значимости, определения собственного отношения к ним, формирования опыта применения ценностей на практике.

В связи со сложностью осмысления абстрактных понятий, для детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, с ТМНР этот процесс представляет значительную трудность. Вместе с тем, опыт показывает, что дети с нарушениями интеллекта усваивают общепринятые ценности и нормы, если их содержанием наполняется каждодневная деятельность особого ребенка в доступной для его понимания форме и объеме.

Целью программы нравственного развития является развитие личности школьника на основе общепринятых ценностей и норм, культурно-исторических традиций.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1. Формирование нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей,

2. Формирование доверительного отношения к одноклассникам, к окружающим взрослым людям, оказывающим помощь и поддержку обучающемуся.

3. Формирование осмысленного отношения к происходящему, понимания значимости событий, которые происходят в жизни людей.

4. Формирование представления о семейных ценностях, уважения к близким людям, членам семьи.

5. Формирование взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

6. Формирование уважительного отношения к историческим и национальным традициям страны, ориентация в религиозных ценностях.

При разработке СИПР учитывается содержание направлений нравственного развития обучающихся. Выбор содержания определяется интересами, потребностями, особенностями возрастного и индивидуального развития обучающихся.

Программа включает следующие направления нравственного развития обучающихся:

1. Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, сезону замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. Содержание данного направления реализуется на всех предметах, коррекционных курсах и в ходе внеурочной деятельности.

2. Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к человеку. Формирование нравственных норм начинается в семье, когда ребенок знакомится с элементарными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, учится придерживаться установленных правил (помогать старшим, не брать чужого без разрешения и др.). Ребенок учится доброжелательно относиться к окружающим, устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Взрослый поддерживает у ребенка положительные эмоции и добрые чувства в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от степени тяжести нарушений у ребенка окружающие взрослые общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет примером для детей.

Содержание данного направления реализуется преимущественно на уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, человек, окружающий социальный мир, на коррекционном курсе альтернативная и дополнительная коммуникация, в ходе внеурочной деятельности и во время ухода.

3. Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать желаемый объект, деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества. Содержание данного направления реализуется преимущественно на уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, человек, окружающий социальный мир, на коррекционном курсе альтернативная и дополнительная коммуникация, в ходе внеурочной деятельности и во время ухода.

4. Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход, в данном контексте, следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком, деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям. Содержание этого направления реализуется преимущественно на уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, человек, окружающий социальный мир, адаптивной физической культуре, на коррекционном курсе альтернативная и дополнительная коммуникация, сенсорное развитие, в ходе внеурочной деятельности и во время ухода.

5. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся у него спокойным реакциям, проявляют терпение и уважение к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д. Содержание данного направления реализуется преимущественно на уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, человек, окружающий социальный мир, профильный труд, домоводство, на коррекционном курсе альтернативна коммуникация, в ходе внеурочной деятельности, а также во время ухода и присмотра.

6. Ориентация в религиозных ценностях. Нравственное развитие обучающихся ориентировано на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Ориентация в религиозных ценностях на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения, но участвуя в религиозных событиях, дети также усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека. Содержание данного направления реализуется преимущественно на уроках по развитию речи и альтернативной коммуникации, окружающий социальный мир, на коррекционном курсе альтернативна коммуникация, в ходе внеурочной деятельности.

Программа нравственного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуется в ходе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в процессе совместной педагогической работы образовательной организации, семьи и других институтов общества. Основой нравственного развития обучающихся являются идеи сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, конструктивное взаимодействие специалистов с семьей. Программа нравственного развития реализуется с учетом социокультурных особенностей и традиций региона, во взаимодействии специалистов разных ведомств, государственных и общественных организаций и семьи.

Результатом освоения программы нравственного развития являются сформированные представления и нравственные нормы, которые содержательно наполняют личностные результаты обучающихся.

Формируемые представления:

прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь, дружба, ссора, друг, добро, зло, обида, плохой (хороший) поступок, красота, уважение, помощь, скромность, конфликт, щедрость, ответственность, Родина, история, вера, святыня, трудолюбие, справедливость, благодарность, вежливость, усердие, сочувствие, отзывчивость, равнодушие, эгоизм, жестокость, забота, уважение, доверие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: