РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА




«Развитие потребности в самоопределении и самосовершенствовании средствами родного языка в современной школе»

Сроки: 2020 – 2025 гг.

  Разработчик(-и)(рабочая группа), руководители РИП Бутримова Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, руководитель отдела начального общего образования БУ ОО ДПО «Институт развития образования» Кульчицкая Нина Николаевна, к.филол.н., доцент кафедры технологии обучения и методики преподавания предметов БУ ОО ДПО «Институт развития образования»
  Научные консультанты, эксперты Пименова Наталья Ивановна, руководитель отдела дополнительного образования и предметной области «Искусство»
  Юридический адрес г.Орел, ул. Герцена, 19.
  Контактные телефоны  
  Адрес электронной почты, официальный сайт в сети Интернет ironoo@yandex.ru (отдел начального общего образования) ninikul@mail.ru (Кульчицкая Н.Н.) https://оиро.рф (сайт института)
  Базовые образовательные учреждения РИП МБОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области
  СВЕДЕНИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ
  Тема (проблема) программы Развитие потребности в самоопределении и самосовершенствовании педагогов и обучающихся средствами родного языка в современной школе на основе традиций отечественной педагогики
  Цели Создание и поддержание условий для осознания педагогами своих профессиональных целей при включении детей и их родителей в исследовательскую деятельность по родному языку.
  Задачи
  1. Создание алгоритма для включения всех участников образовательных отношений в исследовательскую работу.
  2. Знакомство с педагогическим наследием К.Д.Ушинского и других отечественных педагогов для укрепления педагогической позиции и расширения профессионального кругозора.
  3. Накопление творческих работ, отражающих авторское понимание родного языка.
  4. Создание банка педагогических практик по изучению родного языка.
  5. Фиксация процесса и результатов инновационной деятельности (ведение аудио-, видеозаписей, письменных наблюдений, анализ, педагогическая рефлексия и др.)
  Гипотеза программы Осознание учителем своих профессиональных целей в процессе организации исследовательской работы по родному языку будет способствовать укреплению личностных позиций и профессиональному росту как основы саморазвития учителя.
  Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлена программа Задачи государственной политики в области изучения родного языка отражены в следующих документах: · Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 11, Ст.14) · Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 · ФГОС НОО (обязательная предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», обязательные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке») · ФГОС ООО (обязательная предметная область «Родной язык и литература», обязательные предметы «Родной язык» и «Родная литература») · Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации · Примерная программа воспитания
  Нормативно-правовое обеспечение проекта Федеральный уровень: · Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; · Приказ Минобрнауки РФ от 23.07.2013г. № 661 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»; Региональный уровень: · Приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 16.04.2014г. № 537 «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования, организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Орловской области»; · Приказ Департамента образования Орловской области от 19.11.2020г. № 1395 «О формировании и функционировании региональных инновационных площадок в сфере образования в Орловской области в 2020/2021 учебном году». Локальный уровень (образовательная организация): · Приказы образовательных организаций о создании рабочей группы по реализации программы РИП, об утверждении координаторов РИП в образовательной организации, об утверждении плана инновационной работы на учебный год (ежегодно). · Должностные инструкции педагогов и администрации. · Утвержденные основные образовательные программы для каждого уровня образования, а также рабочие программы учебных, внеурочных курсов, воспитания.
  Краткое обоснование актуальности и инновационности программы Введение новых предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» обострило проблемы, связанные с пониманием роли русского языка как средства воспитания и универсального учебного инструмента для формирования мировоззрения. Совместная исследовательская деятельность ребенка и взрослого по родному языку как условие повышения эффективности учебной деятельности и качества образования будет способствовать восприятию родного языка как основы для сохранения и развития родной культуры. Переосмысление педагогического наследия К.Д.Ушинского и других отечественных педагогов сегодня актуально в связи с поиском принципов и подходов к изучению родного языка.
  Инновационные механизмы, которые будут разработаны в результате реализации программы Авторские педагогические проекты, постоянно пополняющиеся творческими работами, проектами детей.
  Сроки реализации программы 5 лет (2020/2021 уч.г. – 2024/2025 уч.г.)
  Алгоритм реализации программы: Сроки: 1 этап: подготовительный (2020/2021 уч.г.), 2 этап: основной (2021г.-2024гг.), 3 этап: завершающий (2025 г.)
Содержание этапов: 1 этап: -определение состава участников региональной инновационной площадки, организация работы в школах: определение школьных координаторов и инициативных групп педагогов, - анализ и оценка состояния преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» в ОО (учебные и внеурочные курсы, воспитательные программы), кадровых, материально-технических и организационно-методических условий, определение зон риска и точек роста; - выявление затруднений педагогов, потребностей обучающихся и родителей; - разработка планов инновационной работы в ОО (школьный координатор) и педагогических проектов (педагоги - участники РИП), определение итоговых продуктов; - подготовка промежуточного отчета по итогам первого этапа.
2 этап: -нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература»; - проектирование содержания, апробация, внедрение, распространение положительного опыта преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» с учетом преемственности уровней образования; - мониторинг результатов образовательной деятельности по проблеме РИП, выявление затруднений, принятие управленческих решений; -разработка рекомендаций для педагогов; - работа педагогов с обучающимися и их родителями по проблеме РИП; - подготовка промежуточных отчетов по итогам года.
3 этап: -обобщение инновационного опыта работы педагогов, публикация материалов, - разработка программ повышения квалификации, модулей по вопросам преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
  Краткое описание ожидаемых продуктов программы Основной ожидаемый продукт программы - создание коллективного проекта как обобщение практики педагогов, основанной на наблюдении за деятельностью учеников, включённых в исследование своего понимания родного языка. В качестве результата работы участники площадки предоставляют свой проект, включающий: - выделение одной основной цели для работы в своём классе (через решение конкретных задач); - определение форм, методов, приёмов работы, направленных на достижение планируемых результатов; - диагностику начального уровня и достигнутого в конце определённого этапа работы; - предоставление некоторого «видимого» материала детских творческих работ (странички словаря, авторские словарные статьи, поясняющие понимание пословиц, поговорок, слов и словосочетаний, видео досуговых мероприятий, посвящённых слову и языку, чтение художественных текстов и их обсуждение и др.)
  Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В ОО будут созданы условия для повышения эффективности работы по изучению родного языка как части культурно-исторического наследия России и воспитательной работы. В ходе инновационной работы педагоги приобретут компетентность в осуществлении учебной и воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности посредством изучения родного языка. Дети получат возможность реализовать свои творческие способности в мероприятиях духовно-нравственной направленности, проектах, акциях, других формах межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  Ресурсное обеспечение проекта: Кадровое: Педагоги начального и основного общего образования, заместители директоров ОО, методисты, педагоги-психологи и др. Методическое: Образовательные программы ОО, рабочие программы педагогов, УМК. Информационное: Сайты ОО и института, СМИ. Материальное и технологическое: Компьютерная техника и стандартное программное обеспечение. Особого материального и технологического оснащения не требуется, помимо требований к условиям реализации ФГОС на разных уровнях общего образования.
  Формы реализации Основной формой реализации программы РИП является совместная работа по созданию и оценке педагогических проектов. Предпочтительной формой организации работы с детьми также являются проекты и другие активные и интерактивные формы организации учебной и внеурочной деятельности. Координатор в ОО (заместитель руководителя или педагог, назначенный приказом): - составляет план инновационной работы на учебный год, информирует педагогический коллектив, родителей о ходе реализации программы РИП, готовит промежуточные и итоговый отчеты; - организует взаимодействие участников РИП, в т.ч. взаимопосещение занятий, в рамках реализации годового плана инновационной работы; - организует проведение мониторинга, анализирует результаты, разрабатывает рекомендаций для педагогов; - организует внутришкольные методические мероприятия: семинары, совещания, педагогические советы, круглые столы и др. с целью выявления и распространения инновационного опыта; - обеспечивает информационную открытость РИП путем размещения информации о работе РИП на сайте ОО, выступает экспертом методических материалов педагогов, публикуемых на сайте ОО, организует взаимодействие со средствами массовой информации.   Педагоги-участники РИП: - разрабатывают (или составляют), реализуют, совершенствуют рабочие программы в рамках реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература», программ внеурочной деятельности, воспитательных программ, с учетом специфики уровней и обеспечения их преемственности; - разрабатывают и реализуют свой педагогический проект, презентуют результаты проекта на заседаниях РИП и других мероприятиях; - фиксируют результаты своей инновационной деятельности (в форме портфолио, дневника наблюдений и т.п.); - осуществляет сбор и хранение «продуктов» инновационной деятельности: творческих работ детей, методических материалов (сценарии учебных и внеурочных занятий и других форм организации детской деятельности), фото- и видеоматериалы, электронные ресурсы и др.; - анализируют результаты в рамках педагогической диагностики, мониторинга, разрабатывают рекомендации для родителей, организуют индивидуальную работу с обучающимися; - вносят предложения в план работы РИП и годовые планы инновационной работы в ОО, принимают участие в заседаниях РИП; - изучают инновационный опыт коллег, участвуя в методических мероприятиях, конкурсах, семинарах, конференциях, обобщают и представляют свой опыт работы.
  Системность отчетности по результатам инновационной работы Промежуточные отчеты Школьные координаторы ежегодно в конце учебного года предоставляют промежуточный отчет руководителям РИП в соответствии с установленной формой. Руководители РИП готовят общий промежуточный отчет о работе РИП по итогам учебного года. Информационная открытость Информация о работе школьных площадок, проводимых заседаниях, мероприятиях публикуется на сайтах образовательных организаций в соответствии с требованиями, обновляется не реже 1 раза в год. Информация о работе РИП (отчеты о мероприятиях, опыт работы педагогов) публикуется на сайте Института развития образования. Педагогическая диагностика, мониторинг Педагоги проводят педагогическую диагностику в рамках реализации программ не реже 1 раза в год, анализируют результаты. Анализ результатов диагностики включается в ежегодный промежуточный отчет ОО. Мониторинг деятельности педагогов организуется школьным координатором РИП. Результаты деятельности РИП (промежуточные и итоговые) представляются в форме презентации общего проекта и «продуктов» инновационной деятельности школ-участников, отдельных педагогов, в том числе в форме презентации портфолио педагогов. На третьем этапе обобщенные школьным координатором материалы работы ОО сдаются руководителям РИП для анализа и подготовки инновационного опыта к публикации. По итогам работы площадки проводится итоговая конференция (или используется другая форма презентации и обмена опытом).  
  Мониторинг результативности Текущий мониторинг проводится руководителями РИП в форме анкетирования участников инновационной площадки, анализа материалов сайтов образовательных организаций, промежуточных отчетов, и других материалов, представленных педагогами. Итоговая оценка результатов деятельности площадки осуществляется в форме аналитической справки руководителя РИП, представляемой на итоговом мероприятии или опубликованной в сборнике материалов из опыта работы РИП.  

Перечень ОО:

1) ЧРОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Иоанна Кукши»

2) ЧРОУ МРО «Орловская православная гимназия имени Преподобного Алексея»

3) ЧРОУ «Гимназия-пансион во имя Преподобного Сергия Радонежского в г.Болхове»

4) МБОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области – базовая ОО.

5) МБОУ г.Мценска «Лицей № 5»

6) МБОУ г.Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 1»

7) МБОУ – лицей № 21 им. А.П.Ермолова г.Орла

8) МБОУ – лицей № 32 им. И.М.Воробьева г.Орла

9) МБОУ - средняя общеобразовательная школа № 50 г.Орла

11) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Ливны

12) МБОУ – средняя общеобразовательная школа № 52 г.Орла

 

___________________ И.В.Бутримова

__________________ Н.Н.Кульчицкая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: