Тема: Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды.




Халдарова Н.Х.ВСО2курс 213-2

Модуль№1

Тема: Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды.

Патофизиология – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

 

Курс патофизиологии включает 3 основных раздела:

1. Нозология (общее учение о болезни).

2. Учение о типовых патологических процессах.

3. Учение о типовых формах патологии органов и систем (частная патофизиология).

 

Термин «патофизиология » происходит от двух слов: «патология » и «физиология ». «Патология » в переводе с греческого означает учение о болезни (pathos-болезнь, страдание; logos – учение), «физиология » -учение о природе организма (physis – природа; logos – учение). Таким образом, «патофизиология» - это наука о жизнедеятельности больного организма.

Ряд важных понятий патофизиологии, такие как стресс, предболезнь,реактивность, резистентность, конституция, диатез - относятся к здоровым индивидам.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) патофизиологию определили как " основу медицинского профессионального интеллекта".

Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие возникновение, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза. Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В. Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины. Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии.

Методологической основой предмета является метод диалектического материализма. С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной терапии.

Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры, функции и метаболизма, теории и практики, принцип сравнительной патологии.

Предметом изучения патофизиологии является жизнедеятельность больного организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях.

Предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении:

-сущности болезней;

-причин и условий возникновения болезней;

-механизмов развития болезней;

-типических патологических процессов;

-закономерностей повреждения отдельных органов и систем.

Патофизиология – интегративная наука. Занимая особое место в системе высшего медицинского образования, она обладает широкими теоретическими и методологическими связями с другими дисциплинами.

Прежде всего, патофизиология опирается на науки, изучающие свойства факторов окружающей среды, которые способны вызывать возникновение болезней, а также влиять на течение и исход. К ним относятся физика, химия, биология, микробиология, социология. Эти дисциплины формируют теоретическую базу, необходимую для изучения этиологии.

Кроме того, для изучения патофизиологии необходимо обладать достаточно широким спектром знаний о структуре, функции и обмене веществ организма в условиях нормы. Этой цели служат такие дисциплины, как анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Цель патофизиологии как учебной дисциплины заключается в формировании теоретических основ понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней; получении фундаментальных сведений о сущности болезни и законах её развития; формировании и развитии, в конечном счете, клинического мышления.

Патофизиологический подход к решению задач клинической медицины всё более активно внедряется в самые различные области практической медицины. Во всех направлениях современной медицины используются новейшие методы лабораторной и инструментальной диагностики, анализ которых даёт представление о патогенезе нарушений функций клеток, органов, систем больных. В процессе лечения применяют специальные лекарственные средства, производят лечебные манипуляции. На базе патофизиологической теории формируются принципы и методы этиологической и патогенетической профилактики. Патофизиологические критерии лежат в основе определений и классификаций болезней. Ничто из перечисленного не может осуществляться без знания патофизиологии.

Задачи патофизиологии:

1.Установление сущности болезни.

2. Изучение причин и условий возникновения болезней.

3. Раскрытие механизмов развития болезни и отдельных ее проявлений, механизмов выздоровления и умирания.

4. Изучение основных закономерностей функционирования организма в условиях патологии.

5. Создание экспериментальных моделей патологических процессов.

6. Систематизация и аналитико-синтетическая обработка клинического экспериментального материала.

7. Разработка и внедрение эффективных методов ранней диагностики, мер профилактики, принципов этиопатогенетической терапии.

8. Дальнейшее развитие клинической патофизиологии.

Методы патофизиологии:

1. Метод эксперимента на живых объектах (методы раздражения, включения, выключения, парабиоза, методика изолированных органов и тканевых культур).

2. Методы молекулярной биологии: метод клонирования (животных, клеток, гена), метод генетического нокаута.

3. Метод клинического исследования (биохимические, биофизические и другие методы).

4. Методы физического и математического моделирования патологических процессов.

5. Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирования научных положений и концепций.

Метод клинического наблюдения. Он заключается непосредственно в наблюдении течения болезни человека с помощью практически безвредных целенаправленных функционально-диагностических методик (биохимических, иммунологических, электрофизиологических и т. д.). Преимущество этого метода заключается в отсутствии необходимости создания экспериментальной модели. Исследователь наблюдает конкретную болезнь или патологический процесс у постели больного. Однако, данный метод не даёт возможности изучить процессы, происходящие в организме человека в латентную и продромальную стадии. Кроме того, исследователь ограничен в оценке причины и условий развития заболевания. Несмотря на это клиническая, патофизиология является в определённом аспекте вершиной сравнительной патологии, ибо это патология человека. Основной задачей клинической патофизиологии является изучение наиболее общих вопросов этиологии и патогенеза болезней человека.

Эксперимент - искусственное моделирование патологического процесса.

Требования, предъявляемые к эксперименту:

1. Наличие точной цели.

2. Выбор экспериментального животного.

3. Адекватный выбор методики проведения эксперимента.

4. Правильный выбор оснащения.

5. Умение наблюдать, фиксировать полученные данные.

6. Умение делать правильные выводы и интерпретировать полученные данные

(с учетом контрольных опытов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: