ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
1. Психодиагностика подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.
Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения психологических и психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Выделяют 3 формы диагностики:
Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.
Групповая форма – одномоментное исследование группы одним специалистом).
Подразделяется на 3 подвида:
· подгрупповая (2-3 человека);
· г рупповая (8-10 человек);
· фронтальная ( максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)
Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.
К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.
Общепедагогические принципы исследования детей
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.
· Принцип деятельностного подхода.
· Принцип динамического изучения ребенка.
· Принцип каузальности (этиопатогенетический).
· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Этические принципы
· принцип конфиденциальности;
· принцип соблюдения интересов обследуемого;
· принцип не нанесения ущерба;
· принцип компетентности и беспристрастности.
ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ.
Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
В психолого-педагогическом диагнозе указывается
· педагогическая категория нарушенного развития,
· степень выраженности нарушения,
· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.
Уровни психологического диагноза:
· симптоматический,
· этиологический,
· типологический (Л.С. Выготский).
Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. На основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
Диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.
ПРОЦЕДУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап:
· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;
· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.
2. Адаптационный этап:
· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
3. Основной этап:
· тестирование; психодиагностический процесс
4.Интерпретационный этап:
· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап:
-констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
-рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме
4.МЕТОДЫИ ВИДЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.