Цель: расширение знаний в игре русские шашки. Приобретение практических навыков по обучению игре в «дамочные окончания»




Урок № 27,28 ЭГС-20-1 26.10.2021г.

Задание: Вам необходимо самостоятельно изучить материал, выполнить задания.

Тема: Основные признаки дамочных окончаний.

Цель: расширение знаний в игре русские шашки. Приобретение практических навыков по обучению игре в «дамочные окончания»

Задачи:

Сформировать знания по обучению игре в дамочном окончании;

Формировать образное, пространственное, логическое мышление;

Развивать устойчивый интерес к спорту;

Развивать способность к анализу, гибкость и мобильность в поисках решений.

Ход урока.

Ребята, все вы сталкивались с дамочным окончанием. Очень важно правильно и грамотно играть в эндшпиле. Для этого надо знать приёмы ловли дамки. Конец - всему делу венец!

 

Главный принцип игры в окончаниях – максимальное стеснение сил противника. Очень большое значение имеет владение пространством доски, а дамка приобретает свою максимальную силу. Становятся очень опасными шашки противника, прорвавшиеся близко к дамочным полям.

Ребята, все вы сталкивались с дамочным окончанием. Очень важно правильно и грамотно играть в эндшпиле. Для этого надо знать приёмы ловли дамки. Конец - всему делу венец!

Партия переходит в окончание, когда на доске остается по пять—шесть шашек с каждой стороны.
В окончании любой ход имеет важное значение. Малейшая ошибка или неточность резко меняют результат партии. Главный принцип игры в окончаниях — максимальное стеснение сил противника. Очень большое значение имеет владение пространством доски, а дамка приобретает свою максимальную силу. Становятся очень опасными шашки противника, прорвавшиеся близко к дамочным полям. В этом случае главной задачей становится: задержать их, не пропустить в дамки.
Игра в окончаниях почти всегда носит тонкий и сложный характер. Ошибка, допущенная в окончании, часто бывает последней ошибкой в партии. Ведь в конце игры выявляется результат. Единственная гарантия правильной игры в окончаниях — это знание типовых построений и точный расчет возникающих на доске вариантов.
Расставьте на доске такую позицию — белые: аЗ, g1, h4; черные— а7 h2, h6.
Белые, считая свое положение проигрышным, сдали партию. Но они поспешили признать свое поражение. Неожиданной игрой они могли бы добиться ничьей.
1. аЗ—b4! а7—b6 2. h4—g5!! h6:f4 3. g1—f2!, и как бы черные ни иг­рали, они выиграть не сумеют.
Начинающий шашист должен изучить как можно больше типовых окончаний. Теория шашечных окончаний делит их на нормальные и этюдные.
Нормальные окончания очень часто встречаются в игре. Они хорошо изучены. Для них разработана определенная система ходов, приводящих к тому или иному результату. В нормальных окончаниях, как правило, не имеет значения, чья очередь хода.
Этюдные окончания встречаются в игре намного реже. Им присуща оригинальность идеи, тонкая игра, неожиданный и красивый финал. Они требуют творческого подхода и полета фантазии.
Мы с вами разберем оба вида окончаний.

ТРИ ДАМКИ ПРОТИВ ОДНОЙ

Чаще всего встречается окончание, в котором три дамки ведут борьбу против одинокой дамки противника. По правилам игры для достижения победы сильнейшей стороне предоставляется пятнадцать ходов. Если за это количество ходов одинокая дамка не будет побита, то партия признается ничьей.
Что же является главным в этом окончании?
Главное — это владение большой дорогой. Если одинокая дамка занимает большую дорогу, то она почти всегда добивается ничьей. Только грубая ошибка может привести к проигрышу. Надо помнить правило: когда одинокая дамка владеет большой дорогой, противнику, имеющему три дамки, предоставляется всего пять ходов для того, чтобы ее поймать.

На диаграмме 1 одинокая дамка черных находится на большой
дороге, а три белые дамки занимают другие линии доски. Перед нами
встает вопрос: каким образом можно попытаться поймать одинокую
дамку? Для этого требуется подставить под удар две дамки, чтобы третьей побить ее. Такой прием называется «петлей». Кроме петли есть еще и несколько других ловушек. Однако при правильной игре черных одинокую дамку поймать невозможно. Доказать
это нетрудно.

 


1. c1—еЗ. Петля построена, и белые угрожают поймать черную дамку. Представим себе, что черные сделают ход 1... a1—b2?, тогда последует 2. e1—сЗ b2:f2 3. g1:a7, и черная дамка уничтожена. Но если черные сделают ход 1... a1— h8, то петля для них не страшна.
В этом окончании одинокой дамке следует занимать наиболее безопасные поля — a1, b2, g7, h8, и тогда ничья обеспечена. Надо лишь быть внимательным, чтобы не попасться в «петлю» и избегать другие ловушки. Таких ловушек немного, и все они рассчитаны на то, что одинокая дамка займет одно из центральных полей доски (сЗ, d4, е5, f6). Рассмотрим эти ловушки.
Первая — белые: дамка f6; черные: дамки b8, e1, h6. При своем ходе черные выигрывают.
1... h6—g5! 2. f6:h4 b8—g3 3. h4:f2 e1:h4X. Вторая — белые: дамка сЗ; черные: дамки d6, d8, g3. 1... d6—b4! 2. сЗ:а5 g3—e1 с выигрышем. Третья — белые: дамка d4; черные: дамки b8, d6, e1. 1... e1—f2! 2. d4:g1 b8—a7, и черные победили.
Все эти нехитрые ловушки легко запомнить. При правильной и внимательной игре они совсем неопасны. В случае, когда одинокая дамка занимает большую дорогу, а три дамки располагаются на других линиях доски, партия должна закончиться вничью.
А что будет, если дамка, занимающая большую дорогу, имеет «партнера» — простую шашку? Хорошо это или плохо? Чаще всего — плохо. Рассмотрим такую позицию на диаграмме 2.

Черная шашка h8 стесняет движение своей дамки по большой дороге. В позиции на диаграмме белые добиваются победы.
1. h4—f2 a1—f6 (Если 1... h8—g7?, то 2. f2—d4 a1:g3 3. h2:h8 с выигрышем. Проигрывает и 1... a1— g7 из—за 2. f4— h6!, и черные вынуждены уйти с большой дороги, что равносильно проигрышу. Если же они, к примеру, сделают ход 2... g7—a1, то последует 3. h6—g7! h8:f6 4. f2—d4 a1:e5 5. h2:b8, и белые выигрывают.) 2. f2—b6. Теперь черная дамка должна оставить большую дорогу, потому что на 2... f6—g7 имеет место 3. f4—h6 и возникает уже знакомая нам позиция. А при 3... h8—g7 последует 4. b6—d8!, и черная дамка не имеет ни одного безопасного поля. Другие продолжения также проигрывают.
Этот пример и способ выигрыша были показаны еще в XVI веке в испанских шашечных книгах.
После того как черная дамка покинет большую дорогу, получится окончание: три дамки, владеющие большой дорогой, против дамки и простой. Это окончание мы покажем дальше.
Теперь понятно, что простая шашка на большой дороге при нали­чии дамки, занимающей эту же диагональ, не усиливает позицию сла­бейшей стороны, а, наоборот, ее ослабляет. А в некоторых случаях приводит даже к проигрышу. Мы рекомендуем вам в таких позициях избавиться от простой шашки, отдав ее под бой, и продолжать игру одной дамкой.

ТРЕУГОЛЬНИК ПЕТРОВА

Мы с вами разобрали случай, когда одинокая дамка занимает большую дорогу, а три дамки противника владеют другими диагоналями доски. Но часто бывает и так. Большой дорогой владеют три дамки, а одна неприятельская находится на любой другой линии шашечной доски. При таком положении три дамки всегда побеждают.
Впервые способ ловли одинокой дамки тремя, занимающими большую дорогу, был показан в испанских книгах XVII века. В русской литературе его впервые опубликовал в 1827 году в своем учебнике шашечной игры А. Д. Петров. Впоследствии у нас позиция, которая строится для ловли одинокой дамки, стала называться «треугольник Петрова».
Основной принцип треугольника Петрова заключается в том, чтобы с каждым ходом все больше ограничивать в передвижениях одинокую дамку, вытесняя ее последовательно с двойников и тройников. Данный способ дает возможность при правильной игре поймать одинокую дамку в одиннадцать — тринадцать ходов из любой позиции.

На диаграмме 3 самая трудная из позиций, в которой три дамки, владеющие большой дорогой, ведут борьбу против одной дамки противника.
Система ловли разбивается на ряд задач. Самыми важными в подобных окончаниях являются большая дорога, двойники и тройники. Большая дорога у белых; теперь им необходимо занять двойники, а затем вытеснить дамку противника с тройников. При этом следует удерживать большую дорогу, иначе противник немедленно займет ее своей дамкой, и партия закончится вничью.
Итак, первая задача: необходимо вытеснить черную дамку с двойников. Как же это сделать?
1. сЗ—d4 (занимая свободную линию двойника) 1... b8—с7 2. d4—g1 с7—f4 3. b2—d4 (вторая дамка тоже переводится на свободный двойник) 3... f4—h2 4. d4—еЗ (Теперь черной дамке придется покинуть двойник. Если она это не сделает и сыграет 4... h2—b8, то последует 5. g1—h2 с выигрышем.) 4... h2—d6 5. g1— h2 d6—аЗ.
Белые выполнили первую задачу. Они заняли своими дамками обе линии двойников.
Вторая задача заключается в том, чтобы вытеснить теперь черную дамку с тройников, при этом не отдавая ни большой дороги, ни двойников противнику. Для выполнения этой задачи требуется обязательно овладеть полями, которые расположены на пересечении двойников с тройниками. Это поля — на нижнем тройнике — еЗ и f4, а на верхнем тройнике — с5 и d6. Понятно, что если одинокая дамка занимает один из тройников, то стороне, имеющей превосходство в силах,
занимать надо указанные поля на другом тройнике.
6. h2—f4 аЗ—е7 7. a1—сЗ (Теперь черная дамка должна покинуть тройник, иначе она сразу же будет поймана. При 7... е7 —f8 белые сыграют 8. сЗ—g7 f8:h6 9. еЗ—c1 с выигрышем.
Если 7... е7—аЗ, то выигрывает 8. сЗ—b2 a3:c1 9. f4—h6X.) 1... e7—d8 8. f4—d6. Треугольник Петрова построен. (Если бы черные сыграли 1... е7—h4. то после 8. еЗ—с5 опять построение треугольника завершено.) Нам предстоит третья, и последняя,
задача: поймать одинокую дамку. В положении на диаграмме 4 у черной дамки остается всего два хода: 8... d8—а5 или же 8... d8—h4. Любой из них приводит к проигрышу. Разберем оба продолжения.

Первое: 8... d8—a5 9. сЗ—e1 a5—d8 10. еЗ—b6 d8:a5 11. d6—b4 а5:сЗ 12. e1:a5, и белые победили.
Второе: 8... d8—h4 9. сЗ—e1! h4—f6 10. еЗ—g5 f6:h4 11. d6—g.3 h4:f2 12. e1:h4, и опять белые выиграли.
В конце нашего разбора осталось лишь познакомить вас с четырьмя возможными построениями треугольника Петрова.
Первое — белые: дамки сЗ, еЗ, d6; черные: дамка d8.
Второе — белые: дамки d6, еЗ, f6; черные: дамка e1.
Третье — белые: дамки с5, f4, f6; черные: дамка а5.
Четвертое — белые: дамки: сЗ, с5, f4; черные: дамка h4.
В каждом из указанных построений острый угол «треугольника» нацелен на дамку противника. Любой шашист должен обязательно уметь строить треугольник Петрова.

 

 

Домашнее задание.

1. Что такое “петля”?

2. Что такое "взаимодействие"?

3. Где располагается "петля"?

4. Как построить "взаимодействие"?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: