Методико-библиографический отдел
Год театра
В библиотеке
Методические рекомендации
С.Орда, 2018
Уважаемые коллеги! 2019 год в России пройдет под эгидой театрального искусства. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2018 года №181 2019 год объявлен в России Годом театра.
Библиотека плюс театр – замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей. С целью приобщения читателей к прекрасному виду искусства как театр, предлагаем данное методическое пособие. В нем представлены материалы, которые могут быть использованы библиотекарями, учителями, другими специалистами при проведении мероприятий в Год театра.
Библиотека плюс театр
Консультация
Интерес к чтению способен повыситься через зрелищные формы работы. Одной из таких форм является театрализация, с помощью которой литературное произведение приобретает новое качество.
Можно использовать разные виды театра:
1. Настольный театр игрушек. Здесь фантазия не ограничена ничем. Главное – чтобы игрушка хорошо стояла на столе.
2. Настольный театр картинок. Все картинки вырезаны и имеют опору, которая может быть разная, но всегда устойчивая. Движения здесь ограничены: не следует поднимать картинки, теряется «волшебство». Имитировать движение необходимо самим, привлекая детей и передавать интонациями разные чувства – радость, грусть. На заранее подготовленном фоне читается сказка, и достаются персонажи, которые до начала спектакля спрятаны. Хорошо использовать при громких чтениях.
Стендовый театр. Используется современная магнитная доска. Вырезаются фигуры и прикрепляются на стенд.
|
4. Пальчиковый театр – это куклы бибабо. Кукла на пальчике интересна маленькому ребенку. Волшебный пальчик переворачивает страницу, участвует как персонаж данного произведения и развивает моторику ребенка.
Кукольный театр – перчаточная кукла.
Условно все формы применения театрализации в библиотеке можно разделить на три вида:
♦ Театрализованные представления, в которых актерами выступают сами библиотекари. Этот театр не требует особого профессионализма, но диктует свои законы и требования. Самое главное – камерность. Театрализованное представление представляет собой действие, в котором предполагается четкое разделение на сцену и зал. В зависимости от темы, задач и возраста слушателей формы театрализованных представлений могут быть различны. Как правило, в форме литературно-музыкальных композиций и тематических вечеров проходят мероприятия, посвященные историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, писателя, известного деятеля. Для них разрабатывается специальный сценарий. Театрализация в таких мероприятиях может заключаться в участии одного-двух персонажей, в костюме ведущего, в использовании декораций или бутафорских предметов, помогающих создать соответствующую атмосферу.
♦ Театрализованные представления, в которых через игровые ситуации к действию привлекаются зрители. Наиболее популярной формой являются театрализованные литературные праздники. В их основе лежит пьеса, специально написанная для мероприятия, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями. В сценарии должны быть заложены разнообразные приемы активизации аудитории: речевки, загадки с хоровыми ответами, физкультминутки, песни, танцы. Старайтесь не вводить много героев, лучше, если они будут приходить по очереди. Самое сложное – это написание такого сценария.
|
♦ Театральные кружки, в которых в роли актеров выступают читатели. Занятия, в основе которых лежит театрализация, – это прекрасная возможность «оживить книгу», вызвать у зрителей непосредственную эмоциональную реакцию (радость, сопереживание) и, конечно, – желание прочитать книгу.
Театрализованная форма обслуживания читателей в библиотеке работает не только на ее имидж, но и на перспективу, способна увеличить объемы читательской активности, читаемости и посещаемости, популяризирует литературные произведения. В связи с «главной» темой года в библиотеках можно организовать мероприятия разного формата, например:
· занятия, беседы и часы театра: «Как вести себя в театре», «Мы пришли в театр», «Что такое театр» и т.п.;
· мастер-классы по настольному театру (можно использовать фигурки героев, изготовленные в технике оригами или из пластилина), театру-рукавичке, пальчиковому театру, театру теней, кукольному театру;
· тематические познавательно-игровые мероприятия;
· сказочные инсценировки, игры-перевоплощения;
· конкурсы чтецов стихов о театре и актерах, в качестве одного из заданий можно предложить «рассказать» стихотворение с помощью жестов и мимики;
|
· интеллектуальные игры и викторины;
· сообщения по истории театра, об известных режиссерах, актерах, символах театра, устройстве театра и т.д.;
· виртуальные путешествия по театральным подмосткам мира с просмотром фрагментов постановок;
· необычные концерты (организованные во взаимодействии с профессиональными и самодеятельными театральными коллективами), в ходе которых зрители знакомятся с жанровым многообразием: комедия, трагедия, драма, фарс и т.п.
· театрализованные экспромты, арт-проекты и флэшмобы.
Если при ДК есть театральные объединения, то было бы интересно организовать встречи с их членами, экскурсии в театральное закулисье. Также в план можно включить «Неделю театра», например, в марте, приурочив к Международному дню театра. Для ее наполнения можно использовать формы культурно-массовых мероприятий, приведенных выше.
Информационные стенды и книжно-иллюстративные выставки разнообразят массовую деятельность и будут интересны для читателей всех возрастов.