Строительство жилых домов-изб




Первоначально избы, хотя и из добротной сосны, были невысокие, из четырёх стен с маленькими оконцами, обтянутыми бычьим пузырём. Высокие дома со стеклянными рамами появились уже во второй половине 19 века. Нижние ряды стен традиционно складывались из лиственницы («листвяга»), остальные из сосны. На сооружение стен избы-одноколки расходовали 80-100 лесин одинакового стенового леса. Лес для изб рубили осенью, когда дерево готовилось к зиме. Простукивали обухом топора, чтобы слышалась звонкость.

Жилая архитектура 17 века отличалась предельной простотой и строгостью, и представляла собой четырёхгранный квадратный или прямоугольный сруб из бревен длиной 6-8 метров, в диаметре 25-30 см. Такой сруб назывался "клетью". Клеть с печью называлась "избой".

Изба могла располагаться на "подклети", в которой были подсобные помещения - кладовка, кухня и пр.

В это же время (17-нач.18 вв.) появляются избы-двойни, когда к избе с сенями со временем и в случае надобности пристраивали ещё одну избу, получая дом «на связи»: изба-сени-изба. Такой дом назывался «двужильный». К нач. 20 века «двужильные» дома утратили своё прежнее значение, вместо них всё более распространялись дома-одноколки, что связано с разделом больших семей. «Одноколок» назывался ещё «четырехстенок», т.е. изба с единственным внутренним помещением.

В нач. 19 века в СеверномПриангарье начинают возводиться наиболее приемлемые для сурового климата жилища –«крестовые» дома. «Крестовый» дом или «крестовик» представлял собой значительных размеров помещение, разделенное внутри крестообразно двумя капитальными стенами. С тыльной стороны крестового дома прорубался вход-спуск в отдельное подполье-погребок под домом, служившее для хранения картофеля в летнее время. К дому прирубалось небольшое помещение для домашней птицы. Тепла от стены дома было достаточно, чтобы куры и гуси легко переносили любые морозы.

В нач. 20 века появляются дома нового типа «круглые», т.е равносторонние по длине и ширине. Стены могли достигать 10-16 м. Крыша такого дома обязательно была четырёхскатная (круглая, шатровая). Она хорошо защищала дом от дождя, ветра, снега и удерживала тепло под колпаком. Края четырёхскатной крыши на метр и более выделялись за стены дома. Такие дома разделялись посередине капитальной стеной, поэтому назывались ещё - «пятистенок». В дополнение к капитальной стене внутри делали дощатые перегородки- заборки. Круглые дома пятистенки отличались от прежних большей площадью и высотой, а также нарядной отделкой карнизов, ставен и наличников. Одновременно усложнились всевозможные «связи» к дому – пристройки, крылечки, кладовые, сени и пр. Круглые дома ставили в основном на высокой подклети. Под одной из половин устраивали большой подвал, который мог служить мастерской либо как подсобное хозяйственное помещение. Здесь ставили кирпичную или железную печь, труба которой выходила через дом, обогревая его. В это подвальное помещение заходили со двора. Под другой половиной дома делали подполье для хранения овощей, вход-спуск в него был из дома. Из сеней одни двери вели на скотный двор, другие были парадными и вели на чистый двор.

Входили в сени и дом через высокое крыльцо, часто построенное на специальном бревенчатом подрубе. В круглых домах часто столбы и перила крыльца украшались резьбой.

Техника рубки домов

Первоначально все дома строились по одной схеме. Наиболее приемлемой была техника рубки избы «в угол» (в чашу) с выступающими концами брёвен. В брёвнах выбирался полукруг, а концы брёвен выступали за стены сруба. При такой рубке с остатком, углы дома не промерзали даже в самые сильные «хляшшие»морозы. С конца 19 века стали применять пилу и рубить дома«в лапу» - с врубкой брёвен на концах без остатка.

Изба состояла из 14-17 венцов. На пятом-шестом венце укрепляли «перевод» или «матку» для пола, затем через 9-10 венцов - потолочную матицу и на неё накатывали круглые брёвна для потолка. Над потолком шёл «обгон»:1-2 ряда брёвен. На них укрепляли «курицы» - крюки из лиственницы с естественным изгибом, которые поддерживали упоры для крыши – желоба. После этого вершили избу, т.е. клали «самцы» - «вершения» и покрывали крышу тёсом. Кровля на «самцах», т. е. на брёвнах фронтонов, постепенно укорачивающихся кверху,была наиболее древним, традиционно общероссийским видом строительства кровли). Позднее «самцы» заменились дощатыми фронтонами.Тесины прижимали сверху охлупнем – половицей с угловым углублением.Крытые доской крыши домов - важнейший признак сибирского жилища. Крыши могли быть двух-, трех-, четырехскатными. В нач. 20 века у зажиточных крестьян появляются крыши, крытые железом.

Окна, наличники, ставни

После сооружения крыши избу обстраивали: делали двери и окна.

В 17-18 веках окна и их количество было небольшими. Для оконного отверстия использовали слюду, брюшину животных или холст, пропитанный маслом, жиром, смолой. Довольно быстро сибиряки начинают строить дома с «колодными» и «косящатыми» окнами – в которые вставлялись рамы. С 19 века окна становятся довольно больших размеров иих количество доходит в крестовом доме до 8 -12. Исследователи отмечали повышенную «любовь сибиряка к солнцу, свету». В 19 в. в Сибири в т.ч. и в Приангарье быстро распространяется стекло. Снаружи окна обрамлялись массивными наличниками. На шарнирах подвешивались ставни.До 19 в. окна не имели внешних украшений. В 19 веке появляются наличники, украшенные простейшим долбленым узором. Первые наличники отличались простотой и строгостью форм. В конце 19 века отделка наличников становится более разнообразной. Широкое распространение получают окраска и роспись. Часто роспись сочетается с резьбой. Резьба была пропильная, прорезная или накладная – когда рельефный узор набивался на основу. Наличники стали походить на кружевные узоры.

Нередко верхняя часть домовтакже украшалась резным карнизом. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры, карнизы, ангарские народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. (Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси ещё в языческие времена. Тогда она носила в основном культовый характер. В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.)

9. Внутренняя планировка домов

В 19 веке дом разделяютна две половины: на «куть»-кухню и «избу». Затем «избу» тоже начали делить на две половины- на переднюю «избу» и горницу. Вначале с помощью занавесок из холста, а затем и деревянными перегородками - заборками. В конце 19 века разделение дома-избы перегородками на два или несколько помещений стало уже правилом. В чистой половине дома – передней избе и горнице помещались полати – поднятые под самый потолок лежанки, на которых обычно спали дети и подростки. В передней избе часто ставили красна – ткацкий станок, занимавший больше половины помещения.

Планировка горницы, как правило, повторяла планировку избы. Горница была парадным помещением, самой большой и светлой комнатой в доме, и её украшению и убранству уделялось значительно больше внимания. Здесь чаще применялись окраска и роспись, стояла лучшая мебель, находились наиболее новые предметы убранства. В горнице делали ломовой потолок из гладких плах. В переднем (красном) углу горницы находилась божница с иконами, под которой стоял большой стол. Около стола вдоль стен стоялимассивные неподвижные лавки.

В кухне находился «залавок», называемый также «шесток» - это вид шкафа с задней глухой и остальными решетчатыми стенками в котором в зимнее время держали куриц. Поверхность залавка служила столом. За печкой находился гобец – спуск в подполье, в котором можно было ходить почти во весь рост.

Полы во всём доме скоблили ножом и закрывали домотканными половиками.

Отопление домов

Почти до середины 17 века избы отапливались «по-чёрному». Дым из сложенной из камней печи попадал прямо в избу (потолков не было) и выходил в специальное отверстие – «волоконце», небольшое окно без рамы, вырезанное в одном-двух смежных брёвнах, закрывавшееся после выхода дыма задвижной доской. Когда дрова прогорали «волоконце» закрывалось и нагретые камни долго хранили тепло. Такой способ обогрева ещё долго почти до сер.20 века сохранялся при топке бань.

Позже появились глинобитные печи (русские) с лежанкой. Печь клали (били) из глины «помочью» в один день, чтобы глина не пересохла. В некоторых деревнях они ещё стоят. Переход от чёрных изб к белым завершился в Приангарье к нач.20 века.С конца 19 века появляются железные печи («голландки»), облегчившие отопление жилища.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: