ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ




Клавдия Сергеевна Беспалова

кафедра русского языка и культуры речи, доцент, (kafrus@pochta.ru)

Надежда Сергеевна Журавлева

кафедра русского языка и культуры речи, доцент, (kafrus@pochta.ru)

Формирование ответственного отношения к русскому языку, забота о сохранении чистоты русского языка и его развитии – все это является приоритетными задачами государственной языковой политики. Хорошо знать русский язык, уметь пользоваться его богатствами, правильно употреблять речевые средства должен каждый говорящий на русском языке.

Вопиющая безграмотность вчерашних школьников заставила задуматься не только филологов, но и тех, кто любит родной язык. Ошибки можно увидеть всюду: на рекламных щитах, плакатах, в объявлениях.

Русский язык должны изучать не только студенты-филологи, журналисты, но и студенты-нефилологи, потому что современному обществу необходим высококвалифицированный управленец, предприниматель.

Задачей любого вуза является подготовка компетентного профессионала, способного эффективно работать на уровне мировых стандартов. Особую значимость сегодня имеет развитие у специалистов умения строить устную и письменную речь, точно и правильно выражать свои мысли, владеть культурой речи, в особенности культурой делового общения.

Именно поэтому несколько лет назад Министерство образования и науки РФ разработало стандарты к курсу «Русский язык и культура речи», и в соответствии с которым в нашем университете читаются лекции и проводятся семинары по данной дисциплине. Особенно актуальным этот курс становится на таких факультетах, как маркетинг, менеджмент, товароведение, туристический бизнес, выпускники которых должны обладать коммуникативными навыками, что, несомненно, положительно скажется на результатах их деятельности.

Данный курс призван повысить культуру устной и письменной речи студентов, повторить нормы современного русского языка, научить студентов грамотному оформлению деловых бумаг, заложить основы публичных выступлений и выработать умение вести деловые беседы.

Прослушав курс, студенты должны приобрести теоретические знания и практические навыки владения современным литературным русским языком.

На практических занятиях студенты выполняют задания разных типов и уровней сложности, помогающие выработать навыки анализа предложений и текста, а также навыки создания собственного текста.

В целях контроля знаний, полученных студентами, и был разработан приведенный ниже тест, в котором предложены задания, способные выявить уровень знаний, приобретенных студентами на практических занятиях, и дополнительно определить самые трудные для студентов темы.

Тест содержит задания, ориентированные на проверку знаний в области орфоэпии, морфологии, синтаксиса, лексики, стилистики и деловой документации.

Фонетические нормы – это важнейший аспект речевой культуры. Большое место уделяется проверке знаний студентов в области орфоэпии. Человек, не владеющий фонетическими нормами, сразу выдает себя в устной речи, и это может произвести не очень приятное впечатление на слушателей или собеседника.

Как показывает практика, трудными для студентов оказываются морфологические нормы: определение рода несклоняемых существительных, образование форм множественного числа, образование некоторых падежных форм, склонение числительных и их употребление.

Выявлено большое количество ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм: с неточным построением словосочетаний, что говорит о незнании правил управления после глаголов, существительных и предлогов, неправильным построением предложений, особенно предложений с деепричастными и причастными оборотами. Заслуживает особого внимания согласование подлежащего и сказуемого.

Не меньшую тревогу и озабоченность вызывают ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Студенты зачастую не знают и не понимают значения слов, встречающихся как в художественных, так и в научных текстах. Большое количество ошибок допускается студентами в употреблении иноязычной лексики, терминов, поэтому необходим также и контроль знаний лексики.

Особое место отводится изучению паронимов. В тесте даны задания, выявляющие умения студентов определять правильное значение паронимов.

Главная «болезнь» современного носителя русского языка – потеря стилистического чутья. Небрежно, с нарушением стилистических норм составленные документ или деловое письмо способны испортить отношения с партнерами.

Стиль обычно связан с содержанием произведения, его назначением. Зная особенности каждого стиля, студенты могут определить тот или иной функциональный стиль. Приведенные в тесте задания позволяют проконтролировать знание студентами стилистических норм.

И как ни удивительно, студенты допускают много орфографических и пунктуационных ошибок, поэтому в тест включены задания, проверяющие знания орфографических и пунктуационных норм русского языка.

В заключение следует подчеркнуть, что все задания нижеприведенного текста направлены на проверку знаний студентов и повторение самых трудных тем современного русского языка.

 

Тест 1

Выберите правильный ответ

 

1. Литературный язык - а) исторически сложившаяся образцовая форма национального языка; б) разные формы проявления национального языка  
2. Орфоэпические нормы - а) это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм; б) это определенные правила образования слов в русском языке
3. Как правильно сказать? а) икОнопись б) Иконопись   а) каталОг б) катАлог   а) обеспЕчение б) обеспечЕние   а) вероисповедАние б) вероисповЕдание   а) зАвидно б) завИдно   а) освЕдомить б) осведомИть   а) срЕдства б) средствА   а) стОляр б) столЯр   а) облЕгчить б) облегчИть   а) нефтепровОд б) нефтепрОвод   а) партЕр б) пАртер   а) укрАинский б) украИнский   а) кУхонный б) кухОнный   а) ходАтайствовать б) ходатАйствовать   а) завсегдАтай б) завсЕгдатай  
4. Определите значение следующих слов: выборочный     цельный     человечный     нетерпимый     рекламация     меценат   кортеж   а) частичный б) относящийся к выборам   а) состоящий, сделанный из одного куска; б) неповрежденный, неразрушенный.   а) свойственный, присущий человеку; б) внимательный, отзывчивый, гуманный;   а) такой, который невозможно стерпеть, перенести; б) с которым нельзя мириться, недопустимый;   а) объявление, служащее средством привлечения внимания покупателей; б) официальная претензия к качеству товара;   а) деловой партнер, вкладывающий средства с целью коммерческой рекламы; б) покровитель наук и искусств;   а) торжественное шествие, процессия; б) военный конвой, охрана, сопровождающая кого-то
5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова – паронимы 1) Мы живем в одном доме, но на … этажах.   2) В квартире требуется … ремонт.   3) Стены были покрашены …краской.   4) Учитель … был еще раз объяснить новый материал.   5) Ученый стоял у … ракетостроения.   6) Главное для писателя - … мир человека.   7) Она пришла в … платье.   8) Невдалеке мы увидели высокий …холм.   6. Определите значение следующих иностранных слов:   1) дефолт     2) инаугурация     3) вернисаж     4) нессесер     5) визави     7. Определите род существительных: 1) уютн… кафе     2) старин… музей – усадьба     3) плетен …кресло – качалка   4) надежн… плащ-палатка     5) стар… автомобиль-такси     6) удобн… платье-халат   7) зачитанн… роман-газета     а) различных б) разных   а) произвести б) провести   а) масляной б) масленой   а) принужден б) вынужден   а) источников б) истоков   а) духовный б) душевный   а) цветастом б) цветистом а) земельный б) земляной     а) отказ от выполнения финансовых обязательств; б) ликвидация промышленного предприятия   а) торжественная церемония вступления нового президента в должность; б) выражение недоверия президенту   а) торжественное открытие выставки; б) выставка художественных произведений   а) чемоданчик для хранения разных мелких вещей; б) набор принадлежностей для маникюра, шитья в специальном футляре   а) оппонент; б) собеседник     а) уютный б) уютное   а) старинная б) старинный   а) плетеное б) плетеная     а) надежный б) надежная   а) старое б) старый   а) удобный б) удобное     а) зачитанная б) зачитанный
8. Определите родовую принадлежность имен существительных:   инкогнито     шампунь     Сочи     мозоль     туфля     пенальти     врач Иванова   а) полное б) полный в) полная   а) травяная б) травяной   а) солнечные б) солнечный в) солнечное   а) больная б) больной   а) правый б) правая   а) точный б) точное   а) молодой б) молодая
  9. Выберите правильную форму числительного: 1) Они вырастили и воспитали … детей.   2) У … претенденток на медаль шансы примерно равны.   3) … наших спортсменок прошли во второй тур.   4) … слонов размещены на новой территории зоопарка.   5) В классе обучается … ученика.   а) двух б) двоих   а) четырех б) четверых   а) пятеро б) пять   а) семеро б) семь     а) тридцать два б) тридцать двое
1. Выберите правильный вариант:     1) До экзамена …всего 3 дня.     2) Сто сорок один депутат … в работе сессии.   3) Полгорода … на демонстрацию.     4) Кто-то из студенток…. шарф в аудитории.     5) Выбрать верную линию поведения мне … не кто иной, как мама.   6) Кондуктор Маша вежливо … нас оплатить проезд.     7) Инна Петрова, ведущий очеркист нашей газеты, недавно … из дальней командировки.   8) Я и ты … это сделать.       а) осталось б) остались   а) участвовал б) участвовали   а) вышло б) вышли   а) забыли б) забыла в) забыли   а) помог б) помогла     а) попросил б) попросила     а) вернулся б) вернулась     а) сумеешь б) сумеем
11. Определите значение следующих слов: 1) образы     2) пропуски   3) тормозы     4) тоны     5) счеты     6) сыны     7) ордены     а) типы, характеры в художественной литературе; б) иконы; а) незаполненное место в тексте; б) документы на право входа   а) помехи, препятствия, возникающие в процессе работы; б) механизм для уменьшения скорости или остановки   а) переливы цвета; б) музыкальный звук   а) приспособление для подсчета; б) документы о финансовых расчетах и обязательствах   а) мужчины, мальчики по отношению к родителям; б) представители своего народа   а) награды за выдающиеся заслуги; б) организации, общины с определенным уставом
12. Укажите правильный вариант:     1) Нам не хватает …   2) Студент решил около … задач.   3) Им не хватило около … рублей, чтобы купить словарь.     4) В Индии насчитывается около…языков и диалектов.     5) Он приехал в Москву с …   а) шестиста рублей б) шестьюста рублей в) шестисот рублей   а) полтора десятков б) полутора десятков в) полуторых десятков   а) полтораста б) полутораста в) полуторасот   а) восьмиста сорока пяти б) восьмисот сорока пяти в) восьмисот сорока пяти   а) пятидесяти рублями б) пятидесятью рублями в) пятьюдесятью рублями
    13. Определите управление следующих глаголов: гарантировать     различать     быть уверенным     уделить внимание     сомневаться     оплатить     тревожиться     отчитаться     а) кого от чего б) кому что   а) что от чего б) что и что   а) о чем б) в чем   а) на кого б) кому   а) в чем б) о чем   а) проезд б) за проезд   а) за сына б) о сыне   а) о работе б) за работу
14. Употребите правильный падеж после предлога: благодаря несмотря на     в силу     по причине     по     по     а) чему б) что   а) чего б) что   а) чему б) чего   а) чего б) чему   а) окончании б) окончанию   а) приезду б) приезде
  15. Рецензия - это   а) краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи б) критический отзыв о конкретном произведении, статье.
     
16. Определите стиль следующего отрывка: 1) Основной источник финансовых ресурсов западных фондов прямых инвестиций – долгосрочные ресурсы зарубежных пенсионных фондов и страховых компаний. Этот тип участников финансового рынка работает, как правило, с наименее рискованными государственными ценными бумагами. Однако для повышения общего уровня доходности они выделяют определенные лимиты на осуществление инвестиций через ФПИ, при этом учитывая не только макроэкономическую и политическую ситуацию в каждой стране-реципиенте, но и историю данного фонда прямых инвестиций.     а) художественный стиль б) публицистический стиль в) научный стиль
  2) Из опыта жизни вы прекрасно знаете: человек всегда чувствует, как относится к нему собеседник. Даже когда на улице к нам подходит незнакомый человек, мы чувствуем, с агрессивными он подошел намерениями или просто для того, чтобы спросить дорогу, еще до того, как он произнес первые слова. Когда вы подходите к продавцу с внутренним посылом: «Здравствуйте, это вы!» - он это обязательно почувствует, и это даст вам некоторую форму при получении информации. Если же ваш посыл: «Здравствуйте! Это я – весь такой крутой – пришел к вам» - вы вряд ли получите подлинную информацию, зато услышите множество подобострастных слов.     а) публицистический стиль б) художественный стиль в) разговорный стиль
  3)За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.   4) Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.     а) публицистический стиль б) научный стиль в) разговорный стиль     а) публицистический стиль б) научный стиль г) разговорный стиль
  17. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях: 1) Вы опоздали на работу   2) Ваши родственники просят вас помочь им в продаже и приобретении квартиры.   а) заявление б) объяснительная записка в) доверенность   а) заявление б) объяснительная записка в) доверенность
18. В каком документе можно встретить следующие строки:   Прошу разрешить мне сдать экзамен по французскому языку досрочно…     а) доверенность б) заявление в) объяснительная записка  
  19. Вставьте приставки ПРЕ - или ПРИ- в следующие слова: 1) … емник директора; 2)… бывать в неведении 3)…даваться размышлениям 4)… высить полномочия 5) …чудливый узор 6) … творная любезность 7) …ходящая мода     а) пре- б) при-    
20. Вставьте -Н- или –НН-: 1) линова…ый лист; 2) смышле…ый студент; 3) привилегирова…ая акция; 4) столетняя листве…ица; 5) нефтя…ое месторождение; 6) суровый таможе…ик; 7) мудре…ая задача     а) –н- б) –нн-    
  21.Выберите правильный глагол: 1) Этот участок надо …     2) Спортсмены … после соревнований.   3) Многие деревни в наше время…       а) обезводить б) обезводеть   а) обессилили б) обессилели   а) обезлюдели б) обезлюдили    
  22. Слитно или раздельно:   1) далеко (не) глупый студент; 2) крайне (не) доверчивый покупатель; 3) почти (не) изученная проблема; 4) (не) сданный вовремя реферат; 5) (не) учитывая факты;     а) слитно б) раздельно  
  23. Выберите пропущенные буквы:   1) Вся команда собралась в кают-к…мпании.   2) Публика прогуливалась по в…стибюлю театра.     3) Современные ученые с тревогой следят за различными природными к…таклизмами.   4) На форуме собрались известные к…рифеи финансового рынка.     5) Сегодня все больше проблем возникает у людей, живущих на пер…феерии.     а) о б) а   а) е б) и     а) а б) о     а) а б) о     а) е б) и  
24. Вставьте предлоги:   1) ….. реформ;   2) … с трудностями;     3) …сокращения инвестиций;     4) договорить … кредита;   5) … недостатка времени   25. Расставьте запятые:   1. Если человек видит смысл жизни в зарабатывании денег (1) ему бывает довольно затруднительно поверить в то (2) что можно (3) действительно (4) быть счастливым (5) занимаясь (6) творчеством (7) даже (8) если ты не получаешь за это ни рубля. 2. Крупнейшие банки имеют значительный вес в своих странах (1) составляя стержень экономической и политической силы великих наций (2) и (3) простирая свои производственные и сервисные сети по всему миру (4)приобретают транснациональный характер.       а) в преддверие б) в преддверии в) в преддверии   а) всвязи с б) в связи с   а) ввиду б) в виду   а) на счет б) насчет а) вследствие б) в следствие ) в следствии     а) 1, 2, 3, 5, 7, 8 б) 1, 2, 3, 4, 5, 7 в) 1, 2, 5, 6, 7, 8     а) 1,2,3,4 б) 1,4    

 

 

Матрица

 

Фамилия   Факультет  
Имя   Группа  

 

1. а б       а б  
2. а б     7. а б  
3. а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б     8. а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б     9. а б  
  а б       а б  
4. а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б     10. а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
5. а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б     11. а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
6. а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б в

 

  а б в     а б  
  а б в     а б  
  а б в     а б  
  а б в     а б  
13. а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
14. а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
  а б       а б  
15. а б       а б  
16. а б в     а б  
  а б в     а б  
  а б в     а б  
  а б в     а б  
17. а б     25. а б в
  а б       а б в
18. а б            
19. а б            
  а б            
  а б            
  а б            
  а б            
  а б            
  а б            
20. а б            
  а б            

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: