Класс.
Тема урока: Последовательное соединение проводников.
Цель урока: изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
Образовательная:
- исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,
- отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
- выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная:
- продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.
Ход урока.
1. Повторить основные понятия (устно).
Что такое электрический ток? Сила тока? Как обозначается сила тока? В каких единицах измеряется? Каким прибором? Как правильно включить амперметр в цепь?
- Что такое напряжение? Как обозначается напряжение? В каких единицах измеряется? Как называется прибор для измерения напряжения? Как вольтметр включается в цепь?
-Как возникает сопротивление в проводнике? Как оно обозначается? В каких единицах измеряется?
Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление? Чьё имя носит этот закон?
Что такое электрическая цепь?
Простейшую электрическую цепь составляют…
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному.
Одним из таких соединений является последовательное соединение проводников.
Изучение новой темы.
Изучить теоретический материал по видео уроку и составить конспект.
https://www.youtube.com/watch?v=yLk39C_EKhM
Математическая запись законов последовательного соединения проводников.
Iобщ = I1 = I2
Эту запись можно прочитать так:
Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Это и есть первый закон последовательного соединения проводников.
Uобщ = U1 + U2
Запишем формулировку этого закона:
Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
Это второй закон последовательного соединения проводников.
Выведем ещё один закон – это закон сопротивлений. Для этого применим второй закон последовательного соединения проводников и закон Ома для участка цепи.
Rобщ = R1 + R2
Мы получили третий закон последовательного соединения проводников – закон сопротивлений. Сформулируем его.
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи).
Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением R, т.е. R1 = R2 = R3, то получим
Rобщ = R1 n
Качественная оценка этой формулы состоит в следующем: при последовательном соединении проводников как бы увеличивается длина проводника, включенного в цепь, что приводит к увеличению сопротивления. Это хорошо видно из формулы зависимости сопротивления проводника от его размеров и материала, из которого он изготовлен. R = pl/S
Применение последовательного соединения проводников
Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель).
Закрепление.
Решение задач.
1)Требуется изготовить елочную гирлянду из лампочек рассчитанных на 6 В, включая ее в сеть с U=120 В. Сколько лампочек надо включать?
2)
q Каково общее сопротивление в цепи, если сопротивление R1 = R2 = R3 = 10 Ом?
q Какое значение силы тока показывает амперметр?
3) Два проводника сопротивлениями 6 и 2 ом соединены последовательно.
Каково общее сопротивление в цепи? Каково показание амперметра, если вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе показывает 12 В? Каково показание вольтметра второго
резистора? Каково общее напряжение в цепи?
Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание
Изучить параграфы 38,39.