Методы психолого-педагогической диагностики




· Метод изучения документации

· Метод беседы

· Метод изучения результатов деятельности детей

· Метод наблюдения:

· Метод эксперимента:

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Виды обследования

Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления:

· клиническое;

· психологическое;

· педагогическое.

Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов помощи, которые необходимо оказать ребенку в условиях того или иного речевого расстройства.

Клиническое обследование включает:

· Медицинское обследование, чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;

· Обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие и характер нарушений центральной нервной системы. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку назначается медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство.

· Объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют обследование невропатолога в случае органических нарушений.

При афазии необходимо нейропсихологическое обследование, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

Психологическое обследование – ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка.

Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Педагогическое обследование проводит педагог, чтобы определить уровень владения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

В организации обследования ребенка и логопедом и психологом есть много общего, и прежде всего в этапах его проведения.

Этапы диагностики:

Задача 1 этапа – ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования.

Задача 2 этапа – проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.

На 3 этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках индивидуального образовательного маршрута в соответствующем образовательном учреждении.

По результатам обследования составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.

В характеристике отмечаются следующие параметры:

· общие сведения,

· история развития,

· семья,

· физическое состояние,

· особенности познавательной деятельности,

· изучение медицинской документации,

· особенности речи, внимания, восприятия, памяти, усвоения учебного материала,

· интересы,

· эмоционально-волевая сфера,

· особенности личности,

· наблюдение в различных видах деятельности.

 

Практические задания:

1. «Общепедагогические принципы диагностики лиц с нарушениями речи»

Общедидактические принципы Как реализовываются в отношении лиц с нарушениями речи
Принцип единства диагностики и коррекции. Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей ей диагностической работы. Реализуется в 2 аспектах: · Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного, тщательного психологического обследования. · Коррекционно-развивающая деятельность требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, контроля динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. ----------------------------------------------------------------------------------------------- Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как ЗАР, так и ЗБР ребёнка. Л. С. Выготский подчёркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».
Принцип целостного изучения всех психических характеристик. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления. Этот принцип лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта, которая позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого – его личности, интеллекта и поведения.
Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учётом ведущей деятельности ребёнка:если это дошкольник – то в контексте игровой деятельности, если школьник – в учебной. В некоторых случаях, например при ЗРР, игровые методики сохраняют свою актуальность и в школьном возрасте. Необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребёнка или подростка. Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задаёт способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путём формирования обобщённых способов ориентировки. Способ коррекционно-развивающего воздействия- организация активной деятельности, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Основное направление коррекционной работы – целенаправленное формирование обобщённых способов ориентировки в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений.    
Принцип динамического изучения ребёнка. Ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. На этом принципе построена концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются ЗАР - определяемая задачами, которые ребёнок решает самостоятельно, и ЗБР, определяемая задача ми, которые ребёнок решает с помощью взрослого. Для прогноза успеха обучения существуют специальные диагностические методики. В случае нарушений развития эти методики могут иметь значение для дифференциальной диагностики.
Принцип каузальности (этиопатогенетический) Психолого-педагогическое обследование лиц с НР должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Сложная структура дефекта, иерархия отношений между симптомами и их причинами определяют задачи и цели диагностики.
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. … полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям. Но был проведён анализ процесса выполнения заданий – способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.
Принцип комплексного подхода к изучению человека т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития. Реализуется путём всестороннего обследования особенностей развития 3 базовых сфер психики – личности, интеллекта, поведения и других более частных её свойств. Психологическое обследование сопровождается оценкой состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, нервной системы. Психологическую диагностику необходимо рассматривать только как помощь в организации комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, эффективность которой зависит от учёта клинических и педагогических факторов в развитии ребёнка.
Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования Позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов обследования В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации с тем, чтобы, восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребёнка.
Принцип личностного подхода Чрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. Личностный подход – это подход к ребёнку как целостной личности с учётом всей её сложности и всех индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление, а личность в целом.Психолог должен принимать любого ребёнка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми придаётся и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

 

 

2.

· Медицинское обследование (обследование педиатра/ терапевта) – для получения сведения о соматическом здоровье ребёнка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий; · Обследование невропатолога – позволяет определить наличие и характер нарушений ЦНС. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия назначается медикаментозная терапия. При функциональных расстройствах применяется педагогическое вмешательство. · Объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют обследование невропатолога в случае органических нарушений.
Клиническое обследование
Психолого-педагогическое обследование
Является ведущим видом обследования. Задачи: · получение сведений о личности, · уровне умственного развития и поведении ребёнка, · оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта · определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта. Результативность и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.  
Психологическое обследование
Проводит педагог для определения уровня владения ребёнком учебными навыками и степени освоения учебного материала в соответствии с программой его образовательного учреждения. Необходимо для: - оценки динамики развития и прежде всего тех психических характеристик, на которые направлена коррекция для достижения наилучшего результата; - организации оптимальных межличностных взаимодействий в диаде «ребёнок — педагог» на основе определения индивидуально-типологических особенностей учащегося и учителя и характера складывающихся между ними взаимоотношений на протяжении курса логокоррекции; - анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; - консультативной работы с родителями ребёнка - планирования дальнейшей работы на основании этих данных.
Педагогическое обследование
Блок-схема «Направления психолого-педагогического обследования».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: